Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)




Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

 

Код контро­лируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ  
Человек и общество  
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)  
1.2 Мировоззрение, его виды и формы  
1.3 Виды знаний  
1.4 Понятие истины, её критерии  
1.5 Мышление и деятельность  
1.6 Потребности и интересы  
1.7 Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности. Свобода и ответственность  
1.8 Системное строение общества: элементы и под­системы  
1.9 Основные институты общества  
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры  
1.11 Наука. Основные особенности научного мышле­ния. Естественные и социально-гуманитарные науки  
1.12 Образование, его значение для личности и обще­ства  
1.13 Религия  
1.14 Искусство  
1.15 Мораль  
1.16 Понятие общественного прогресса  
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)  
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)  
Экономика  
2.1 Экономика и экономическая наука  
2.2 Факторы производства и факторные доходы  
2.3 Экономические системы  
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло­жение  
2.5 Постоянные и переменные затраты  
2.6 Финансовые институты. Банковская система  
2.7 Основные источники финансирования бизнеса  
2.8 Ценные бумаги  
2.9 Рынок труда. Безработица  
2.10 Виды, причины и последствия инфляции  
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП  
2.12 Роль государства в экономике  
2.13 Налоги  
2.14 Государственный бюджет  
2.15 Мировая экономика  
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина  
Социальные отношения  
3.1 Социальная стратификация и мобильность  
3.2 Социальные группы  
3.3 Молодёжь как социальная группа  
3.4 Этнические общности  
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения  
3.6 Конституционные принципы (основы) нацио­нальной политики в Российской Федерации  
3.7 Социальный конфликт  
3.8 Виды социальных норм  
3.9 Социальный контроль  
3.10 Семья и брак  
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы  
3.12 Социальная роль  
3.13 Социализация индивида  
Политика  
4.1 Понятие власти  
4.2 Государство, его функции  
4.3 Политическая система  
4.4 Типология политических режимов  
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки  
4.6 Гражданское общество и государство  
4.7 Политическая элита  
4.8 Политические партии и движения  
4.9 Средства массовой информации в политической системе  
4.10 Избирательная кампания в Российской Федера­ции  
4.11 Политический процесс  
4.12 Политическое участие  
4.13 Политическое лидерство  
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации  
4.15 Федеративное устройство Российской Федера­ции  
Право  
5.1 Право в системе социальных норм  
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс  
5.3 Понятие и виды юридической ответственности  
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации  
5.5 Законодательство Российской Федерации о вы­борах  
5.6 Субъекты гражданского права.  
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности  
5.8 Имущественные и неимущественные права  
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора  
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака  
5.11 Особенности административной юрисдикции  
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты  
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)  
5.14 Споры, порядок их рассмотрения  
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса  
5.16 Особенности уголовного процесса  
5.17 Гражданство Российской Федерации  
5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан­ская служба  
5.19 Права и обязанности налогоплательщика  
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система  
       

 

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

ü Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

ü Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

ü Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

ü Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

 

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

 

Мировоззрение, его виды и формы

 

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира:

· познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

· мировоззрение

· направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

 

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

Виды знаний

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...