Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к содержанию и оформлению контрольных работ.




Ф И Л О С О Ф И Я

 

Методические указания, планы семинарских занятий и контрольные вопросы по дисциплине для студентов заочной формы обучения, обучающихся по сокращенной программе

 

 

Вологда

 

 

УДК: 378.14

 

Философия: Методические указания, планы семинарских занятий и контрольные вопросы по дисциплине для студентов заочной формы обучения, обучающихся по сокращенной программе (для всех специальностей). – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 35 с.

 

Методические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных работ по философии составлены в соответствии с требованиями федерального стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса философии. Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения ВоГТУ, обучающихся по сокращенной программе.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.

 

 

Составители: Бушуева Н.А., канд. филос. наук, доц.;

Маковеев Н.И., канд. филос. наук, доц.;

Маслова Н.Н., канд. филос. наук, доц.;

Тяпин И.Н., канд. ист. наук, доц. (отв. ред);

Ухов А.Е., асс.;

Шарыпова И.В., канд. филос. наук, доц.

 

Рецензент: д-р филос. наук, проф. Ковригин Б.В. (ВГПУ)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средней школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» философия, как одна из базовых дисциплин цикла, включена в рабочие учебные планы всех специальностей, по которым ведется подготовка в Вологодском государственном техническом университете.

Студенты ускоренной формы обучения дневного отделения ВоГТУ изучают курс философии в течение 1 семестра. Структура учебного процесса при изучении философии складывается из лекций (4–10 часов), семинарских занятий (4–8часов), самостоятельной работы студентов (152–162 часов), консультаций и итогового экзамена по всему учебному материалу.

При изучении философии следует пользоваться учебными пособиями, справочной литературой (энциклопедии, словари, хрестоматии, антологии), периодическими изданиями (философские журналы), а также знакомиться с оригинальными трудами наиболее видных философов различных эпох. К настоящему времени издано значительное число учебников и учебно-методических пособий по философии. В большей мере соответствуют «Рабочей программе по философии» (ВоГТУ, 2008) следующие из них:

 

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М: Проспект: МГУ, 2008. – 558 с.

2. Асташов, В.Н. Общество как объект философского осмысления: учебное пособие / В.Н. Асташов. – Вологда: ВоГТУ, 1999. – 168 с.

3. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006. – 560 с.

4. Бойко, С.А. Философия: курс лекций / С.А. Бойко. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. – 415 с.

5. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 467 с.

6. Бушуева, Н. А. Русская философия: учебное пособие / Н.А. Бушуева, И.Н. Тяпин. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – 202 с.

7. Введение в философию: учебное пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 243 с.

8. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник для студентов технических направлений и специальностей вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 635 с.

9. Ильин, В. Философия в схемах и комментариях / В. Ильин, А. Машенцев. – СПб.: Питер, 2008. – 303 с.

10. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2002. – 343 с.

11. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с.

12. Мартынов, М.И. Философия: вопросы и ответы: учебное пособие / М.И. Мартынов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 271 с.

13. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 268 с.

14. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2009. – 735 с.

15. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Проспект, 2004. – 336 с.

16. Философия: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / ред.: В.Л. Калашников и др. – М.: Владос, 2004. – 383 с.

17. Философия: основной курс: учебник для вузов / под ред. Л.В. Баевой. – Астрахань: Астраханский университет, 2007. – 439 с.

18. Философия: полный курс: учебное пособие для вузов / под ред. А.Н. Ерыгина. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 701 с.

19. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд. – М.: Академ. проект, 2009. – 688 с.

20. Философия: учебное пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 574 с.

21. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити, 2005. – 622 с.

22. Философия: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Асташов, Н.В. Дрянных, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – 163 с.

 

Существенную помощь изучающим первоисточники по курсу философии окажут хрестоматии и антологии:

 

1. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы / сост.: П.С. Гуревич, В.Н. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – 624 с.

2. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. Ч.2. Человек. Общество. Культура / сост.: П.Н. Гуревич, В.Н. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – 671 с.

3. Антология мировой философии: в 4 т./ под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1969-72. – Т.1. – 576 с.; Т.2. – 776 с.; Т.3. – 760 с.; Т.4. – 708 с.

4. Хрестоматия по философии: учебное пособие / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – 413 с.

5. Хрестоматия по философии: учебное пособие [для нефилософских факультетов вузов] / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект: Велби, 2003. – 571 с.

 

Справочная литература по философии:

1. Гусев, Д.А. Великие философы / Д.А. Гусев. – М.: АСТ, 2005. – 462 с.

2. Краткий философский словарь / отв. ред. А.П. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 491 с.

3. Петров, Д.И. Философия: справочник / Д.И. Петров, В.Р. Хатунцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 286 с.

4. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 729 с.

5. Современная западная философия: словарь / сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Остожье, 2000. – 542 с.

6. Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов.- М.: Советская энциклопедия, 1960 - 1970.

7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 568 с.

8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

9. Философский словарь / под ред. А.П. Ярещенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 555 с.

 

Требования к содержанию и оформлению контрольных работ.

 

Обязательным видом работы студентов-заочников является выполнение одной контрольной работы. Тема контрольной работы определяется самим студентом по «Перечню тем контрольных работ по философии для студентов заочного отделения» (см. Приложение 2) с учётом последней цифры шифра зачетной книжки. Например, шифр № 0603321322, следовательно, студент может выбрать одну из тем под порядковыми номерами 2, 12, 22, 32 и т.д.

Сроки представления контрольных работ отражены в учебном графике, при этом следует помнить, что приём контрольных работ на проверку прекращается за две недели до начала сессии.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент усваивает материал учебника (учебного пособия), изучает дополнительную литературу по теме и определяет круг вопросов, подлежащих освещению в работе. Далее для написания работы составляется план, включающий введение, главную часть и заключение.

Во введении показывается актуальность темы, ее место в курсе философии, связь с другими узловыми проблемами, а также с современными задачами науки и практики.

В основной части раскрывается основное содержание работы по 3-4 выделенным студентом наиболее важным вопросам темы.

В заключении подводится итог, формулируются общие выводы по теме, к которым пришел автор работы. Введение и заключение представляют важную часть контрольной работы и по тому, насколько точны и чётки выводы, можно судить о степени подготовленности и эрудированности автора в вопросах данной темы, о его способности самостоятельно осмысливать философские проблемы.

Качество выполняемой работы зависит от того, насколько аргументировано студент излагает свое понимание проблем изучаемой темы, делая обязательные ссылки внизу листа на изученную философскую, общественно-политическую и научную литературу с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. (Например: Степин, В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высш. шк., 1992. – С. 67).

Общий объём работы – не менее 25 страниц.

Письменная работа оценивается прежде всего по тому, насколько самостоятельно и полно студент излагает теоретические вопросы, используя знание научной и философской литературы по данной теме. Поэтому для более полного представления о круге вопросов, относящихся к изучаемой теме, следует пользоваться не только учебником, но и литературой, самостоятельно подбираемой студентом в количестве не менее двух-трёх наименований - монографий, статей из журналов «Вопросы философии», «Философские науки», «Философия и общество», а также из других журналов и газет.

Письменное оформление работы отражает культуру умственного труда, а потому имеет исключительно важное значение. Она должна быть написана разборчиво, аккуратно, записи располагаются в определенном порядке. На титульном листе работы необходимо указать институт, факультет, название темы работы, группу, фамилию и инициалы автора, шифр и домашний адрес. На следующем листе оформляется план работы с указанием страниц соответствующих разделов. Текст работы структурируетсяв соответствии с составленным планом, т.е. разбивается на разделы (подразделы), и каждый раздел (подраздел) обязательно должен иметь соответствующий заголовок (название).

Оставляются поля для возможных замечаний рецензента, страницы должны быть пронумерованы. В конце работы приводится список используемой литературы, где перечень трудов дается в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы, места и года издания, количества страниц.

Работа должна быть подписана с указанием даты её выполнения.

На каждую работу преподаватель - консультант даёт письменное заключение, которое предъявляется студентом преподавателю - экзаменатору перед сдачей экзамена.

Если работа не отвечает вузовским требованиям, то после исправления недостатков она должна быть представлена на повторную проверку не позднее двухнедельного срока до начала сессии.

Без предъявления прорецензированной контрольной работы студенты не допускаются к сдаче экзамена.

В помощь заочникам университет организует чтение лекций, семинарские занятия и консультации.

Консультации в течение семестра до начала экзаменационной сессии проводятся в комнате 404 учебного корпуса №1 (кафедра философии и права)

Семинарские занятия, проводимые во время экзаменационной сессии, призваны оказать помощь студенту в его самостоятельной работе. К семинарам следует заранее готовиться: прочитать учебную литературу по изучаемым вопросам, осмыслить материал данной темы и продумать ответы на контрольные вопросы и задания по теме семинара. По каждой теме семинарского занятия предлагаются различные учебные пособия (на выбор студента), а также дополнительная литература для углубленного изучения вопросов темы, для подготовки выступлений и докладов на семинаре.

Завершающим этапом изучения курса философии является сдача экзамена. Вопросы для подготовки к экзамену даны в Приложении 3.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.

 

1. Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия. Особенности философского мировоззрения.

2. Основные проблемы и основные направления философии.

3. Функции философии, ее роль в развитии человека и общества

4. Основные этапы исторического развития философии

5. Русская философия: особенности, проблемы, представители.

 

Основное содержание темы

Понятие и структура мировоззрения. Уровни мировоззрения: обыденно-житейский, научно-теоретический, глобальный. Мировоззрение как обобщенное видение мира и места в нем человека. Мировоззрение как система знаний. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества. Предпосылки и причины возникновения философского знания. Типы философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Система основных философских понятий. Особенности философского языка. Взаимосвязь философии и частных наук.

Предмет философии. Основные компоненты философского знания: история философии, онтология, гносеология, методология, аксиология, философская антропология, социальная философия, философия истории. Основные методы философии: софистика, герменевтика, диалектика, метафизика, синергетика. Отличие философских проблем от проблем обыденных, практических, научных. Основные философские направления: материализм, объективный и субъективный идеализм, дуализм, деизм, агностицизм, эмпиризм, рационализм. Специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

Место и роль философии в культуре. Основные функции философии в обществе: мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая. Философия как учебная дисциплина. Цель, задачи, роль и место философии в системе подготовки специалиста и его последующей практической деятельности.

Переход от религиозного к рационально-теоретическому мировоззрению в Древнем мире. Философия Древней Индии. Основные школы древнекитайской философии. Философия античности. Средневековая христианская философия. Философия эпохи Возрождения. Выделение основных философских направлений в европейской мысли XVII – XVIII вв. Немецкая классическая философия и марксизм. Неклассическая западная философия второй половины XIX – ХХ вв.: «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ, позитивизм, аналитическая философия, постмодернизм.

Особенности русской философии, основные этапы ее формирования. Философская проблематика в дискуссиях основных течений общественной мысли: западничество, славянофильство, консерватизм. Философская мысль в художественной литературе (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Становление философии всеединства (Вл. Соловьев). Учение о богочеловечестве. Русский космизм. Философские идеи религиозного реформаторства (В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов и др.). Философские основания духовной культуры и национального самосознания (Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин). Влияние русских мыслителей на западную философию XX века. Русские философы о судьбе России. Содержание Русской идеи.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое философия?

2. Можно ли отождествлять философию и мировоззрение и почему?

3. В чем отличие философии от мифа и религии как исторически первых типов мировоззрения?

4. Каковы социально-исторические предпосылки возникновения и становления философии?

5. Что понимается под основным вопросом философии?

6. Какие философские направления возникают при решении основного вопроса философии?

7. Что такое диалектика и метафизика?

8. В чем состоит специфика объективного и субъективного идеализма?

9. Какова структура философского знания?

10. Как соотносятся между собой философия и наука? Каково соотношение знания и веры?

11. Что дает изучение философии? Есть ли у философии будущее?

12. В чем состоит отличие философии Древнего мира от мифологии?

13. Какие проблемы были поставлены в философии Древнего Востока?

14. В чем проявился космоцентризм древней натурфилософии?

15. Сформулируйте основные идеи религиозно-философского мировоззрения.

16. Как решалась в средние века проблема соотношения веры и разума?

17. Назовите особенности русской религиозной философии.

18. Какие новые проблемы были поставлены в философии Нового времени?

19. Что такое пантеизм?

20. Реализовались ли социально-политические идеалы Просвещения?

21. Какие антиномии сформулировал Кант?

22. Что такое Абсолютная Идея в философии Гегеля?

23. Как понимал природу религии Фейербах?

24. Когда возникла русская философия? Назовите имена всемирно известных русских философов.

25. Возможен ли, по Вашему мнению, синтез науки, религии и философии? Раскройте содержание термина Русская идея. Кто автор этого термина?

 

Учебная литература

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби: Проспект, 2007. – 588 с. (С.3-87).

2. Бучило, Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 467 с. (С. 6-52).

3. Бушуева, Н. А. История русской философии: учебное пособие / Н. А. Бушуева, И. Н. Тяпин. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – 202 с.

4. Введение в философию: учебное пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 243 с. (С.7-87).

5. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 635 с. (С. 4-65).

6. История философии: учебник для вузов / отв. ред.: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 731 с.

7. История философии: учебник / под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Ж. В. Бугая. – М.: Академ. проект, 2005. – 678 с.

8. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. (С. 14-50).

9. Панчук, Е. И. История философии: учеб. пособие / Е. И. Панчук. - Вологда: ВоГТУ, 2003. – 139 с.

10. Сербиненко, В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.

11. Современная западная философия: учебн. пособие для вузов / под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высшая школа, 2001. – 783 с.

12. Философия: основной курс: учебник для вузов / под ред. Л.В. Баевой. – Астрахань: Астраханский университет, 2007. – 438 с. (С. 6-255).

13. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – С. 5-26.

14. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов по экономическим специальностям / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В, Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 517 с. (С. 11-151).

15. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 1991. – 374 с.

 

Дополнительная литература

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – 400 с.

2. Афанасьева, О.В. Нужна ли философия современному специалисту? / О.В. Афанасьева // Вопросы философии. – 2008. – № 5. – С. 314-327.

3. Гулыга, А.В. Творцы русской идеи / А.В. Гулыга. – М.: Молодая Гвардия, 2006. – 314 с.

4. История философии: энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002. – 1375 с

5. Лекторский, В.А. Философия как проектирование реальности / В. А. Лекторский // Философские науки. – 2009. – № 2. – С. 141-142.

6. Мамчур, Е.А. Философия и наука / Е.А. Мамчур // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 159-164.

7. Мудрагей, Н.С. Античный миф и его роль в возникновении философии / Н.С. Мудрагей // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 107-121.

8. Ойзерман, Т.И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С.121-137.

9. Ойзерман, Т.И. Основные вопросы философии / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 37-47.

10. Осипов, Г.В. Современный мир и религия / Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко // Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 3-16.

11. Розин, В.М. Возобновление мифа в образовании, науке и искусстве / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 89-104.

12. Степин, В.С. Конструктивные и прогностические функции философии / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 10-15.

13. Суркова, Л.В. Философия в мире: поиск методологических оснований / Л.В. Суркова // Вестник Московского университета. – Сер.7. Философия. – 2004. – № 1. – С. 3-20.

14. Шахов, М.О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания / М.О. Шахов // Вопросы философии. – 2008. – № 10. – С. 66-77.

15. Шермухамедов, С. Философия сегодня: национальная, региональная, мировая / С. Шермухамедов // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 29-37.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...