Глава 10 основные направления первых экспериментальных исследований
§ 1. Изучение ощуще- Для большинства созданных к концу XIX столетия психологических ний и восприятия лабораторий характерно сведение основной проблематики экспериментальных исследований к изучению элементарных психических процессов - ощущений и восприятий. Для иллюстрации достаточно ограничиться примерами лейпцигской лаборатории В. Вундта, которая вплоть до начала XX в. продолжала оставаться ведущим центром мировой экспериментальной психологии и лабораториями России, которая занимала тогда второе место после Германии по объему научных работ, важности и широте проблематики. Так, в Вундтовской лаборатории две трети всей психологической тематики занимали психофизические измерения, психофизиологические исследования ощущений и восприятий, а также хронометрические измерения реакций. Э. Боринг приводит следующие подробные данные по этому поводу. По количеству работ, выполненных в лаборатории В. Вундта (всего было проведено 100 исследований), проблемы ощущений и восприятия занимают первое место. С изучением вопросов сенсорной психофизиологии связано 50% всех проведенных исследований. За ними шли работы, касающиеся измерения времени реакций. Они составляют 17% от общего числа исследований. Последняя треть экспериментальных исследований, проведенных в лаборатории В. Вундта посвящена изучению эмоций (10%), внимания (10%) а ассоциаций (10%). Из общего числа работ, выполненных в области ощущений и восприятия, половину составляют исследования зрения. Основными темами были здесь вопросы психофизики и психофизиологии светового и цветового зрения, глазомерные функции зрения, поле зрения, оптические иллюзии, восприятие глубины. В области зрения экспериментальные исследования вели В. Вундт, В. Гельпах, И. Крис, Г. Мартиус, Г. Майер и др. Вторую половину составили экспериментальные работы по изучению других видов ощущений - слуха, осязания, вкуса, обоняния.
Хронометрические измерения времени реакций проводились по трем направлениям. Одно из них было связано с определением времени реакций в зависимости от воздействия раздражителей различной физической природы. Особую известность приобрели опыты Л. Ланге, позволившие ему открыть сенсорный и моторный тип реакций. Другая линия измерений была связана с определением времени сложных реакций, включающих акты узнавания, различения, выбора. Измерением времени сложных реакций занимались сотрудники В. Вупдта Э. Тишер, Д. Кеттел и др. К этим исследованиям примыкают работы Э. Крепелина, М. Траутшольда, Д. Кеттел а по измерению времени свободных и навязанных ассоциаций. Открытие Л. Ланге (1886) сенсорного и моторного типа реакций повлекло за собой экспериментальные исследования внимания. Вопросы по вниманию касались в основном вопросов объема, колебания и распределения внимания (опыты с компликацией). Объем внимания определялся с помощью тахистоскопического метода. Первыми стали изучать объем внимания в лаборатории В. Вундта Г. Дейч и Д. Кеттел. Первые опыты по изучению особенностей колебания внимания провел Н. Н. Ланге. Немногочисленную часть заняли в Лейпцигской лаборатории исследования вторичных (моторных) характеристик речи - скорости чтения и письма (Д. Кеттел). Сходные с Вундтовской лабораторией направления исследований имели место и в лабораториях России. В лабораториях В. М. Бехтерева исследовались все виды чувствительности. Зрительную чувствительность изучали Ф. К. Телятник, А. В. Гервер, А. ФЛазурский, М. П. Никитин. Значительная часть исследований была посвящена изучению волосковой чувствительности (В. М. Бехтерев, К. И. Ноишевский, Н. П. Осипова) и мышечных ощущений (М. Н. Жуковский, В. И. Руднев, М. А. Фальк). Экспериментальные исследования велись и по другим видам ощущений. В Московской лаборатории изучали зрительную чувствительность (И. М. Целиков), слуховую и вкусовую чувствительность (А. Н. Бернштейн). Измерением времени реакций занимались А. А. Токарский и А. Васистов. Для Юрьевской лаборатории характерно было экспериментальное изучение ощущений и восприятия в связи с задачами психиатрии. У больных, страдающих психическими заболеваниями, исследовались особенности реакций на различные раздражители (В. Ф. Чиж), особенности зрительного и слухового восприятия (В. Ф. Чиж, К. И. Заборский), ассоциаций (В. Ф. Чиж), кожной чувствительности (В. К. Барт), памяти слуховых ощущений (Н. Гиршберг), памяти движений (Ф. Шнейдер). В Киевской лаборатории экспериментальные исследования касались вопросов психического утомления (И. А. Сикорский). В Одессе Н. Н. Ланге, используя хронометрический метод измерения реакций, провел многочисленные опыты, направленные на изучение процессуальных характеристик восприятия и внимания. Открытый им закон перцепции и моторная теория внимания принесли русскому психологу всемирную известность.
Итак, краткий обзор состояния научно-исследовательской работы в психологических лабораториях России и Германии показывает, что ощущения и восприятия формировали первую проблематику экспериментальной психологии в период ее возникновения. Вскоре происходит оживление экспериментальных работ в области эмоций, ассоциаций и памяти, а затем и мышления.
§ 2. Начало экспери- Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных ментального изучения чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, эмоций выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В. Джемсом (1884) и датским физиологом С. Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В. Джемса и С. Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С. Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.
Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восходят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Авиценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р. Декарт во всей полноте показал неразрывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и философ Ж. Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, подчеркивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с. 86]. В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч. Белла и Ч. Дарвина. Ч. Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения. В генетическом плане сходное положение было обстоятельно раскрыто в работе Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч. Дарвин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три основные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно которому выразительные движения при эмоциях являются рудиментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослабленная форма подлинного плача младенца. Самим Ч. Дарвиным был введен один из методов, который станет в психологии типичным приемом для изучения эмоций по выражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.
Все сказанное выше и явилось исторической предпосылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, получившей первоначально широкое распространение. Оставляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значение с точки зрения возможности использования экспериментальных методов при изучении эмоций. Ценность теории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она открывала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Положение о том, что эмоциональные состояния сопровождаются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. Приемы, с которыми было связано экспериментальное изучение эмоций по их телесным и органическим проявлениям, были названы немецким психологом О. Кюльпе общим именем - «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождающих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психологией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т. п. Обычно в качестве объективных показателей эмоций и аффектов использовались сдвиги в дыхании {частота, глубина, форма дыхания, длительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма). Другими вегетативными показателями были уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны и мочи, температура кожи, кожно-гальваническая реакция, открытая независимо друг от друга Ш. Фере (1888) и русским физиологом И. Р. Тархановым (1890). Наконец, следует назвать некоторые мышечные реакции, как то: зрачковый рефлекс, мышечное напряжение (динамометрия), тремор и другие непроизвольные движения. Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.
Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И. Р. Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга. В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш. Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях. Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И. Р. Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И. Р. Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия. Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И. Р. Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В. Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека. Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впечатления». Начало этому методу было положено И. Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную методическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эстетики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций. Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха - это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений - пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии. Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раздражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетической оценкой различных геометрических форм (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др. ). Определение эстетической оценки проводилось тремя способам, или их комбинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, предполагал самостоятельное изготовление таких геометрических форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «метод применения, » заключался в выяснении того, как часто в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвертов, плиток шоколада и т. п. ). Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В. Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П. Менц, Э. Мейман, М. Браун). Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека. Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций. § 3. Эксперименталь- В последней четверти XIX в. ассоциативная психология еще сохраняла ное изучение ассоциа- свое преобладающее влияние, поэтому вполне закономерными явились ций и памяти попытки поставить под экспериментальный контроль исходные принципы ассоциативной теории. Первые такие потоки были предприняты одновременно (1879) английским ученым Ф. Гальтоном и В. Вундтом. Опыты Ф. Гальтона касались определения времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Ф. Гальтоном было отобрано 75 слов. При предъявлении каждого из них включался секундомер, регистрирующий время, через которое возникало первое какое-либо представление. Анализ ассоциаций показал, что многие ассоциации повторяются. Так, на каждые 100 ассоциаций приходилось в среднем повторенных 4 раза - 23 ассоциации, три - 21, дважды - 23 и один раз - 33. По содержанию из каждых 100 ассоциаций - 39 было обращено к детству и ранней юности, 46 - к зрелому возрасту и 15 - к недавнему прошлому. Метод Ф. Галь-тона был назван впоследствии «методом свободных ассоциаций». В его первоначальной форме имелись существенные погрешности. Опыты проводились Ф. Гальтоном на самом себе, т. е. сам автор следил за ходом собственных ассоциаций. По этой причине не могло быть точно зарегистрировано время возникновения представления. Применение секундомера давало слишком грубые показатели по сравнению с хроноскопом. Метод свободных ассоциаций был значительно усовершенствован в Вундтовской лаборатории, в которой кроме самого В. Вундта изучением ассоциаций занимались С. Холл, Э. Крепелин и др. Поскольку метод свободных ассоциаций позволял определять в основном только быстроту протекания ассоциативных процессов и не давал возможности выявлять в полной мере качественные, содержательные особенности представлений, в лаборатории В. Вундта был введен новый вид ассоциативного эксперимента, получивший название метода навязанных ассоциаций. При этом варианте ассоциативного эксперимента испытуемый отвечал на слово-раздражитель не первым пришедшим на ум словом, а словом, являющимся по отношению к первому общим или частным понятием, либо словом, находящимся со словом-раздражителем в причинно-следственной связи или в других смысловых отношениях. Метод навязанных ассоциаций впервые был использован Д. Кеттелом при переводе слова с одного языка на другой, изучении причинно-следственных отношений, арифметических действий и др. Подобные опыты проводились и другими психологами. На основе полученных экспериментальных данных было обнаружено, что традиционно выделяемые разновидности ассоциаций установленными фактами не подтверждаются. Отсюда возникала необходимость построения новых классификаций теперь уже на основе опытных данных. Но поскольку у разных авторов экспериментальные результаты отличались, то и предлагаемые ими классификации ассоциаций также не совпадали (Г. Эббингауз, В. Вундт, Т. Циген). Изучение ассоциаций и представлений явилось переходным мостиком к экспериментальному исследованию памяти, а затем и мышлению. Как известно, В. Вундт считал, что высшие психические процессы - память, воображение, мышление и воля самонаблюдением выявить невозможно, поэтому для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в область психологии народов, где через изучение языка, мифов и легенд, обычаев и нравов можно было бы пролить свет на закономерности протекания этих высших форм индивидуального сознания. Первым, кто попытался снять выдвинутое В. Вунд-том ограничение в отношении возможности экспериментального изучения высших этажей сознания, был немецкий психолог Г. Эббингауз, сторонник ассоциативного направления в психологии. Особую роль здесь сыграла книга Г. Фехнера «Элементы психофизики», под влиянием которой Г. Эббингауз задался целью применить психофизические принципы к изучению памяти. В определении специфики будущих опытов в области памяти важное значение имело традиционное положение ассоциативной психологии о том, что повторение есть главное условие прочности ассоциаций. Именно в частоте повторения Г. Эббингауз увидел возможности измерения памяти. Необходимо было решить вопрос лишь об объективных средствах контроля влияния повторений на прочность ассоциаций. Такое средство Г. Эббингауз нашел в движениях, которые вызываются представлением или которые сопровождают его, например, прогова-ривание, движение губ, мимические движения, ритмические движения головы, рук, ног, рисунки, письмо ит. п. По этому поводу Г. Эббингауз писал; «Этот переход представлений в движения является для нас, как мы скоро это увидим, важным средством для уразумления подробностей, характеризующих ассоциации и воспроизведение» [122, с. 187]. О том же самом, но в более конкретной форме, им говорилось: «... мы имеем важное средство для изучения памяти в связи воспроизведенных представлений с движениями. Пользуются этим средством следующим образом: вызывают представления, которые легко могут воспроизводиться движениями речи или письма, или также при помощи простых рисунков, и затем исследуют, как воспроизведение видоизменяется при различных обстоятельствах» [122, с. 193]. Названные два принципа (повторение и воспроизведение) открывали Г. Эббингаузу путь к выполнению важнейшего требования, выражающегося в том, что материал, условия и результат заучивания должны быть измеримы. Если память изучать через воспроизведение, то для того, чтобы был измеряем результат заучивания, необходимо прежде всего иметь такой материал заучивания, который бы сам поддавался количественному измерению. Кроме этого основного условия должен быть соблюден еще ряд требований: заучиваемый материал должен быть одинаковой трудности, т. е. однородным, его необходимо иметь в достаточном количестве с тем, чтобы при повторных опытах он каждый раз бы менялся и был новым, Такого материала, который удовлетворял бы всем перечисленным требованиям в реальной жизни, Г. Эббин-гауз не нашел. Поэтому он приступил к составлению искусственных сочетаний букв или бессмысленных слогов. Как представлялось Г. Эббингаузу, бессмысленные слоги отвечают в полной мере выдвинутым требованиям. Длинные ряды бессмысленных слогов имеют одинаковую сложность, таких слогов много (их было составлено 2300). Число заученных слогов выступало мерой заучивания сти-мульного материала. Каждую ошибку в репродукции легко выразить числом, благодаря последовательному построению слогов. Бессмысленные слоги трудно поддаются ассоциативным смысловым связям, облегчающим процесс запоминания, а это очень важно, как полагал Г. Эббинга-уз, для изучения «чистой» памяти. Проведя большую подготовительную работу, Г. Эббингауз в 1879 г. приступает к проведению опытов, выполненных полностью на самом себе. Заметим, что индивидуальная форма проведения опытов была общепринятой в тот период и соответствовала общим интроспективным установкам субъективного направления в психологии. Для изучения памяти ГЭббингаузом было разработано три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания, метод экономии и метод поправок. Метод полного заучивания состоял в многократном повторении больших рядов слогов до полного, безошибочного их воспроизведения. Метод экономии позволял вы-яснить в какой мере каждое новое повторение оказывает облегчающее влияние на безошибочное воспроизведение ранее заученного ряда бессмысленных слогов. При методе поправок испытуемый прибегал к подсказке в тех случаях, если он останавливался или допускал ошибку. Количественными мерами выступали число повторений, общее время, затраченное на заучивание полного ряда слогов, количество ошибок, поправок или подсказок. Пользуясь перечисленными методами, Г. Эббинга-уз установил ряд закономерностей работы памяти. Большая часть открытых закономерностей касалась вопросов влияния способов повторения на заучивание, зависимости заучивания от количества и сложности материала. В частности, Г. Эббингаузом было обнаружено, что трудность заучивания пропорциональна объему, количеству заученного материала. Чем больше длина заучиваемого ряда бессмысленных слогов, тем больше требуется повторений. С увеличением повторений время заучивания сокращается. Равномерное распределение повторений во времени более эффективно, чем многократное повторение в один прием. Уменьшение скорости заучивания ведет к увеличению общего времени, необходимого для полного воспроизведения предложенного ряда слогов, т. е. эффективнее заучивать материал большими скоростям. Заучивание в целом продуктивнее заучивания по частям. Широкую известность в психологии получила установленная Г. Эббингаузом кривая забывания. Она свидетельствовала о том, что процесс забывания во времени происходит неодинаково, вначале очень быстро, а затем медленно. По мнению Г. Эббингауза, полученная кривая забывания соответствует логарифмической зависимости и это давало ему основание распространить логарифмический психофизический закон Г. Фехнера на область памяти и тем самым доказать универсальность действия этого закона в системе психофизических отношений. Все основные результаты проведенных опытов были сведены и обобщены Г. Эббингаузом в его книге «О памяти», изданной впервые в 1885 г. После выхода этой книги Г. Эббингауз переключается на экспериментальное изучение ощущений и восприятия, новых же опытов в области памяти не проводил. В 1897 г. он издает первый том «Основ психологии», в 1902 г. - второй, а в 1908 г. выпускает книгу «Очерк психологии». В перечисленных работах были изложены основные принципы ассоциативной психологии, в обобщенном виде представлены результаты собственных исследований в области памяти и других психических процессов. Вскоре после опытов Г. Эббингауза измерение памяти приняло массовый характер. Исследованием ее занимались почти во всех психологических лабораториях мира. Разработанные Г. Эббингаузом методы изучения памяти находили самое широкое применение, проникая из общей психологии в ряд формирующихся новых прикладных отраслей и направлений в психологии (педагогическую, дифференциальную, психотехнику и т. д. ). Привлечение методов к различным новым задачам исследования, проникновение их в специальные ветви психологии, повлекли за собой разнообразные преобразования первоначальных методов изучения памяти или создание на их основе новых приемов измерения. Так, Г. Мюллер совместно с Ф. Шуманом, первые из принявших эстафету Г. Эббингауза, внесли ряд изменений в условия и процедуру проведения эксперимента. В опытах названных авторов функции испытуемого и экспериментатора были разведены, что несомненно повышало надежность и точность экспериментальных данных. Далее, бессмысленные слоги, составленные Г. Эббингаузом, как оказалось, не были однородными по степени их трудности. Более того, нередко рядом стоящие слоги образовывали слова с определенным смысловым содержанием. Авторам пришлось пересмотреть общий перечень слогов и отобрать лишь те из них, которые отвечали ранее упомянутым требованиям. Ими же был сконструирован специальный прибор для предъявления бессмысленных слогов, представляющий собой вращающийся барабан с намотанной на нем бумажной лентой, на которой записывались бессмысленные слоги в определенной последовательности. Позднее (1892) Г. Мюллер и А. Пельцекер вводят новый метод изучения памяти - метод угадывания. Он состоял и том, что испытуемым предъявляют бессмысленные слоги попарно. После их заучивания испытуемому предъявляется один из парных слогов, на который нужно ответить слогом, стоящим в паре с первым. Новые модификации в приемах изучения памяти стали возникать в связи с переходом на заучивание осмысленного материала. Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти стал Э. Мейман. Напомним, что Г. Эббингауз обратился к бессмысленным слогам для того, чтобы выявить закономерности памяти, протекающие как бы в «чистом виде». Но такие условия слишком далеки от реальной жизни. Э. Мейман верно отмечал, что в процессах памяти существенную роль играет мышление. Участие понятий и чувственных образов в мнемических функциях ведет к значительной их перестройке. Поэтому возникала задача приблизить опыты в области памяти к жизни, что особенно было важно для педагогической практики. Э. Мейман постав и себе цель построить такие ряды для заучивания, которые можно было бы так же легко расчленять количественно, как и ряды бессмысленных слогов и, вместе с тем, реализовать задачу, состоящую в обнаружении влияния «смысла слов и связи мысли» на легкость или трудность заучивания [81, с. 411]. Выход из положения Э. Мейман нашел в том, что в качестве заучиваемого материала он стал употреблять вначале ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, связанных по смыслу. Опыты Э. Меймана на материале рифмованных слогов показали, что при прочих равных условиях их число заучивается почти вдвое больше, чем бессмысленных слогов. Еще более выразительными оказались результаты опытов, построенных на словесно-логическом материале, Новые данные свидетельствовали о том, что память воспроизводит заучиваемый материал в преобразованном виде. Память -это не фотографическое изображение прошлых впечатлений, соединенных механическими ассоциациями. В памяти обнаруживается предрасположение к слиянию, к обобщению, за которыми стоят понятия и мышление. Так, экспериментальные исследования Э. Меймана в области смысловой памяти подводили и приближали психологию к экспериментальной разработке проблемы мышления, чем и занялись в скором времени психологи Вюрцбургской школы. § 4. Переход к экспери- Известно, что ассоциативная психология сводила мышление к ментальному изучению механической динамике чувственных образов. Этим самым мышления качественное своеобразие мыслительных процессов практически отрицалось. Между тем, ряд экспериментальных исследований в области восприятий, памяти и представлений показывал, что помимо ассоциаций в сознании есть нечто отличное от них, что вносит в чувственное содержание сознания существенные коррективы. Так, уже восприятие нельзя было трактовать как механическое объединение ощущений, ибо оно выступало как некоторое единство, обладающее новым качеством, отличным от свойств, составляющих данное восприятие чувственных элементов или ощущений. В. Вундту пришлось даже ассоциациям приписать некую творчески-синтезирующую функцию. Влияние мышления стало еще более очевидным в опытах по заучиванию осмысленного материала. Включенность мыслительных компонентов в перцептивных и мнемических актах с необходимостью ставило в первую очередь вопрос об экспериментальном изучении проблемы мышления. Первые шаги к экспериментальному анализу мыслительных процессов были предприняты в начале XX в. представителями Вюрцбургской психологической школы во главе о О. Кюльце. В области теории психологи Вюрцбургской школы опирались вначале на философский позитивизм Э. Маха и Р. Авенариуса, сторонников так называемого неореализма, возрождавшего в новой форме идеи субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма. Позднее, под влиянием экспериментальных данных, вюрцбургские психологи переориентировались на теоретические схемы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, удержав из их учений понятия об итенциональных актах (Ф. Брентано) и интенциональных переживаниях сознания (Э. Гуссерль). Вместе с тем в теоретических взглядах вюрцбуржцев сохранялись и элементы вундтовской психологии, поскольку чувственные элементы и ассоциативный механизм их связи полностью не устранялись из сознания, а лишь дополнялись его безобразными компонентами и «детерминирующими тенденциями». С В. Вундтом Вюрцбургскую школу сближает также интроспективный метод, с помощью которого изучалось мышление. Хотя сам В. Вундт не допускал возможность применения экспериментального самонаблюдения к собственно мыслительным актам, О. Кюльпе, его бывший ученик, счел это ограничение неправомерным и предложил заменить непосредственную форму интроспекции на интроспекцию ретроградную или ретроспекцию. Считалось, что при ретроградной форме самонаблюдения устраняется то искажающее влияние самого интроспективного акта на психические процессы, которое свойственно непосредственной форме самонаблюдения и, кроме того, открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем. Испытуемому предлагалось выполнить какое-либо задание, после завершения которого он должен был описать свои состояния и переживания, возникшие при решении задачи. В опытах могли использоваться психофизические методы, методы измерения реакций, но более часто применялся ассоциативный эксперимент. Имея в виду, что в опытах по изучению мышления основная роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчета испытуемого, метод ретроспективного отчета получал название метода редакции. С помощью ретроспективного эксперимента были проведены почти все исследования, выполненные в Вюрцбургской школе. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты К. Марбе(1901) и А. Майера с И. Орта (1901), которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения. Они показали, что суждения имеют «внечувственную», «безобразную» природу, поскольку они в терминах чувственных представлений не описываются. По этой причине К. Марбе счел целесообразным отнести проблему суждения, а стало быть и мышления, к логике. К аналогичным выводам пришли А. Майер и И. Орт, которыми было проведено «качественное исследование ассоциаций». Новые факты в области мышления были установлены А. Мессером, который первым среди своих коллег связал безобразные компоненты сознания с мышлением и прямо назвал их «мыслями», вместо прежнего термина «состояния сознания», введенного ранее А. Манером и И. Ортом. Кроме безобразности мысли, считал А. Мессер, другими ее отличительными признаками являются отнесенность ее к предмету и осознание в ней отношений, Более обстоятельно эти факты были изучены К. Бюллером (1907). Опыты К. Бюллера состояли в заучивании парных мыслей, В одном из вариантов опытов испытуемому вначале давался один ряд предложений, затем другой ряд фраз с неполным смыслом. Порядок предложений в смысловом отношении не совпадал, т. е. взаимополагающие смысловые части были намеренно разведены. От испытуемого требовал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|