Организация и проведение диагностического исследования
В исследовании приняли участие - в гр. Ит-01 - 29 человек, ИТ-02 - 22 человека, ИТ-03 - 19 человек. При сравнении данных исследования учащиеся гр. ИТ-01 и ИТ-02 являются контрольными группами, учащиеся гр. ИТ-03 - экспериментальной группой. Цель исследования: изучение динамики взаимоотношений учащихся с преподавателями, куратором, директором школы. Использованные методики: . Методика "Изучение отношения к учению и к учебным предметам" Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения (см. приложение 1) - Ильин В.П. Мотивы и мотивация. - СПб: Питер, 2000. - с.304. 2. "Неоконченные предложения" - для изучения отношений в системе "учитель - ученик", модифицирован автором (см. приложение 2) - Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - с.181. Анализ полученных результатов. Все полученные данные по группам сведены в таблицы. Основные выводы. Выбор любимых предметов по классам существенно отличается. Если в гр. ИТ-01 ребята больше отдают предпочтение предметам, требующим интеллектуального напряжения, целенаправленности, предполагающие развитие не конкретных навыков, а обобщенных систематических знаний и представлений (алгебра, литература, история), то в гр. ИТ-02 и гр. ИТ-03 выбирают такие предметы как физкультура, труд. Среди нелюбимых предметов обращает на себя внимание выбор всеми классами предмета химии, что позволяет предположить неблагополучие в отношениях с самим педагогом, а не только трудное усвоение самого предмета. Отношение к предметам учащиеся всех групп объясняют, с одной стороны тем, что предмет интересен (неинтересен), что свидетельствует о развитости учебно-познавательного мотива, с другой стороны тем, что нравится или не нравится, как преподает и интересно (не интересно) объясняет учитель, это подчеркивает важность эмоциональных отношений, фиксированность на личности педагога.
Такие результаты позволяют предположить определенную инфантильность учащихся, построение взаимоотношений в эмоционально-оценочном контексте. Лишь немногие определяют свое отношение к предмету, исходя из его необходимости для будущей работы, жизни (широкий социальный мотив), для поступления в ВУЗ, развития общей культуры (позиция долга и ответственности). Личность взрослого, педагога на этом возрастном этапе осознается в новом качестве: партнера и друга, что предполагает равенство позиций. Если этого не происходит, то конфликтные отношения в системе "учитель - ученик" неизбежны. Принципиальных отличий между группами в выборе утверждений по отношению к любимым предметам не выявлено. По отношению к нелюбимым предметам имеются некоторые отличия (см. таблицы 1,2). Так, например, в гр. ИТ-01 и гр. ИТ-02 1-2 места занимают такие утверждения как: "не нравится как преподает учитель", "предмет трудно усваивается", в то время как в гр. ИТ-03 на второе место выходит широкий социальный мотив "предмет не нужен для будущей работы" и не высказывается отрицательного отношения к преподаванию предмета. Это, конечно, может определяться не высокой социальной зрелостью детей и принятием ответственности за свое образование, а их практической направленностью. Изучение взаимоотношений в системе "учитель-ученик" позволяет отметить следующее. Учащиеся гр. ИТ-03 класса при ответах на предложение "Считаю, что большинство учителей…" чаще дают положительные утверждения, чем учащиеся контрольных групп (см. таблицу 3). Несмотря на общую положительную оценку своих педагогов, учащиеся гр. ИТ-03 отмечают, что в последнее время отношения с учителями ухудшились, в то время как учащиеся гр. ИТ-02 и гр. ИТ-01 никаких изменений не отмечают.
Отношения с директором все учащиеся определяют как нейтральные, при этом в гр. ИТ-03 классе наибольшее количество учащихся дают подобные ответы - 71,5%, в гр. ИТ-01 таких учащихся - 39,3%, в гр. ИТ-02 - 50,1%. Таким образом, при изучении психолого-педагогического климата в системе отношений "учитель-ученик" большинство учащихся гр. ИТ-03 не отмечают негативного отношения к себе со стороны педагогов и директора школы, однако ситуативное ухудшение во взаимоотношениях ими наблюдается. Таблица 1 Люблю предмет по тому, что | ||||||||||||
гр. ИТ-01 | I место (15%) | II место (13%) | III место (8%) | |||||||||
Данный предмет | Нравится, как преподает | Учитель интересно объясняет | ||||||||||
интересен | учитель | |||||||||||
гр. ИТ-02 | I место (17%) | II место (13%) | III место (12%) | |||||||||
Данный предмет | Нравится, как преподает | Предмет легко | ||||||||||
интересен | учитель | усваивается | ||||||||||
гр. ИТ-03 | I место (11%) | II место (9%) | III место (7%) | |||||||||
Данный предмет | Нравится, как преподает | Предмет занимательный | ||||||||||
интересен | учитель | У меня хорошие отношения с учителем | ||||||||||
Просто интересно |
Таблица 2
Не люблю предмет потому, что
Таблица 3
Считаю, что большинство учителей
Положительное | Отрицательное | Нейтральное | |
гр. ИТ-01 | "Отлично учат нас, хорошие, добрые и веселые, справедливые" (42,9%) | "Несправедливо оценивают учеников, срываются на учениках, мены не любят, не компетентные" (25%) | 32,1% |
гр. ИТ-02 | "Все преподают хорошо, хорошие люди" (16,6%) | "Срывают зло на учениках, плохо объясняют новый материал, не могут установить контакт с учениками" (33,3%) | 50,1% |
гр. ИТ-03 | "Красивые и умные, хорошие, понимают нас" (52,3%) | "Не любят наш класс, злые и вредные, плохо объясняют" (28,5%) | 19,2% |
|
|
Таблица 4
В последнее время отношения с учителями
Положительное | Отрицательное | Нейтральное | |
гр. ИТ-01 | "Нормальные, стали налаживаться, положительные" (39,3%) | "Плохие, напряженные, ухудшились" (17,9%) | 42,8% |
гр. ИТ-02 | "Наладились, улучшились, нормальные" (30%) | "Плохие, не ладятся из-за поведения" (33,3) | 36,7% |
гр. ИТ-03 | "Хорошее отношение, улучшились, наладились" (42,8%) | "Чуть обострились, ухудшились, плохие" (47,6%) | 9,6% |
Таблица 5
Я и куратор
Положительное | Отрицательное | Нейтральное | |
гр. ИТ-01 | "С уважением относимся друг к другу, хорошо ладим" (64,3%) | "Не понимаем, друг друга, не уважаем друг друга, две несовместимые вещи" (17,9%) | 17,8% |
гр. ИТ-02 | "В нормальных отношениях" (16,6%) | "Всегда находимся в ссоре, враждуем, не в лучших отношениях" (44,4%) | 39% |
гр. ИТ-03 | "Хорошие люди, в хороших отношениях, помогаем друг другу" (76,1%) | "Расходимся во мнениях" (4,7%) | 23,7% |
Таблица 6
Когда ко мне подходит директор
Положительное | Отрицательное | Нейтральное | |
гр. ИТ-01 | "Я испытываю чувство уважения к нему, он добрый, здороваюсь" (35,7%) | "Волнуюсь, появляется страх, ухожу" (25%) | 39,3% |
гр. ИТ-02 | "Здороваюсь" (27,7%) | "Бегу от него, мне страшно" (22,2%) | 50,1% |
гр. ИТ-03 | "Улыбаюсь и здороваюсь с ним" (19%) | "Всегда кричит, я ухожу" (9,5%) | 71,5% |
|
|