Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение диагностического исследования




 

В исследовании приняли участие - в гр. Ит-01 - 29 человек, ИТ-02 - 22 человека, ИТ-03 - 19 человек. При сравнении данных исследования учащиеся гр. ИТ-01 и ИТ-02 являются контрольными группами, учащиеся гр. ИТ-03 - экспериментальной группой.

Цель исследования: изучение динамики взаимоотношений учащихся с преподавателями, куратором, директором школы.

Использованные методики:

. Методика "Изучение отношения к учению и к учебным предметам"

Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения (см. приложение 1) - Ильин В.П. Мотивы и мотивация. - СПб: Питер, 2000. - с.304.

2. "Неоконченные предложения" - для изучения отношений в системе "учитель - ученик", модифицирован автором (см. приложение 2) - Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - с.181.

Анализ полученных результатов.

Все полученные данные по группам сведены в таблицы.

Основные выводы.

Выбор любимых предметов по классам существенно отличается.

Если в гр. ИТ-01 ребята больше отдают предпочтение предметам, требующим интеллектуального напряжения, целенаправленности, предполагающие развитие не конкретных навыков, а обобщенных систематических знаний и представлений (алгебра, литература, история), то в гр. ИТ-02 и гр. ИТ-03 выбирают такие предметы как физкультура, труд.

Среди нелюбимых предметов обращает на себя внимание выбор всеми классами предмета химии, что позволяет предположить неблагополучие в отношениях с самим педагогом, а не только трудное усвоение самого предмета.

Отношение к предметам учащиеся всех групп объясняют, с одной стороны тем, что предмет интересен (неинтересен), что свидетельствует о развитости учебно-познавательного мотива, с другой стороны тем, что нравится или не нравится, как преподает и интересно (не интересно) объясняет учитель, это подчеркивает важность эмоциональных отношений, фиксированность на личности педагога.

Такие результаты позволяют предположить определенную инфантильность учащихся, построение взаимоотношений в эмоционально-оценочном контексте. Лишь немногие определяют свое отношение к предмету, исходя из его необходимости для будущей работы, жизни (широкий социальный мотив), для поступления в ВУЗ, развития общей культуры (позиция долга и ответственности).

Личность взрослого, педагога на этом возрастном этапе осознается в новом качестве: партнера и друга, что предполагает равенство позиций. Если этого не происходит, то конфликтные отношения в системе "учитель - ученик" неизбежны.

Принципиальных отличий между группами в выборе утверждений по отношению к любимым предметам не выявлено. По отношению к нелюбимым предметам имеются некоторые отличия (см. таблицы 1,2). Так, например, в гр. ИТ-01 и гр. ИТ-02 1-2 места занимают такие утверждения как: "не нравится как преподает учитель", "предмет трудно усваивается", в то время как в гр. ИТ-03 на второе место выходит широкий социальный мотив "предмет не нужен для будущей работы" и не высказывается отрицательного отношения к преподаванию предмета. Это, конечно, может определяться не высокой социальной зрелостью детей и принятием ответственности за свое образование, а их практической направленностью.

Изучение взаимоотношений в системе "учитель-ученик" позволяет отметить следующее.

Учащиеся гр. ИТ-03 класса при ответах на предложение "Считаю, что большинство учителей…" чаще дают положительные утверждения, чем учащиеся контрольных групп (см. таблицу 3). Несмотря на общую положительную оценку своих педагогов, учащиеся гр. ИТ-03 отмечают, что в последнее время отношения с учителями ухудшились, в то время как учащиеся гр. ИТ-02 и гр. ИТ-01 никаких изменений не отмечают.

Отношения с директором все учащиеся определяют как нейтральные, при этом в гр. ИТ-03 классе наибольшее количество учащихся дают подобные ответы - 71,5%, в гр. ИТ-01 таких учащихся - 39,3%, в гр. ИТ-02 - 50,1%.

Таким образом, при изучении психолого-педагогического климата в системе отношений "учитель-ученик" большинство учащихся гр. ИТ-03 не отмечают негативного отношения к себе со стороны педагогов и директора школы, однако ситуативное ухудшение во взаимоотношениях ими наблюдается.

Таблица 1

 

Люблю предмет по тому, что

       
гр. ИТ-01 I место (15%) II место (13%) III место (8%)
  Данный предмет Нравится, как преподает Учитель интересно объясняет
  интересен учитель  
гр. ИТ-02 I место (17%) II место (13%) III место (12%)
  Данный предмет Нравится, как преподает Предмет легко
  интересен учитель усваивается
гр. ИТ-03 I место (11%) II место (9%) III место (7%)
  Данный предмет Нравится, как преподает Предмет занимательный
  интересен учитель У меня хорошие отношения с учителем
      Просто интересно

Таблица 2

 

Не люблю предмет потому, что

гр. ИТ-01 I место (17%) II место (13%) III место (10%)   Предмет трудно Не нравится, как преподает учитель Просто не интересно   усваивается     гр. ИТ-02 I место (13%) II место (11%) III место (9; 9%)   Не нравится, как преподает Предмет трудно усваивается Не получаю удовольствия при его изучении   учитель   У меня плохие отношения с гр. ИТ-03 I место (15%) II место (11%) III место (9%)   Предмет трудно Предмет не нужен для будущей Не получаю удовольствия при его изучении   усваивается работы  

 

Таблица 3

Считаю, что большинство учителей

  Положительное Отрицательное Нейтральное
гр. ИТ-01 "Отлично учат нас, хорошие, добрые и веселые, справедливые" (42,9%) "Несправедливо оценивают учеников, срываются на учениках, мены не любят, не компетентные" (25%) 32,1%
гр. ИТ-02 "Все преподают хорошо, хорошие люди" (16,6%) "Срывают зло на учениках, плохо объясняют новый материал, не могут установить контакт с учениками" (33,3%) 50,1%
гр. ИТ-03 "Красивые и умные, хорошие, понимают нас" (52,3%) "Не любят наш класс, злые и вредные, плохо объясняют" (28,5%) 19,2%

 

Таблица 4

В последнее время отношения с учителями

  Положительное Отрицательное Нейтральное
гр. ИТ-01 "Нормальные, стали налаживаться, положительные" (39,3%) "Плохие, напряженные, ухудшились" (17,9%) 42,8%
гр. ИТ-02 "Наладились, улучшились, нормальные" (30%) "Плохие, не ладятся из-за поведения" (33,3) 36,7%
гр. ИТ-03 "Хорошее отношение, улучшились, наладились" (42,8%) "Чуть обострились, ухудшились, плохие" (47,6%) 9,6%

Таблица 5

Я и куратор

  Положительное Отрицательное Нейтральное
гр. ИТ-01 "С уважением относимся друг к другу, хорошо ладим" (64,3%) "Не понимаем, друг друга, не уважаем друг друга, две несовместимые вещи" (17,9%) 17,8%
гр. ИТ-02 "В нормальных отношениях" (16,6%) "Всегда находимся в ссоре, враждуем, не в лучших отношениях" (44,4%) 39%
гр. ИТ-03 "Хорошие люди, в хороших отношениях, помогаем друг другу" (76,1%) "Расходимся во мнениях" (4,7%) 23,7%

Таблица 6

Когда ко мне подходит директор

  Положительное Отрицательное Нейтральное
гр. ИТ-01 "Я испытываю чувство уважения к нему, он добрый, здороваюсь" (35,7%) "Волнуюсь, появляется страх, ухожу" (25%) 39,3%
гр. ИТ-02 "Здороваюсь" (27,7%) "Бегу от него, мне страшно" (22,2%) 50,1%
гр. ИТ-03 "Улыбаюсь и здороваюсь с ним" (19%) "Всегда кричит, я ухожу" (9,5%) 71,5%

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...