Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

основных понятий и терминов




Абсолют – безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеалистической философии – бог, мировой разум, идея и т.п.).

Агностицизм (от греч. а — отрицание и gnosis — зна­ние) — учение, полностью или частично отрицающее возмож­ность достоверного познания окружающего мира. Представители: Д. Юм, И. Кант.

Аксиология (от греч. axia – ценность) – философское исследование природы ценностей.

Антропология философская (от греч. anthropos - человек) философское учение о человеке, его происхождении, сущности, смысле существования и т.д.

Антропосоциогенез – процесс формирования человека как вида и общества как способа организации совместной деятельности.

Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Биосфера (греч. bios – жизнь) земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, населенная живыми организмами или имеющая следы их пребывания.

Бытие – предельно общее философское понятие, обозначающее все существующее.

Время – коренная форма бытия, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний.

Всеединство – распространенный в русской философии конца XIX – начала ХХ в. онтологический и этико-гносеологический принцип, означающий органическую целостность Бога, природы и человека, синтез религии, науки и философии в поиске истины.

Гипотеза – форма знания в виде предположения, требующего проверки, доказательства.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности (экологических, демографических, технических и др.), затрагивающих как мир в целом, так и его регионы, непосредственно связанных с его существованием, требующих для своего эффективного разрешения концентрации усилий всего человечества в различных областях деятельности.

Гносеология – философское учение о познании (его целях, принципах, методах, границах, формах).

Движение – изменение бытия, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Является важнейшим атрибутом существования материи.

Деизм (от лат. deus — бог) — религиозное и философское учение, при­знающее существование Бога, но отвергающее идею его вме­шательства в земные дела человека.

Детерминизм – (от лат. determinare – определять) философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Противоположно индетерминизму.

Диалектика (от греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Основными положениями являются идеи о связи и изменчивости всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития, их единстве и переходе друг в друга.

Дуализм — (от лат.dualis — двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности, ее неадекватное отражение. З. следует отличать от лжи.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Закономерность – совокупность устойчивых по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы.

Идеализм — философское направление, объединяющее учения, при­знающие первичным началом идею, мысль, сознание. Идеализм можно подразделить на объективный и субъективный.

Интерпретация – приписывание информации смысла и значения.

Интуиция – форма познания, когда реальность постигается непосредственно, в отвлечении от показаний органов чувств.

Иррационализм – направление в философии, выдвигающее на первое место внерациональные источники познания (воля, интуиция, созерцание, воображение, инстинкт и т.д.).

Истина – объективное, логически непротиворечивое, достоверное знание о действительности.

История философии – наука о развитии философского знания, становлении философского мировоззрения.

Картина мира – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Выделяют обыденный, религиозный, научный, философский типы К.м.

Категория – форма осознания в понятии всеобщих способов отношения человека к миру, отражающая наиболее устойчивые и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) – деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности.

Космоцентризм — тип мировоззрения, характерный для ранней греческой натурфилософии, рассматривающей космос как непрерывно из­меняющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевоз­можные превращения.

Личность – человеческий индивид в многообразии его социальных качеств (взглядов, способностей, потребностей, интересов и т.п.), формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений.

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им.

Материализм — (от лат. materials — вещественный) — философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. Идейно и духовно противостоит идеализму. Материя, согласно материалистам, первична, объ­ективна, несотворима и неуничтожима.

Метод – способ теоретического или практического освоения действительности.

Методология – совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Мировоззрение – система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

Миф — (греч. muphos – слово, речь, предание) специфический тип мировосприятия, соответствующий коллективному наглядно-образному (синкретическому) представлению о мире древних людей. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

Монизм – философское учение, исходящее из признания одной субстанции. Выделяют материалистический и идеалистический М.

Мораль – один из основных типов нормативной регуляции человеческих действий, основанный на личных убеждениях и воздействии общественного мнения. Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои. Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно посупать.

Мышление – высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности, связанная с обобщением и способами опосредованного познания действительности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией, которой является выработка и теоретическая систематизация объективных и обоснованных знаний о мире.

Общество – сложная система исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей.

Объективный идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассма­триваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверх­человеческого духовного (идеального) мирового начала. Представители: Платон, Ге­гель.

Объяснение – форма знания, главной целью которого выступает выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с определением причин, условий, источников его развития и механизмов их действия.

Онтология (от греч. ontos – существующее) учение о бытии, т.е. устройстве мира, его первоначале, формах.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму.

Пантеизм (от греч.pan – всё и theos – бог) – учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Различают натуралистический П. (представители – стоики, Д. Бруно, Б. Спиноза), наделявший природу божественными свойствами, и мистический П. (представители – Н. Кузанский, Я. Бёме), растворявший природу в боге.

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Политика (от греч. politike – искусство управления государством) – деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти.

Понимание – присущая сознаниюформа освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

Право – нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Система норм, принятых или санкционированных государством, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение.

Природа – окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, объективная реальность, естественная среда обитания человека.

Проблема (гносеологическая) – форма знания, состоящая в теоретическом осмыслении гносеологического противоречия, требующего разрешения; «знание о незнании».

Провиденциализм – положение о том, что Бог управляет созданным им миром, событиями человеческой истории и судьбой отдельных людей.

Пространство – форма сосуществования объектов и процессов, характеризующая их структурность и протяженность.

Рационализм — (лат. ratio - разум) – целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Чувственное познание, с точки зрениярационализма, ведет к недосто­верному знанию.

Революция – коренное качественное изменение, скачок в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (утверждение нового социального строя), в познании (появление новых форм, принципов познания, смена господствующих теорий и т.д.).

Религия – (лат. religio – благочестие, святость) – системаверований, ритуалов, действий отдельных индивидов и групп, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, обычаях, поведении.

Рефлексия – умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий.

Русская идея – результат интерпретации национального самосознания в самобытной русской идеалистической философии. При многообразии конкретных трактовок Р.и., ключевым моментом везде выступает положение о духовном лидерстве России, наличии у русского народа всемирно-исторической миссии по сохранении христианских этических принципов и нравственному преображению человечества, созданию справедливого общества всеобщего братства.

Система – множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.

Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении.

Соборность – один из господствующих принципов русской философии середины XIX – начала ХХ в., означающий духовное единство членов общества, свободу совести на основе абсолютных ценностей.

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Социальная общность – реально существующая совокупность людей, возникшая естественным путем под влиянием определенных природных и социальных условий, в которых протекает их совместная жизнедеятельность. Выделяют этнические, сословно-кастовые, классовые, территориальные С.о.

Социальная структура – совокупность относительно устойчивых, исторически сложившихся социальных групп и общностей людей, их закономерных связей и отношений.

Социальная философия – раздел философии, связанный с целостным осмыслением общественного бытия, исследованием общества во взаимодействии всех его сторон, разработкой принципов социального познания.

Социальный институт – устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей, посредством которых реализуются их общие потребности и интересы.

Способ производства – исторически определенный способ добывания материальных благ. Является единством двух неразрывно связанных сторон: 1) производительных сил – системы субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение к природе; 2) производственных отношений –совокупности материальных экономических отношений в процессе производства.

Субстанция (от лат. substantia – сущность) – философская категория, служащая для обозначения первоосновы бытия, единства всех его форм.

Субъективный идеализм – направление в философии, утвержда­ющее, что веши существуют не сами по себе, независимо от человечес­кого сознания, а лишь потому, что Я (субъект познания) их восприни­мает чувствами, ощущениями. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, по­зитивизм.

Сфера общественной жизни – подсистема общества, охватывающая ряд сходных по содержанию общественных отношений и социальных институтов, связанных с удовлетворением близких потребностей. Выделяют материально-производственную (экономическую), социальную (гуманитарную), политико-правовую и духовную (культурную) С.о.ж.

Сциентизм – направление в философии, абсолютизирующее положительное значение науки в материальной и духовной деятельности человечества. Противоположно антисциентизму.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности и итог этой деятельности.

Теория – система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

Теоцентризм — тип мировоззрения, рассматривающий Бога как творца мира, Абсолютную личность и высшую ценность, познание как откровение.

Техника – совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности.

Умозаключение – форма мысли, посредством которой получается новое суждение на основе одного или нескольких ранее принятых.

Факт – форма эмпирического познания; знание, достоверность которого не вызывает сомнений.

Философия – (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – одна из форм общественного сознания, особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и бытия, существования человека в нем.

Философия истории – область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием.

Ценность – выраженное в определенном понятии специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества. Служит объектом человеческих интересов, выполняет роль ориентиров в предметной и социальной действительности.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) совокупность материальных и духовных достижений общества. В узком смысле под Ц. может пониматься материальная часть культуры, исторический или региональный тип культуры (напр., рабовладельческая Ц., китайская Ц.), общество, противоположное первобытному и др.

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, субъект социальной деятельности и культуры.

Экзистенция – внутриличностное бытие человека, невыразимое в логике; поток переживаний, психических состояний, поисков собственной сущности.

Эмпиризм — (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. Противоположностью эмпиризма является рационализм.

Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Этика (от греч. ethos – привычка, нрав) – учение, изучающее происхождение, сущность, эволюцию и функции морали.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, хранения и передачи информации, управления человеческим поведением.

Приложение 2.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

1. Мировоззрение, его общественно-исторические характер, структура и исторические типы.

2. Миф как исторический тип мировоззрения. Современные социальные мифы.

3. Философское мировоззрение, его содержание и своеобразие. Функции философии.

4. Философия и наука.

5. Роль и место философии в жизни современного общества.

6. Истоки и рождение философско-теоретической мысли.

7. Основной вопрос философии. Природа философских проблем.

8. Человек и космос в античной философии.

9. Проблема взаимоотношения разума и веры в средневековой христианской философии.

10. Антропоцентрический характер философии Возрождения.

11. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения.

12. Научная революция ХVII века и создание механически-материалисти-ческой картины мира.

13. Ф. Бекон и Р. Декарт о методах познания.

14. Просветительская трактовка человека в философии Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.

15. Активно-деятельное понимание человека в философии немецкого идеализма XVIII-XIX вв.

16. Философские взгляды И. Канта.

17. Философская концепция Г. Гегеля.

18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

19. К. Маркс о проблемах отчуждения человека.

20. К. Маркс и Ф. Энгельс о материалистическом понимании истории.

21. Историческое призвание России в русской религиозной философии.

22. Традиции и особенности русской философии XII-XVII вв.

23. Философские взгляды А.Н. Радищева.

24. Славянофильство и западничество в русской философии XIX в.

25. Нравственно-философская концепция Л.Н. Толстого.

26. Основные проблемы религиозной философии В.С. Соловьева.

27. Нравственно-философские идеи Ф.М. Достоевского.

28. Идея гармонии разума и природы в философии «русского космизма» (Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

29. Человек и мир в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

30. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века.

31. Проблема человека в философии экзистенциализма.

32. Бытие как исходная категория философского понимания мира. Основные формы бытия и их специфика.

33. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Формирование научно- философского понятия материи.

34. Современная наука о системной организации материи. Философия о многообразии и единстве мира.

35. Понятие движения. Основные формы движения материи, их соотношение, взаимосвязь и качественная специфика.

36. Специфика пространственно-временных свойств в неживой и живой природе, социальных процессах.

37. Проблема сознания в истории философской мысли.

38. Проблема происхождения сознания.

39. Сознание и язык.

40. Диалектический метод Гегеля: основные положения.

41. Понятие диалектики, ее исторические формы.

42. Понятие системы. Принцип системности.

43. Принцип детерминизма и его развитие в истории науки и философии.

44. Синергетика - теория самоорганизации в современной картине мира (основные положения).

45. Чувственное и рациональное в познании.

46. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в философии и науке.

47. Научное познание: специфика и основные формы.

48. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

49. Классификация методов научного познания.

50. Концепция науки в философии критического рационализма К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса и П. Фейерабенда.

51. Этика науки. Социальная ответственность ученого.

52. Природная среда и ее роль в истории человечества.

53. Народонаселение как естественный фактор существования и развития общества.

54. Экологические проблемы современного мира: научные, философские, нравственные аспекты.

55. Концепция ноосферы и её мировоззренческое значение.

56. Проблема построения теоретической модели общества. Теоретическая модель и реальность.

57. Социальное познание, его особенности. Специфика философского подхода к изучению общества.

58. Человеческая деятельность как единство объективного и субъективного.

59. Общество как целостное системное образование, его основные сферы (подсистемы) и их взаимосвязь.

60. Материальное производство, его структура, исторические типы и роль в жизни общества.

61. Труд как общественное явление. Основные элементы трудового процесса.

62. Философия техники: основные проблемы.

63. Понятие науки, её генезис и роль в жизни общества.

64. Технический прогресс: сущность, основные этапы, особенности развития в современных условиях.

65. Современная научно-техническая революция, ее сущность, основные направления в ее развитии и возможные последствия.

66. Место и роль инженера в функционировании и развитии материального производства.

67. Наука и нравственность.

68. Социальная сфера общества как сфера производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни.

69. Социальная структура общества: понятие, характеристика основных элементов.

70. Социально-этнические общности людей, их роль в жизни человека и общества.

71. Право, правовое сознание и правовые отношения, их место и роль в жизни общества.

72. Искусство как вид духовного производства.

73. Политическое сознание и политическая деятельность.

74. Государство: его сущность и роль в жизни общества.

75. Нравственное сознание как регулятор человеческой жизнедеятельности.

76. Общественная психология: понятие и роль в жизнедеятельности общества.

77. Теория общественно-экономических формаций и реальный исторический процесс.

78. Необходимость и случайность в историческом процессе.

79. Идея общественного прогресса в истории философской мысли.

80. Проблема смысла и направленности исторического процесса в истории философской мысли.

81. Эволюция и революция в общественном развитии.

82. Происхождение человека: единство биологического и социального в человеке.

83. Природа, сущность и предназначение человека.

84. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

85. Ценностные ориентации личности.

86. Проблема свободы и ответственность личности.

87. Творчество и свобода как важнейшие ценности человека.

88. Культура как предмет философского анализа. Социальные функции культуры.

89. Культура и научно-технический прогресс.

90. Цивилизация как социокультурное образование.

91. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

92. Основные методы прогнозирования и типы социальных прогнозов.

93. Глобальные проблемы современности, их сущность и перспективы решения.

94. Ограниченность и опасность технократического мышления в развитии науки и техники.

95. Прогресс науки и будущее человечества.

 

Приложение 3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

 

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы (миф, религия, философия).

2. Предмет философии, ее структура и функции. Классификация философских направлений.

3. Возникновение философии. Особенности философской мысли Древнего мира.

4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.).

6. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах) и философия марксизма.

7. Становление и этапы развития русской философии. Ее основные направления.

8. Основные течения западноевропейской неклассической философии середины XIX – XX в.

9. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Проблема субстанции в философии. Философское понимание материи и её системной организации.

10. Понятие движения, пространства и времени, их основные свойства. Проблема классификации форм движения.

11. Философское понимание сознания, его происхождение и сущность.

12. Диалектика и ее альтернативы. Понятие принципа, категории и закона. Основные законы диалектики.

13. Категории диалектики: единичное, особенное и общее, явление и сущность, часть и целое, структура и элемент, форма и содержание, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

14. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Диалектика чувственного и рационального в познании. Роль интуиции в познавательной деятельности.

15. Проблема истины и ее критериев в философии. Объективность, конкретность, диалектика абсолютного и относительного в истинном знании.

16. Понятие науки, ее социальные функции. Специфика научного познания, его основные формы (проблема, гипотеза, теория, научная картина мира). Классификация методов научного познания.

17. Общество как объект познания. Проблема построения концептуально-теоретической модели общества в истории социально-философской мысли (натурализм, идеализм, материализм).

18. Общество как системное образование. Основные подсистемы (сферы) общественной жизни, их взаимосвязь.

19. Понятие природы. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Экологические проблемы современного мира.

20. Материальная жизнь общества. Производительные силы и производственные отношения, их основные компоненты и взаимосвязь.

21. Техника и технический прогресс: сущность, этапы, особенности развития в современных условиях.

22. Социальная сфера общества. Семья, социально-классовые и этнические общности людей, их роль в жизни человека и общества.

23. Политическая сфера общественной жизни. Понятие политики, политической системы общества. Государство, его роль в жизни общества.

24. Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание, его структура. Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное.

25. Общество в историческом развитии, его основные формы и движущие силы. Специфика социально-исторического детерминизма. Проблема смысла и направленности исторического процесса в теориях унитарно-стадиального прогресса и общественного круговорота (локальных цивилизаций и культур).

26. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации. Социальное предвидение и прогнозирование, их достоверность.

27. Проблема человека в философии. Природное и общественное в человеке.

28. Человек как личность. Условия и механизмы формирования личности. Проблема свободы и ответственности личности.

29. Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества, их иерархия.

30. Понятие, сущность, основные функции культуры. Особенности Западной и Восточной культур. Россия в диалоге культур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...