Тема 5. Человек как особая форма бытия.
1. Человек как предмет философского анализа. Проблема человека в истории философии. 2. Происхождение человека и уникальность его бытия. Антропосоциогенез. 3. Человек как единство биологического и социального. Природа и сущность человека. 4. Понятие личности, ее основные характеристики. Потребности и ценности личности. 5. Проблема свободы и ответственности личности. Смысл жизни человека. Основное содержание темы. Вопрос «что есть человек?» как один из центральных в истории философской мысли. Предмет философской антропологии. Трактовка сущности и назначения человека в восточной и античной философии, в христианстве, в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Проблема человека в немецкой классической философии, философии марксизма, философии жизни, философской антропологии, психоанализе и экзистенциализме. Проблема человека в истории русской философии. Концепции происхождения человека (религиозно-креационистская, полового отбора, трудовая, космическая и др.). Взаимосвязь антропогенеза и социогенеза, их основные компоненты. Уникальность антропосоциогенеза как способа взаимоотношения вида и природной среды. Элементы природного и общественного в человеке, соотношение биологического и социального. Биологизаторство и социологизаторство. Природа, сущность и существование человека. Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность. Условия и механизмы формирования личности. Социализация. Человек как деятельное и творческое существо. Потребности личности, их иерархия. Личность как субъект ценностного отношения к миру. Аксиология. Иерархия ценностей личности. Свобода как величайшая человеческая ценность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и конформизм. Понятие смысла жизни. Проблема смысла жизни и назначения человека в истории философской мысли.
Контрольные вопросы и задания. 1. Почему проблема человека является одной из главных в философии? 2. Как ученые объясняют происхождение человека? 3. Что является главным фактором становления человека? 4. Раскройте соотношение биологического и социального в человеке. 5. В чем состоит уникальность бытия человека? 6. Раскройте соотношение понятий «природа человека» и «сущность человека»; «сущность человека» и «существование человека». 7. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «личность». 8. Может ли личность сформироваться вне общества? 9. Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному? 10. Что является причиной агрессивного поведения человека? 11. Свобода человека – величайшая ценность или величайшее бремя? 12. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности, свобода и необходимость? 13. Согласны ли Вы с тем, что ценности выступают ориентирами деятельности человека? Аргументируйте свой ответ. 14. Покажите, что в ценностном отношении личности к действительности объективируется исторический опыт человечества, и личный опыт человека. 15. В чем заключается суть гуманизма? 16. Согласны ли Вы с тем, что человек сам придает смысл своему существованию? 17. С каким нижеследующим изречением мыслителей Вы согласились бы и почему:
Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. (Б. Паскаль).
Человек никогда не свободен от дихотомии своего существования: он уже не может освободиться от своего духа, даже если бы он хотел, и не может освободиться от своего тела, пока он живет, а его тело будит в нем желание жить (Э. Фромм).
Только человек, как мыслящее существо, своим разумом сам определяющий свои цели, может быть идеалом красоты, пределом совершенства. Его существование имеет в себе самом высшую цель (И. Кант).
Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего я (С. Кьеркегор).
Человек – это многообразное, лживое, искусственное и непроницаемое существо (Ф. Ницше).
Человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия (М. Хайдеггер).
Свобода человека предшествует его сущности она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена к его свободе. Глубинная, хотя и нереализуемая структура личности – стремление, проект быть Богом (Ж.-П. Сартр).
Личность есть деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия (М. Шелер).
Только личность свободна, только у нее одной есть в полном смысле слова внутренний мир и субъективность, поскольку она движется и развивается в себе (Ж. Маритен).
Личность есть высшая и иерархическая ценность, она никогда не есть средство и орудие. Личность в человеке есть результат борьбы. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности (Н.А. Бердяев).
Человек в сущности есть дикое ужасное животное. Мы знаем его только в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией: поэтому нас ужасают случайные взрывы его натуры. Но когда и где спадают замки и цепи законного порядка и водворяется анархия, там обнаруживается, что он такое (А. Шопенгауэр).
Человек – не образ божий, а потомок дикого и хищного зверья. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому – сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма и человеколюбия (В. Вересаев).
Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс).
Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (П. Тейяр де Шарден).
Человек есть тайна (Ф.М. Достоевский).
Человек есть то, что он думает в течение дня (Р.У. Эмерсон).
Человек – это его вера (И.В. Киреевский).
Учебная литература 1. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков – 5-е изд., пер. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – С. 251-321, 389-411. 2. Введение в философию: учебное пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – С. 120-128, 193-196. 3. Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. – М.: МГУ, 2005. – 213 с. 4. Золотухина-Аболина, Е. В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов по специальности «Философия» / Е. В. Золотухина-Аболина. – М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. – 232 с. 5. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. (С. 98-196). 6. Марков, Б. В. Философская антропология: учебное пособие для вузов по направлению подгот. «Философия» / Б. В. Марков. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 349 с. 7. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. Ч.2 / сост. П.С. Гуревич, В.Н. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – 671 с. (С.8-142, 170-231). 8. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 399 с. (С. 282-317). 9. Основы философии в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Е.Е. Несмеянова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 604 с. (С.297-331, 372-384). 10. Философия: основной курс: учебник для вузов / под ред. Л.В. Баевой. – Астрахань: Астрахан. ун-т, 2007. – 438 с. (С. 357-412). 11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с. (С.308-377). 12. Философия: учебник для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 911 с. (С.632-677). 13. Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2009. – 685 с. (С.602-623). 14. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов по экономическим специальностям / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В, Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 517 с. (С. 422-461). 15. Философское миропонимание: учебное пособие / науч. ред. Б.В. Ковригин. – Вологда: Русь, 2000. – 152 с. (С. 70-87, 131-139).
Дополнительная литература 1. Бегматов, А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 149-158. 2. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире / Н.А. Бердяев // Новый мир. – 1990. – № 1. – С.207-232. 3. Ильенков, Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность? / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1984. – С.319-358. 4. Моисеев, Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С.32-45. 5. О человеческом в человеке / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – С.8-22, 59-79, 282-358. 6. Проблема человека в западной философии / под ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1988. – 544 с. 7. Розин, В.М. Как можно помыслить развитие личности? / В.М. Розин // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 141-156. 8. Семенов, В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 26-37. 9. Соловьев, О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона / О.В. Соловьев // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 52-64. 10. Столович, Л.Н. Об общечеловеческихценностях // Вопросы философии. – 2004. – № 7. – С. 86 -97. 11. Труфанова, Е.О. Идентичность и личность / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. – 2008. – № 6. – С. 95-105. 12. Франк, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франк. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. 13. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с. 14. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 35-40. 15. Хайруллина, В.Г. Способность человека к творчеству и труду – системное качество / В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 7. – С. 262-267. 16. Хоружий, С.С. Проблема Постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии / С. С. Хоружий // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С. 10-31. 17. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролова и др. – М.: Политиздат, 1991. – 462 с. 18. Черногорцева, Г. Философия как последнее вопрошание и последний спор к проблеме человека / Г. Черногорцева // Alma mater. – 2007. – № 2. – С. 17-19. 19. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 16-28.
Приложение 1. СЛОВАРЬ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|