Современная теологическая философия
Современная теологическая философия стала ближе к человеку, освободилась от ряда церковных догм и стала большое внимание уделять социальной гармонии, нравственности, миру между народами. Основные вопросы: бытие Бога как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии – неотомизм. Представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман, К. Войтыла (Папа Римский Иоанн Павел II). Главный центр — Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888). База неотомизма – учение Фомы Аквинского, центральный принцип которого – гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирическим и рациональным познанием. Папа Иоанн Павел II выдвинул идею, чтобы Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки. Цель неотомистов: доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; приспособить католицизм к современным условиям; приблизить католицизм к простым людям. 6. Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Своё название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные принципы: главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым; предметом исследования, как правило, является текст; герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций – случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
Основной вопрос герменевтики – как возможно понимание. Фундаментальные понятия: «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания. Представители: В. Дильтей, Ф. Шлейермахер. Первые представители герменевтики теологи-схоласты средневековья (Фома Аквинский и другие) занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго «дух автора». Герменевтика имеет смысл только при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далёк от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, а при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании. Итак, современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного). В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия (позитивизм), диалектика. Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.
Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условие становления всей системы общественных отношений. Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности. Основные понятия и термины: Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля), принцип, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в окружающем мире, является воля. Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Иррационализм (нем. Irrational, фр. irrationnel, лат. irratiōnālis неразумный) - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п. Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», то есть конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие), направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»). Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Что включает в себя понятие “неклассическая философия”? 2. Каковы основные характеристики неклассической философии?
3. Если отрицать разумное, рациональное, то, что можно поставить на место разума? 4. В чем видел сущность жизни Фр. Ницше? 5. Чем не устраивают Ф. Ницше христианские заповеди? 6. Почему Ф. Ницше считает верующих слабыми? 7. Кто такой «сверхчеловек» у Ф. Ницше? 8. Как же относится к философии Ф. Ницше? Можно ли считать, что эта философия аморальна, что она идеология фашизма и т.д.? 9. Каковы исходные принципы позитивизма? 10. Что означает слово «позитивизм»? 11. Как относился О. Конт к решению проблем философии? 12. Что означает название философии «экзистенциализм»? 13. Свободен ли человек, по мнению экзистенциалистов? 14. В чём видал сущность экзистенциальной ситуации С. Кьеркегор? 15. Какие стадии выделял С. Кьеркегор на пути движения человеческого духа от существования к сущности? 16. Соглашается ли человек с бессмысленностью жизни? Что он делает, по мнению А. Камю? 17. Что такое истина в философии прагматизма? 18. Что означает «неотомизм»? II. Упражнения и задачи 1. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма» [1]. В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте. 2. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на 9/10 – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению природу человека? 3. Ф. Ницше делил всех людей на два класса в зависимости от того, что они имеют ввиду, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы ещё раз прожить последние десять лет?». Все отвечают нет! Но одни говорят: «зачем отбрасывать себя назад на десять лет, если вот-вот начнётся настоящая жизнь, ведь счастье уже рядом, за ближайшим поворотом», а другие: «если десять лет меня ничему не научили, зачем снова повторять прежние глупости». К какому классу людей вы отнесли бы себя?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|