Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство, его формы, основные направления




1. Искусство:

· специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

· практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

· высокая степень мастерства.


2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.


3. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.


4. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.


5. Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.


6. Функции искусства:

· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);

· художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);

· воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);

· эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);

· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);

· предвосхищения (предвосхищает будущее);

· внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

· гедонистическая (доставляет людям удовольствие);

· познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

 

Мораль, ее категории

1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


2. Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.


3. Моральные требования и представления:

· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

· морально-психологические механизмы (долг, совесть);

· высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).


4. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.


5. Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.


6. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

 

 

Понятие общественного прогресса.

1. Различные взгляды на направленность общественного развития
1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

2. Понятие прогресса и регресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Относительность прогресса
: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо

5. Противоречивость прогресса
: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

6. Гуманистические критерии прогресса
:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность, состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворенности жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.

 

 

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...