Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские идеи Средневековья.




Средневековая философия

1 Эпоха патристики (учение отцов церкви)- отход от основных идеалов античной философии, проблема свободы воли человека. (Аврелий Августин)

2 Эпоха схоластики (школьная философия)

Основные вопросы: соотношение веры и разума, единичного и общего, свобода воли и спасенное души.

Основные идеи:

-идея креационизма (все создано Богом)

- Бог обладает личностными качествами, но есть творческое, активное начало мира.

- Движение и изменчивость становятся признаками мира.

- Концепция «двойственной истины» (истина религии и истина философии)

- Соотношение веры и разума («Верою познаем», истина открывается через веру)

- Новая постановка проблемы происхождения человека и его сущности(человек греховен и сам познавать истину с помощью разума не может, новые идеалы – любовь, терпение, сострадание, путь к Богу – это не созерцание и познание, а преодоление греховности, очищение)

-Новый образ человека: отказ от праздности, зрелищности, обуздание плоти, не противиться злому, любит врагов, разум не приведет к спасению, а только вера и подчинение воли Бога, человеком движет не природа, а свобода воли.

- Бог проникает во внутренний мир человека

- Принцип свободы воли

-Концепция теодицеи- философская идея оправдания Бога за несовершенство мира и допускаемое Им зло на земле.

Спор об универсалиях – то есть о природе общих понятий (номинализм – универсалии существуют только в человеческом разуме, существует только индивидуальное и оно есть предмет познания. Реализм – общее существует в связи с единичным, то есть универсалии существуют до вещей, в божественном разуме, в вещах – как их форма, и после вещей в человеческом разуме.

 

 

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

Временные рамки 14-16 вв.

Антропология – идея антропоцентризма, возрождение идеалов античности провозглашение идеи гуманизма, реабилитация телесного начала человека, ценность земной жизни, свобода человека, культ человека творца.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

 

Эмпиризм и рационализм философии Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт)

Философия Нового времени характеризуется возникновением двух противоположных течений по вопросам познания мира – сенсуализм (эмпиризм) – Ф. Бэкон, и рационализм – Р. Декарт.

Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1626)

- основу познания составляет чувственное познание, мы познаем мир посредством наших ощущений. «нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»

- основанность знания на опыте, философия носит практический характер.

- Цель науки – господство человека над природой, подчиняясь ее законам, переход от философии слов к философии дела.

- основной девиз – «Знание – сила» (природа побеждается только подчинением ей)

- применял индуктивные методы(от частного к общему) познания (аксиомы – новые эксперименты)

- «Новый органон» - поиск новых методов познания в науке (методология)

- Для достижения достоверного знания сознание должно быть свободно от ложных «призраков» («призраки» рода - отражение вещей в искривленном и обезображенном виде, пещеры – ошибки индивидуального характера, рынка – неправильное использование слов, театра – вера в авторитеты)

- Наука делится на философию (истина разума) и теологию (истина веры)

Рационализм Декарта (1596 – 1650)

- в основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта.

- разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания.

-Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм.

-Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной

-Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения.

-Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики.

-Метод методологического сомнения как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении)

 

15. Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро ).

Основные идеи:

-Все должно предстать перед судом разума

-Культ науки и прогресс человечества

-Имей мужество мыслить самостоятельно

-освобождение от предрассудков и метафизических догм

-пересмотр интеллектуальных ценностей

-защита естественных прав человека (свободы и равенства)

-критика суеверий

-борьба против тирании и сословных привилегий

-издание энциклопедий научного знания

-личные качества человека зависят от окружающей среды, пороки – это также результат влияния среды, поэтому от избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду.

-Деизм.(бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий)

Вольтер

Он ввел в научный оборот термин «культура». Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он признавал необходимость веры в бога как перводвигателя вселенной. Ему принадлежит фраза: Осмельтесь мыслить самостоятельно!

Руссо

Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права

Дидро

Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности.

 

Теория познания и этика Канта.

Теория познания

- необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания

- Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС»

- Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом

- мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является

- Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.

-Познание – взаимодействие рассудка и чувств

- Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)

-Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления

- при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)

Этика

-«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

- Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой

- Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.

-Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)

-Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству»

-Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.

-Религия – нравственное единение людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...