Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной вопрос философии и главные философские направления.




Основной вопрос философии- это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному.

Основные философские направления:

1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи.

Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности.

Основные виды материализма: Наивный, стихийный, натурфилософия; метафизический; диалектический

2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо.

Виды идеализма: объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта; субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта.

3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты)

4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания.

5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт)

6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно)

 

Исторические типы философии.

Античная философия 6 в до н. э по 6 в – онтология, космоцентризм, гилозоизм (материя является одушевленной), становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем, умозрительность.

Средние века 5 -14 в – теоцентризм, традиционализм, геоцентризм, креационизм, авторитаризм, концепция двойственной истины, борьба номинализма и реализма, особая постановка проблем появления человека и его сущности. (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Философия Возрождения 14-16 в – синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против теологии.

Философия Нового времени 17-19 в – исследование природы, вера в разум человека, формирование тенденций рационализма, формирование теории общественного договора (Бэкон,Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Кант, Гегель, Вольтер, Руссо, Дидро, Ломоносов)

Новейшая философия конец 19 – 21 в – рассматривает мир, принципы его познания в неразрывной связи с субъективными особенностями индивидуального бытия, направляя свое внимание на практические потребности человека. (Конт, Спенсер, Мах, Ницше, Бергсон)

Древнегреческая натурфилософия (Фалес, Парменид, Зенон, Гераклит).

Фалес из Милета 625 – 547 в до н.э. – выдвинул идею субстанции – первооснову всего. Он считал, что все происходит из воды и в воду обращается, Вода носитель всех изменений. Он отходил от мифологического мышления и был на пути естественного объяснения мира. У него булла идея единства мироздания. Бог – разум мира.

Парменид конец 7 – 6 в до н. э – был автором сочинения «о природе» - это описание пути познания мира, где основную роль играет разум, а чувства – это знания, которые не носят истинный характер. Он считал, что критерий истины – это разум. По его мнению, бытие соотносится с мышлением, небытия нет, т.к не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Идея о едином Бытие как истинном Бытие. Телесное и духовное совпадает в Боге.

Зенон Элейский (490 – 430 г до н.э) – он развил логику как диалектику. Сформировал апории против движения (парадоксы), такие как «Ахилесс и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион».

Гераклит – рассвет творческих сил Гераклита приходится приблизительно на 504-501 гг до н.э. Еще при жизни его прозвали темным. Он написал сочинение «о природе», которое отличалось трудностью изложения.

 

Метод Сократа.

Взгляды Сократа (469—399 до н. э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Диалог - основной метод нахождения истины.

 

Философская система Платона(Мир идей. Душа. Государство).

Теория идей.

По мнению Платона, мир двойственен: видимый мир изменчив, мир идей невидим и неизменяем. Идея центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Мир идей – подлинное бытие, а вещи лишь тени идей, слабые копии. Идеи вечны и неизменны, это божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра. Идеи обладают самостоятельным бытием. Идея – причина, основание, сущность, цель любого существования. Само Сущее познается через конкретность Сущих. Он вводит понятие «идеальное» - царство идей, умопостигаемое, отличное от зримого мира.

Теория Души.

По Платону, душа до рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Попадая на землю в тело человека, она становится узницей, вспоминающей о мире идей. До своего рождения в теле душа знает все, что ей нужно знать. Душа бессмертная сущность, состоящая из 3-х частей: разумной, страстной и вожделяющей. Источник гармонии – мировой разум, который мыслит сам себя (кормчий души). В мышлении душа активна, внутренне противоречива, диалогична. Смерть – разделение с телом, преодоление ограниченности души, сближение с высшим началом.

Государство. Теория идеального государства.

Лучшая форма правления – аристократия. Стремление к благу является общим, как для государства, так и для личности. Когда общество стремиться к благу, оно становиться справедливым, а личность добродетельной. Тирания – самая худшая форма правления. Основные сословия в государстве: ремесленники земледельцы, войны стражи и правители философы. Основная добродетель – справедливость, Цель человека – познать истинное благо, истинное добро для обретения гармонии с высшим началом, а высшее благо – это разум.

 

Философия Аристотеля.

Аристотель – ученик Платона, но по ряду вопросов он расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Ему принадлежит изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Он считал, что философия – всеобщее знание, она состоит из 3 частей: теоретическая, практическая, поэтическая. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Единство материи и формы – идея единичного бытия вещи. Энтелехия – сила, которая определяет действительность существования, цель бытия конкретной вещи. Душа человека – энтелехия тела. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Целостность вещи

Сами вещи, конкретные явления имеют 4 основания, причины для своего существования: 1 Формальную причину (что?)

2 Материальную причину (из чего?)

3 Движущую причину (как и кем создано?)

4 Целевую причину (для чего?)

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Категории – это фундаментальные понятия философии.

Идея души

Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть ни что иное, как неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа – движущая сила тела. Согласно Аристотелю смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни. Душа вечна и бессмертна. Есть 3 типа души: растительная, животная и разумная. Разумная душа в человеке бессмертна.

Аристотель создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Он был против отмены частной собственности у семьи, но как Платон считал рабство справедливым. Три правильных Г.: монархия, аристократия, полития – народное представительство. Цель государства – счастливая жизнь граждан. Счастье в добродетельной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...