Программа семинара-тренинга
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Общение в конфликте Цель: актуализировать знания о конфликте, сформировать понятие о видах поведения в конфликте. Задачи: 1. дать рабочее определение конфликта; 2. показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта; . показать основные факторы, определяющие вид поведения в конфликте; . научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия. Участники: педагоги, социальные педагоги, воспитатели. Продолжительность: 8 часов. На предварительном этапе все участники тренинга заполняют тест-опросник Томаса (см. Приложение 3) Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - с.361. Ход семинара-тренинга 1. Знакомство с участниками. Постановка цели и задач перед участниками и ведущим. 2. Работа с доской. Метод незаконченных предложений: "Конфликт - это…". Выделение положительного и отрицательного воздействия конфликта. Анализ полученного материала, разделение поведенческих, содержательных и эмоциональных компонентов конфликта. . Способы разрешения конфликтов (стили выхода из конфликтных ситуаций). Работа в парах по обсуждению плюсов и минусов каждого стиля выхода из конфликтных ситуаций, в каких ситуациях является обоснованным. . Работа в парах. Упражнение "х-у": один человек стоит, другой сидит. Стоящий давит на того, кто сидит. Рефлексия: какие чувства возникают у вас, когда другой человек давит на вас. . Упражнение "Кораблекрушение в океане". "Ваш корабль терпит кораблекрушение. Имеется шлюпка, вмещающая всех игроков и в которой есть одно место для одного предмета из 10 предложенных. Вдалеке виден остров. Задача - выжить на этом острове, взяв с собой самый необходимый предмет". Первый этап - индивидуальный выбор, второй этап - группа приходит к единому мнению. Рефлексия: кто являлся лидером обсуждения; удалось ли прийти к соглашению; не возникло ли у кого-то чувство "подавления" его другими участниками; если кто-то поменял свою точку зрения, то почему.
Список предметов: чемодан с одеялами - аптечка ящик с ликером оружие коробка с едой спасательные жилеты полевая кухня собака, которая приносит удачу радио ящик с инструментами 6. Работа в группах. Моделирование конфликтных ситуаций, в которых демонстрируются конкретные виды поведения: конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество. Рефлексия: как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему? Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других? Фиксирование внимания на ключевом моменте - интересы сторон. 7. "Оптимальное самоутверждение". Отработка в парах, в группе техники "Я - высказывания". "Я - высказывание" передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету, без обвинений и без требований, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего оппонента. "Я - высказывание" может быть полезным в любой обстановке, но оно особенно полезно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то. "Я - высказывание" построено так, чтобы позволить вам выразить свое мнение о данной ситуации наиболее эффективно, или высказать свое пожелание. Оно особенно полезно, когда вы хотите, чтобы он воспринял это негативно и перешел в контратаку.
Формула "Я - высказывания": . Событие - Когда… 2. Ваша реакция - Я чувствую… . Предпочитаемый вами исход - Мне хотелось бы, чтобы… 8. Рефлексия, круг чувств. После семинара-тренинга был проведен повторный диагностический срез по изучению предпочитаемого стиля выхода из конфликтной ситуации у педагогов-предметников. Анализ сравнительных данных свидетельствует о положительной динамике, о расширении репертуара возможных выходов из конфликта у отдельных преподавателей (см. сравнительную таблицу 7). Отзывы самих педагогов после занятий были положительными, что свидетельствует о своевременности и эффективности выбранного метода работы с педагогами. Таблица 7 Сравнительная таблица
Таким образом, обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению признается принципиально возможным и необходимым. Выводы
Итак, конфликты в образовательном процессе неизбежны. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, как взаимосвязывающей множество людей с разнообразными качествами, свойствами, опытом, мировоззренческими взглядами и отношением к жизни. Общепризнанным следует считать наличие конструктивных и деструктивных противоречий, конфликтов. В методологических исследованиях педагогов отмечается два типа противоречий: противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса;
- противоречия казуальные, т.е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы. Образуя отдельную группу педагогические конфликты имеют свои особенности: § Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. § Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. § Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки. § Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по - разному). § Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл. § Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. § Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно завершить. Существует несколько методов урегулирования конфликтов, которые можно объединить в две группы. Первая группа методов - методы, предотвращающие конфликт. Вот основные два: . Преодоление конфликта посредством улучшения общения. 2. Распознавание сигналов конфликта - дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис. Вторая группа методов - методы разрешения конфликтов. Одним из которых является посредничество - разрешение конфликта с помощью посредника. Анализ литературы и проведенное исследование со всей очевидностью доказывают нашу гипотезу о том, что нарушение педагогической этики является причиной возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и подростками. Именно с подростками, в силу их возрастных особенностей, у педагогов чаще всего возникают конфликты и противоречия. При диагностике и разрешении конфликта нами использовались следующие методы:
анализ конфликтной ситуации; - графический метод - составление картографии конфликта; диагностика учащихся студенческих групп техникума; проведение переговоров при помощи посредника (психолога); семинар-тренинг с педагогами (по решению, принятому на переговорах) (см. Программу семинара-тренинга). Процесс посредничества включал в себя стадии раздельной работы с отдельными участниками конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом является необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает незаинтересованность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, "победе" одной из позиций, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценочная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта. Проведенный анализ конфликтной ситуации позволил выделить основные элементы конфликта, раздельная работа с участниками конфликта позволила позитивно переопределить ситуации своего взаимодействия, принять на себя ответственность за происходящее, снизить эмоциональное напряжение участников, подготовила переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников Совместное обсуждение привело к принятию взаимоприемлемых решений. Задача психолога состояла на этом этапе в создании и поддержке конструктивной атмосферы, усиления согласия сторон, ослаблении их конфронтации и объединении в работе над общей проблемой. Проведенная работа по разрешению конфликта была эффективна, что доказывает вторую часть нашей гипотезы о том, что эффективное разрешение конфликтов, причиной которой являлось нарушение педагогической этики, возможно при участии третьей стороны (психолога, родителей). Разработанный и проведенный нами семинар-тренинг для педагогов доказывает, что обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению является принципиально возможным. Его необходимость определяется невозможностью полагаться на естественный прогресс в области навыков человеческого поведения в конфликтах и целесообразностью сознательного управления процессами усвоения конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах. Список литературы
1. Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - 400с. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 570с. . Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. . Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - 199с. . Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: 1988.
. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с. . Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: 1998. . Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб: Питер, 2000. - 464с. . Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. - 320. . Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб., 1994. - 298с. . Журавлев В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1995. - 234 с. . Ильин В.П. Мотивы и мотивация. - СПб: Питер, 2000 г. - 467 с. . Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. . Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: АО Стрингер, 1992. - 465с. . Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с. . Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1998. . Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., 1996. - 298с. . Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512с. . Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского В.Я. - М., Прогресс, 1992. - 256 с. . Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. - М.: НПЦ "Коррекция", 1995. - 222 с. . Психолого-педагогическое обеспечение управления в системе образования. Для руководителей школ и учреждений дополнительного образования. - Новосибирск: "Сибирский хронограф", 1997. - 120 с. . Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с. . Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. - 435 с. . Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.М., 1991. - 240 с. . Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1995. - 267 с. . Скалаблан И.А. Практикум по конфликтологии: Учеб. Пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. - 103с. . Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000, с.416. . Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. . Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с. . Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. - М.: Наука, 1990. - 256с. . Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с. . Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656с. Приложения Приложение 1 Методика "Изучение отношения к учению и к учебным предметам" Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения. Инструкция Необходимо выполнить нижеследующие указания. . Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые: А) любим________________________________________________ Б) нелюбимые ___________________________________________ . Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
Приложение 2 Методика "Неоконченные предложения" 1. Я надеюсь в нашем классе… 2. Хотелось бы мне перестать бояться… . Думаю, когда меня нет мои друзья… . Я хотел - бы чтобы наши учителя… . Я хочу, чтобы мои одноклассники. . Считаю, что большинство учителей… . Мои друзья относятся ко мне… . Наступит тот день, когда… . В последнее время отношение с учителями… . Я и классный руководитель… . Когда ко мне подходит директор… . Сейчас мне нравится… Приложение 3 Текст опросника К. Томаса . а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны . а) Я стараюсь найти компромиссное решение б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных . а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека . а) Я стараюсь найти компромиссное решение б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека . а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности . а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя б) Я стараюсь добиться своего . а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого . а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы . а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего . а) Я твердо стремлюсь добиться своего б) Я пытаюсь найти компромиссное решение . а) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения . а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу . а) Я предлагаю среднюю позицию б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему . а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов . а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения . а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции . а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности . а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем б) Я дам возможность другому остаться при своем мнении, если он также идет навстречу . а) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно . а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия б) Я пытаюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас . а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы . а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека б) Я отстаиваю свою позицию . а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса . а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс . а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого . а) Я обычно предлагаю среднюю позицию б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас . а) Зачастую стремлюсь избежать спора б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем . а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого . а) Я предлагаю среднюю позицию б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий . а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|