Генезис философии: от мифа к логосу.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Место философии в системе культуры. Функции философии Культура- область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Это все, что создано человеком и передается из поколения в поколение. Культура выражается в духовных и материальных ценностях, а субъектами культуры является общество и человек. Материальная культура – совокупность предметов, созданных человеком для удовлетворения своих материальных потребностей. Духовная культура – все, что создано людьми, стремлением к воплощению идеалов в различных областях деятельности. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах. Элементами культуры являются: язык, орудия труда, наука, искусство, мораль, религия, образ жизни и поведения, политика, идеология, философия. Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований. Фундамент культуры составляют: — знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке; — ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы. Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Философия - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую,(оценка вещей, явлений). социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую
Исторические типы мировоззрения: миф и религия. Мировоззрение- это обобщенная система, взглядов, убеждений, мыслей, чувств, стремлений человека на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня: чувственный и рациональный. Мифологическое мировоззрение. Это мировоззрение первобытного общества. Миф – предание, сказание. Человек не выделяет себя из окружающей среды. Мифологич. мировоззрению присущ антропосоциооморфизм – очеловечивание природы, одушевление космоса. Мифология – попытка объяснения мира из размышления о снах, смерти, болезни. Это путь познания воли богов. Ей присущи: Синкретизм - слитность человека и природы. Мир не безличен, а есть совокупность живых сил. Связь с магией, с практикой воздействия на «сверхъестественный мир» (шаманы, колдуны), обряды, танцы. Черты мифологического сознания: мышление носит чувственный характер, антропоморфизм, оборотничество, отсутствие случайностей – на все ест причина, космогония- мир возник из хаоса, неоднородность пространства и времени. Религиозное мировоззрение. Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер, и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви), с определенной структурой,правилами жизни последователей, моралью, культом.
Структура религии: Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные отношения Религиозные организации Виды религий Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Пантеизм – Бог растворен в природе Вера в абстрактный идеал.(джайнизм) Мировые религии Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине. Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове. Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии.
Исторические типы мировоззрения: философии и наука. Философию и науку объединяет то, что Философия и наука – способы познания мира Философия и наука – формы логического бытия знаний Философия и наука – это системы знаний о мире Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами А различие в том, что Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования Наука неидеологична, а философия идеологична Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание Наука – это знание частное, а философия – всеобщее Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии Наука нуждается в строгой организованности, а кредо философии: «подвергай все сомнению» Наука – сфера необходимости, а философия – свободы Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна Структура философского знания. Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической., а также этика, эстетика, теология и социальная философия.
Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии.
Генезис философии: от мифа к логосу. Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство. При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др. Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения.. Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле) В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания. Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|