Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это: · социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) · отрасль духовного производства (НИОКР); · особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; · по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
· культурно-мировоззренческая, · познавательно-объяснительная, · прогностическая, · социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
· постепенное развитие науки; · развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); · развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; · развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
· объективность; · развитость понятийного аппарата (категориальность); · рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
· проверяемость; · высокий уровень обобщения; · универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); · использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
· анализ – разложение целого на части; · синтез – воссоединение целого из частей; · дедукция – выведение общего положения из фактов; · дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; · аналогия – сходство нетождественных объектов; · моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; · абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; · идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология 2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика 3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
1. Особенности социального познания: 1.1. субъект и объект познания совпадают; 1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; 1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; 1.4. сложность объекта познания – общества; 1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; 1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания. 2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии; 2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях; 2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. 3. Социальный факт 3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя; 3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов: 3.3.1. действия, поступки; 3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности; 3.3.3. словесные (вербальные) действия. 3.4. Оценка социального факта: 3.4.1. свойства изучаемого объекта; 3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом; 3.4.3. познавательные цели исследователя; 3.4.4. личная позиция исследователя; 3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
Образование Образование можно рассматривать в трёх трактовках понятия: · процесс обучения и воспитания личности с целью формирования у нее новых умений и знаний · система социальных институтов, обеспечивающий процесс обеспечения усвоения новых знаний личностью · результат приобретения личностью новых знаний, способствующих приобщению индивида к уровню современной жизни Функции образования:
Структура образования в смысле воспитания личности имеет определенную структуру, строящуюся на: · Образовательных учреждениях (детский сад, школа, ВУЗ). · Социальных группах (учащиеся и педагоги). · Учебном процессе (непосредственная передача знаний и моральных ценностей). На примере Российской Федерации структура образования выглядит следующим образом.
1. Дошкольное образование - ясли, детский сад. 2. Общее: начальное (1-4 классы); основное (5-9 классы); среднее (10-11 классы) – школа, гимназия, лицей. 3. Профессиональное: начальное - ПТУ-лицей; среднее - колледж, училище; высшее - бакалавриат, магистратура; послевузовское – аспирантура. 4. Дополнительное – художественная и музыкальная школа, кружки, секции. 5. Самообразование – самостоятельный поиск и усвоение знаний. В современном мире образование включает многообразие каналов получения знаний. Помимо стандартной школы и т.п. существует также домашнее обучение, дистанционное обучение, различные курсы самообразования. Тенденции развития образования: Гуманизация – основная направленность образования на становление личности, ее интересы и психологию; усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом; упрощение доступа к образовательной среде для людей с ограниченными возможностями. Гуманитаризация – ориентация внимания общества на изучение социально-гуманитарных наук. Интернационализация образования – сближение образовательных программ разных стран. Профилизация образования – профессиональное определение на ранних этапах обучения, обеспечение более серьезного изучения предметов для будущей профессии. Информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов; Беспрерывность образования – процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека, в связи с надобностью обновления знаний из-за постоянно развивающихся технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|