И. Кант. Учение о познании
· Познание – отношение субъекта и объекта. · Познающий субъект имеет уровневую систему: - чувственность - рассудок - разум · Познаваемый объект имеет две стороны: явление (внешние стороны, признаки объекта, воспринимаемые в чувственном опыте); вещь в себе (сущность объекта). «Коперниковский переворот» И.Канта в философии Сознание познающего субъекта – не пассивная субстанция, а активное, творчески-конструктивное образование. Достоверность научных знаний обусловлена наличием в сознании априорных форм. Таким образом, познающий субъект не открывает законы природы, а диктует сконструированные в собственном сознании законы природе. Познавательные возможности ограничены исследованием явлений (пределами опыта). Познающее сознание действует как машина, которая обрабатывает данные чувственного опыта, придает им форму представлений и суждений. Достоверное познание того, что не дано в опыте, невозможно. Этика И. Канта Всеобщим основанием нравственности является априорный закон, содержащийся в моральном сознании человека, называемый категорическим императивом практического разума: «.... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Категорический императив не содержит в себе конкретных предписаний, а указывает общее направление определения моральной ценности любого из возможных поступков. Ценность морального действия определяется не его результатом, а волей в его совершении в соответствии с априорным нравственным законом, выражающемся в виде долга. Человек не способен рационально преобразовать все общество, однако, он способен совершить индивидуальный нравственный выбор.
• Цель трансцендентального идеализма состоит только лишь в том, чтобы понять возможности нашего априорного познания предметов опыта. • Трансцендентальным является то, что хотя и носит доопытный характер, но делает возможным познание опыта. • В нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы. Априорное – знание, предшествующее опыту и независящее от него, оно лишь оформляет чувственность. • Нельзя принимать деятельность разума без всяких условий, необходимо постоянно устанавливать границы. • Существует мир, независящий от наших ощущений и мышления – мир «вещей в себе». Этот мир, будучи трансцендентным, т.е. находящимся за пределами всякого возможного опыта, открывается только практическому разуму. • Рассудок всегда направлен на чувственно воспринимаемый материал. Благодаря наличию в рассудке априорных форм чувственно воспринимаемое многообразие мира подводится под единство понятий, т.е. мир воспринимается как нечто упорядоченное. • Деятельностью рассудка руководит разум. Он задает рассудку идеи о высших безусловных реальностях, к познанию которых должен стремиться рассудок.
МАРКСИЗМ Маркизм – это система идей, созданная Марксом и Энгельсом во второй половине ХIX в., составными частями которой были философия, экономическая и социально-политическая теории. Возник марксизм в 40-е годы XIX в. и был своеобразным теоретическим ответом на те вопросы, которые поставили перед людьми социально-экономические и политические процессы новейшей европейской истории. Мощный экономический подъем, стремительное развитие науки, исторический оптимизм просветителей, подтвержденный грандиозной системой Гегеля, с одной стороны, и нищета и беспомощность рабочей массы в молодом буржуазном обществе – с другой, вот истоки философии Маркса. Его учение было рождено ужасающим зрелищем социальной действительности на фоне научного прогресса, который, казалось, мог обеспечить человеку достойные условия жизни. Маркс был поражен бедственным положением людей среди мощных машин, предназначенных для того, чтобы сделать долю человека лучшей, но почему-то не сделавших этого.
Основоположниками этой философии, изначально представленной в качестве идеологии пролетариата, были немецкие мыслители Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820— 1895). (немецкая классическая философия выступила в качестве непосредственного теоретического источника философии марксизма) марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основанное на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату; Какие же черты присущи философии Маркса? 1)Материализм составляет мировоззренческую основу этой философии, но не старый метафизически-механистический материализм, который сводит все к природе, физике, где все подчинено универсальному детерминизму, исключающему возможность свободы. Предпосылкой существования человека является не природа, а направленная на преобразование этой природы практическая деятельность, основой и главной целью которой выступает материальная жизнь людей. Это материализм диалектический и исторический; 2)диалектика как теория развития и методологический принцип отличает марксистскую философию от предшествующих философских теорий; 3)социоцентризм, сущность которого заключается в том, что общество рассматривается как основной и даже единственный объект философского исследования, предпосылка существования человека и действительный субъект истории; 4)социально-критическая ориентация, которая делает эту философию “теорией революционного переустройства мира”; 5)определяющая роль практики как специфически человеческой активной деятельности, направленной на преобразование природной и социальной среды с целью более полного удовлетворения общественных потребностей.
Необходимо только отметить три обстоятельства: во-первых, марксизм вызван к жизни той совокупностью социокультурных реалий, которые были характерны для европейского сообщества средины ХIХ в., во-вторых, это была реакция на нищету, бесправие и невыносимое положение рабочей массы на этапе раннего капитализма, в-третьих, бесспорным является тот факт, что марксизм оказал огромное влияние на историческую жизнь человечества в ХХ в. Можно не соглашаться с марксизмом, но нельзя не признавать его в качестве элемента европейской духовной культуры.
позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетические объединения и что философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование;
Читайте также: II. Получение, отправление и подготовка договоров Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|