Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Немецкая классическая философия




Вы будете изучать:

  • философию немецких философов;
  • развитие философской немецкой мысли и её основные философские направления;
  • влияние немецкой классической философии на последующее развитие философии;
  • познавательные способности, априорные принципы;
  • основные идеи философии Гегеля, Канта, Шеллинга, Фихте, Фейербаха

Цели темы:

  • дать представление о концепциях немецкой философии;
  • сформировать представление об основных направлениях развития немецкой классической философии

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию немецкой классической философии;
  • узнать, почему немецкая классическая философия выделилась в отдельный этап развития философии;
  • знать характерные черты и основные направления немецкой классической философии;
  • уметь определять отличительные черты немецкой классической философии;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

 

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем.

Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания.

Характерные черты немецкой классической философии:

  1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.
  2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
  3. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы (так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Иммануил Кант (1724 - 1804) – основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, то есть вопросами происхождения и развития Вселенной. В своём труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Интереса заслуживают также и другие работы этого периода.. В работе «Претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения» высказано верное предположение о торможении вращения Земли приливными волнами, о гравитационном взаимодействии Луны и Земли, влияющем на скорость их вращения, о замедлении вращения Земли вследствие трения, вызываемого приливами, и об историческом развитии небесных тел. В работе «О причинах землетрясений» в качестве таковых называются смещения и разломы в геологических слоях Земли.

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные способности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

Основная идея «Критики чистого разума» - агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, точнее его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений. То есть с помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Антиномии

   
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввёл понятие «вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом), а лишь знание явлений вещей, то есть о том, как вещи являют себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой.

Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания (априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер). Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяжённые», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без неё. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надёжно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

По Канту, процесс познания проходит три ступени: чувства, рассудок и разум.

 
 
Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени

                                           
   
 
 
Формы рассудка – категории – (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания) – предельно общие понятия, в помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещённых в «системе координат» пространства и времени. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом, причём первые две категории каждого из классов – противоположные характеристики свойств класса, третьи – их синтез
 
           
 
 
Категории количества
 
Категории качества
   
Категории отношения
 
Категории модальности
 
 
ü единство; ü множество; ü цельность
   
ü реальность; ü отрицание; ü ограничение
   
ü субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); ü причина и следствие; ü взаимодействие  
 
ü возможность и невозможность; ü существование и несуществование; ü необходимость и случайность
 
 
 
 
   
Формы разума – окончательные высшие идеи. Обладая априорным стремлением к единству и завершенности мысли, разум группирует и завершает мысли в виде трех идей: а) о душе (о целостности психических явлений); б) о мире (о целостности ряда причинно-связанных явлений); в) о Боге (как безусловной причине всех явлений).

 


Человек, по мнению Канта, принадлежит и миру явлений, где он поступает необходимо (как биологическое и физическое существо), и миру вещей самих по себе, где человек свободен, так как он обладает противоречивым разумом.

Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? Ответ Кант даёт в «Критике практического разума». Основные положения кантовской этики связаны с самой концепцией практического разума – разума, способного быть основой для действия. Только человек обладает этой способностью; низшие животные действуют, повинуясь природным импульсам. Человек тоже, коль скоро и он животное, движим побуждениями и склонностями и, естественно, ищет удовлетворения своих желаний, однако, будучи разумным существом, способен понять непреложность долга.

В «Критике практического разума» (под практикой тут понимается учение о поведении) Кант поделил все поступки людей на моральные и легальные (законные). Если, например, ты бросаешься в воду, спасая тонущего человека, но при этом знаешь, что тонущий очень богат и щедро тебя отблагодарит, - твой поступок вполне законный, ты спасаешь человека, но этот поступок не имеет никакого отношения к морали. Если приятель просит одолжить ему небольшую сумму, и ты ему даёшь, тебе не жалко, у тебя и так ещё много остаётся, а при этом греешь себя мыслью, что сегодня ты ему поможешь, а завтра он тебе, - это легальный, но не моральный поступок.

Но если ты увидел тонущего человека и не знаешь кто это, тебе не до того, человек ведь тонет, да ещё к тому же ты плохо плаваешь и вода ледяная, но ты должен помочь другому, не можешь не помочь – то это, по Канту, моральный поступок. Если у тебя просят денег, а их осталось только на один день и, если ты отдашь, то завтра сам будешь голодать, но ты не можешь не дать, тебя же просят, - это поступок моральный. Таким образом, моральный поступок по Канту, - это поступок, совершённый вопреки естественной склонности, то есть направленный против самого себя. Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать сейчас о выгоде или о последствиях. Я должен поступить как человек здесь и сейчас.

Из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводит категорию долга. Обычно долг воспринимается нами как очень скучное понятие, нам с детства прожужжали все уши: ты должен, ты должен! Однако Кант считал, что только выполняя долг, человек становится свободным. Пусть я пострадаю, пусть умру, а долг выполню. Выполняя долг, я могу пойти против себя самого, против законов природы. Но выше законов природы – закон свободы. Если Я дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти, я даже могу пойти на смерть, но от свего слова не откажусь. Ни одно животное не знает чувства долга, у любого животного сильнее инстинкт самосохранения (как и у многих людей, находящихся на уровне животного существования). Но что может быть прекраснее свободной воли человека, который не считаясь ни со смертельными опасностями, ни с угрозами собственному благополучию, стоит на своём, стоит выше законов природы.

Можно оправдаться перед другими: не смог я этого сделать – спасти тонущего или помочь ближнему – слаб был, струсил, опасно это, плохо плаваю, собственных детей кормить надо и т.д. Тебя поймут, простят, но сам ты себя никогда не сможешь простить, если у тебя есть совесть

Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для поступков хороших, совершённых по совести. Ты почему бросился в воду и спас человека? Ты почему помог старушке перейти через дорогу? Нормальный человек обидится на такие вопросы. Да не почему, по совести. Просто ты не мог поступить иначе, потому что ты человек.

По мнению Канта, существует априорный нравственный закон — «категорический императив» (безусловное предписание), которым и руководствуется человек. Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон.

Категорический императив, центральное понятие практической философии Канта. Выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов (выражающих требования, необходимость которых обусловлена теми или иными обстоятельствами), категорический императив имеет характер безусловного принуждения («я должен что-то совершить»). Содержание категорического императива раскрывается Кантом в целом ряде разноообразных формулировок:

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой всеобщего законодательства» (например, лгать аморально, так как мы не можем сделать ложь универсальной нормой),

«стань достоин счастья»,

«содействуй осуществлению высшего блага»,

«относись к другому человеку не только как к средству, но всегда также и как к цели»,

«человек должен жить так, как если бы он был свободен, даже если на самом деле существует масса ограничений его свободы» и т. д.

В ряде позднейших работ Кантом обсуждаются законы развития культуры и цивилизации. Кант – противник революционных методов борьбы народа, сторонник реформ, осуществляемых правительством. Он защищал частную собственность, считая её «святой» и «естественной». Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства. Первое подлинно крупное воплощение кантовская философия мира получила после второй мировой войны, когда была создана ООН.

После Канта все философы стали искать априорные условия получения достоверного знания во всех областях знаний. Познать явление означало найти эти априорные условия, делающие выводы о явлении всеобщими и достоверными. В таком понимании познания физика Ньютона уже не формулирует условия всеобщности всех явлений, которые мы наблюдаем в мире. Такие условия, как нам всем кажется, сформулировал Эйнштейн.

Историческое значение философии Канта:

§ дал научно обоснованное объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

§ выдвинул идею о наличии познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

§ вывел двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

§ сформулировал категорический императив – моральный закон;

§ выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

§ осуждал войны, предсказал «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

 

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция.

В начале своего творческого пути, выступая последователем Канта, он всё же находит противоречия в философии Канта, что побуждает его выдвинуть собственную концепцию познания, так называемую «Я-концепция».

Главное противоречие в философии Канта Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить её главную задачу – объединить бытие и мышление.

Основные положения «Я-концепции»:

§ Фихте отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности;

§ единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путём помещения бытия внутрь мышления);

§ считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей дей ствительности нет. Например, перед нами букет цветов. Все ощущения цвета — это явления нашего сознания. В природе нет ни синего, ни красного, ни зеленого — электромагнитные волны цвета не имеют. Радуга только в наших глазах (а точнее — в нашем сознании). Следовательно, если убрать из восприятия то, что относится к субъекту (а это — цвета), то букет исчезнет. Для нас его не будет. Он — наше творение. Он — Я. Но в этом Я мы можем отделить собственное тело (я) и букет (не-я), от которого наше я и получает толчок, и наше я воспринимает букет как нечто объективное, хотя он целиком состоит из наших ощущений, то есть оно есть Я;

§ само «Я» - не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция.

 

Процесс познания, по Фихте, содержит три составляющие: «Я» - сознание человеческой личности, «не-я» - окружающая действительность, «Абсолютное Я» - субъективный дух человека и проходит три этапа:

1) «Я» (сознание человека) утверждает себя само, создаёт само себя;

2) «Я» противопоставляет себя «не-я» (окружающий мир, внешняя окружающая действительность);

3) «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища высшей субстанции)

Философия Фихте — субъективный идеализм. Его обвиняли в солипсизме. Солипсизм (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — это взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания. Фихте отклонял обвинения в солипсизме и подчеркивал, что абсолютное Я — это не индивидуальное Я, а самосознание всего человечества.

Георг Гегель (1770 – 1831) – один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени. Основные философские произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Исследовав развитие совокупной человеческой мысли, Гегель пришёл к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращённое воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью.

Гегель критиковал формальную логику за её метафизичность. Например, А= А, то есть человек есть человек и т.д. Следуя таким путём, наука не сделала бы ни одного открытия.

Он полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположностей, т. е. диалектически (Диалектика - всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории).

Существует определённая схема, согласно которой устанавливается чёткая цикличность развития понятий, природы, общества, духовной жизни человека. Эти циклы таковы:


 

……………

Синтез Антитезис


Синтез Антитезис

(отрицание предыдущего

Отрицания, при сохранении

Всего ценного из

Обоих утверждений)


Тезис Антитезис

(утверждение) (отрицание)

 

Богословский пример Гегеля:

а) Бог-отец (тезис), отказываясь от своего одиночества;

б) создаёт природу (нечто внешнее, и поэтому своё отрицание);

в) порождает Сына (своё другое «Я» - синтез)

«Светский» пример Маркса:

«Деньги-товар-деньги». Товар «отрицает» деньги, деньги – товар. (То есть там, где есть приготовленный для продажи товар, нет денег; когда же появляются деньги, «исчезает» товар). «Снятие» отрицаний происходит на последнем, третьем этапе. Здесь происходит синтез и одновременно мнимый возврат к прошлому. Мы опять имеем деньги, но это уже другие деньги и иная ситуация.

Образно «пульсацию» отрицаний можно представить в виде спирали.

Гегель предлагает своеобразную философскую картину «творения мира».

Дух в своём основании противоречив. Противоречивость обеспечивает «энергетику» внутренних импульсов. Импульсы побуждают его к развитию. Развитие, как было сказано, осуществляет себя циклично.

§ Вначале развивается сам Дух (тезис);

§ Затем происходит отчуждение Духом материи, которая начинает развиваться в качестве природы (антитезис);

§ Наконец, внутри природы порождается человек, и в исторический момент его появления происходит «снятие» всех предыдущих противоречий (синтез)

Вселенский процесс духовного развития существующего прогрессивен, так как служит определённой цели: достичь иной точки зрения Духа, который будет теперь находиться в новом качестве, олицетворяя собой сознание человека.

Третья ступень развития Духа есть тот же дух, но соотносится он уже с человеком. Этот дух, олицетворяющий собой духовную жизнь людей, имеет собственное развитие. В своем развитии проходит также три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

§ Субъективный дух – это «душа», сознание отдельного человека или «дух в себе», а также уровень, изучаемый психологией.

§ Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим наряду с правом, выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

§ Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина

Но движение здесь не останавливается. Оказывается, что этот третий этап (абсолютный дух) также содержит в себе очередные три ступени развития:

1. Искусство, по Гегелю, - это непосредственная форма отображения человеком абсолютной идеи. «Увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

2. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная»гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

3. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с её концом, высшее знание.

Вклад Гегеля в философию:

§ теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух);

§ диалектика как всеобщий философский метод

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – видный представитель объективного идеализма немецкой классической философии. Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления.

Прежние концепции объяснения бытия (например, «не-я» Фихте) неистинны, считает Шеллинг, поскольку природа выводится из сознания человека или даётся ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются втиснуть природу в какие-либо рамки). Природа же есть «абсолютное» - первопричина и первоначало всего, охватывающее всё остальное. Природа также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа есть целостный организм, обладающий одушевлённостью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет).

Движущей силой природы является её полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т.д.).

Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. На второй ступени (например, электричество) противоположности разделяются и находятся на различных телах. На третьей ступени (например, химизм) — сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел. Возникнув из природы, сознание постигает себя как подчиненное необходимости и как свободное, так как через свободное действие людей действует закономерный процесс и в нем сочетается единство духа и природы. Но этот процесс открывается не познанию, а вере. Поэтому у Шеллинга есть и «трансцендентальная философия». Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания. Ее он излагает в «Системе трансцендентального идеализма». Здесь речь не о субъективном процессе познания, а о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Он назвал это «интеллектуальной интуицией». Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.Она есть единство сознательной и бессознательной деятельности.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Его главный труд — «Сущность христианства» (1841). Еще он написал: "Основные положения философии будущего" (1843), "К критике философии Гегеля" (1839), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), «История новой философии от Бэкона до Спинозы».

Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространства и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познаёт мир через свои ощущения, которые рассматривал как как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек – совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником антропологического материализма (философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления), но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчуждённая (отчуждать - передавать что-либо своё в пользу другого) сущность человека.

Фейербах использовал при критике религии следующий диалектический приём мышления.

 

       
 
Человек/Бог
   
 


Критический анализ религии

 

(3)

Человек
Человек Бог

(1) Религиозное отчуждение

(2)

1. Сначала люди живут в невинности, в гармонии с собой.

2. Но с течением времени люди творят образ Бога. При этом они осознают, что Бог создан человеком. Они понимают этого Бога как нечто отличное от самих себя, как внешнюю силу, которая угрожает и наказывает. Но в действительности, по мнению Фейербаха, этот Бог является внешней манифестацией человеческих атрибутов. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Человек теперь раздваивается между тем, что признаёт в качестве себя, и тем, что признаёт в качестве внешней силы, которая на самом деле лишь его внешнее проявление. Это раздвоение и есть отчуждение: человек становится чужд своей собственной части или самому себе. В этом отчуждённом состоянии человек воспринимает Бога как независимую силу, а себя как бессильного. Человек становится рабом созданного им образа Бога. Человек тиранизируется своим собственным созданием.

3. Для преодоления этого злосчастного отчуждения человек должен познать подлинное отношение между собой и Богом. Бог, которого он представляет внешней силой, есть нечто иное, как порождение самого человека.

Через религию человек выражает своё чувство любви, устремлённое к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила этап немецкой классической философии и заложила основы немецкого материализма.

Значение немецкой классической философии:

§ её представителям удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определяли всё будущее развитие философии;

§ немецкая философия совместила в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

§ открыла десятки имён выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель и др.)

Основные понятия и термины:

Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.

Антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений.

Антропологический материализм – философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления.

Априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Диалектика -всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории.

Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон.

Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Категории – (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания.

Контроль знаний

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...