Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа семинара-тренинга




Общение в конфликте

Цель: актуализировать знания о конфликте, сформировать понятие о видах поведения в конфликте.

Задачи:

1. дать рабочее определение конфликта;

2. показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта;

.   показать основные факторы, определяющие вид поведения в конфликте;

.   научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.

Участники: педагоги, социальные педагоги, воспитатели.

Продолжительность: 8 часов.

На предварительном этапе все участники тренинга заполняют тест-опросник Томаса (см. Приложение 3) Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - с.361.

Ход семинара-тренинга

1. Знакомство с участниками. Постановка цели и задач перед участниками и ведущим.

2. Работа с доской. Метод незаконченных предложений: "Конфликт - это…". Выделение положительного и отрицательного воздействия конфликта. Анализ полученного материала, разделение поведенческих, содержательных и эмоциональных компонентов конфликта.

.   Способы разрешения конфликтов (стили выхода из конфликтных ситуаций). Работа в парах по обсуждению плюсов и минусов каждого стиля выхода из конфликтных ситуаций, в каких ситуациях является обоснованным.

.   Работа в парах. Упражнение "х-у": один человек стоит, другой сидит. Стоящий давит на того, кто сидит. Рефлексия: какие чувства возникают у вас, когда другой человек давит на вас.

.   Упражнение "Кораблекрушение в океане". "Ваш корабль терпит кораблекрушение. Имеется шлюпка, вмещающая всех игроков и в которой есть одно место для одного предмета из 10 предложенных. Вдалеке виден остров. Задача - выжить на этом острове, взяв с собой самый необходимый предмет". Первый этап - индивидуальный выбор, второй этап - группа приходит к единому мнению. Рефлексия: кто являлся лидером обсуждения; удалось ли прийти к соглашению; не возникло ли у кого-то чувство "подавления" его другими участниками; если кто-то поменял свою точку зрения, то почему.

Список предметов:

чемодан с одеялами

-   аптечка

    ящик с ликером

    оружие

    коробка с едой

    спасательные жилеты

    полевая кухня

    собака, которая приносит удачу

    радио

    ящик с инструментами

6. Работа в группах. Моделирование конфликтных ситуаций, в которых демонстрируются конкретные виды поведения: конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество. Рефлексия: как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему? Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других? Фиксирование внимания на ключевом моменте - интересы сторон.

7. "Оптимальное самоутверждение". Отработка в парах, в группе техники "Я - высказывания".

"Я - высказывание" передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету, без обвинений и без требований, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего оппонента.

"Я - высказывание" может быть полезным в любой обстановке, но оно особенно полезно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.

"Я - высказывание" построено так, чтобы позволить вам выразить свое мнение о данной ситуации наиболее эффективно, или высказать свое пожелание. Оно особенно полезно, когда вы хотите, чтобы он воспринял это негативно и перешел в контратаку.

Формула "Я - высказывания":

.   Событие - Когда…

2. Ваша реакция - Я чувствую…

.   Предпочитаемый вами исход - Мне хотелось бы, чтобы…

8. Рефлексия, круг чувств.

После семинара-тренинга был проведен повторный диагностический срез по изучению предпочитаемого стиля выхода из конфликтной ситуации у педагогов-предметников. Анализ сравнительных данных свидетельствует о положительной динамике, о расширении репертуара возможных выходов из конфликта у отдельных преподавателей (см. сравнительную таблицу 7). Отзывы самих педагогов после занятий были положительными, что свидетельствует о своевременности и эффективности выбранного метода работы с педагогами.

Таблица 7

Сравнительная таблица

Имя, отчество педагога

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Приспособление

Избегание

  До После До После До После До После До После
Ирина Васильевна 1 3 3 6 10 7 10 8 6 6
Лидия Игоревна 0 2 8 9 6 6 7 7 9 6
Татьяна Петровна 1 3 3 6 9 7 7 7 10 7
Виктор Петрович 9 8 4 6 9 8 5 5 3 3
Елена Васильевна 4 4 5 8 7 7 4 4 10 7
Тамара Егоровна 4 4 5 7 7 5 6 7 8 7
Юлия Алексеевна 8 6 3 7 8 6 5 6 6 5
Алексей Иванович 8 7 5 7 8 8 1 2 8 6
Зинаида Федоровна 0 3 5 7 6 6 12 8 7 6
Вадим Олегович 7 6 5 8 8 7 3 4 7 5
  4,2 4,6 4,6 7,1 7,8 6,7 6 5,8 7,4 5,8

 

Таким образом, обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению признается принципиально возможным и необходимым.


Выводы

 

Итак, конфликты в образовательном процессе неизбежны. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, как взаимосвязывающей множество людей с разнообразными качествами, свойствами, опытом, мировоззренческими взглядами и отношением к жизни.

Общепризнанным следует считать наличие конструктивных и деструктивных противоречий, конфликтов. В методологических исследованиях педагогов отмечается два типа противоречий:

противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса;

-   противоречия казуальные, т.е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы.

Образуя отдельную группу педагогические конфликты имеют свои особенности:

§ Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.

§ Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

§ Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.

§ Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по - разному).

§ Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

§ Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

§ Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно завершить.

Существует несколько методов урегулирования конфликтов, которые можно объединить в две группы.

Первая группа методов - методы, предотвращающие конфликт.

Вот основные два:

.   Преодоление конфликта посредством улучшения общения.

2. Распознавание сигналов конфликта - дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.

Вторая группа методов - методы разрешения конфликтов. Одним из которых является посредничество - разрешение конфликта с помощью посредника.

Анализ литературы и проведенное исследование со всей очевидностью доказывают нашу гипотезу о том, что нарушение педагогической этики является причиной возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и подростками. Именно с подростками, в силу их возрастных особенностей, у педагогов чаще всего возникают конфликты и противоречия.

При диагностике и разрешении конфликта нами использовались следующие методы:

анализ конфликтной ситуации;

-   графический метод - составление картографии конфликта;

    диагностика учащихся студенческих групп техникума;

    проведение переговоров при помощи посредника (психолога);

    семинар-тренинг с педагогами (по решению, принятому на переговорах) (см. Программу семинара-тренинга).

Процесс посредничества включал в себя стадии раздельной работы с отдельными участниками конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом является необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает незаинтересованность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, "победе" одной из позиций, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценочная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта.

Проведенный анализ конфликтной ситуации позволил выделить основные элементы конфликта, раздельная работа с участниками конфликта позволила позитивно переопределить ситуации своего взаимодействия, принять на себя ответственность за происходящее, снизить эмоциональное напряжение участников, подготовила переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников

Совместное обсуждение привело к принятию взаимоприемлемых решений. Задача психолога состояла на этом этапе в создании и поддержке конструктивной атмосферы, усиления согласия сторон, ослаблении их конфронтации и объединении в работе над общей проблемой.

Проведенная работа по разрешению конфликта была эффективна, что доказывает вторую часть нашей гипотезы о том, что эффективное разрешение конфликтов, причиной которой являлось нарушение педагогической этики, возможно при участии третьей стороны (психолога, родителей).

Разработанный и проведенный нами семинар-тренинг для педагогов доказывает, что обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению является принципиально возможным. Его необходимость определяется невозможностью полагаться на естественный прогресс в области навыков человеческого поведения в конфликтах и целесообразностью сознательного управления процессами усвоения конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах.


Список литературы

 

1. Альманах психологических тестов. - М.: "КСП", 1996. - 400с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 570с.

.   Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - 199с.

.   Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: 1988.

.   Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: 1998.

.   Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб: Питер, 2000. - 464с.

.   Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. - 320.

.   Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб., 1994. - 298с.

.   Журавлев В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1995. - 234 с.

.   Ильин В.П. Мотивы и мотивация. - СПб: Питер, 2000 г. - 467 с.

.   Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

.   Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: АО Стрингер, 1992. - 465с.

.   Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с.

.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1998.

.   Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., 1996. - 298с.

.   Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512с.

.   Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского В.Я. - М., Прогресс, 1992. - 256 с.

.   Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. - М.: НПЦ "Коррекция", 1995. - 222 с.

.   Психолого-педагогическое обеспечение управления в системе образования. Для руководителей школ и учреждений дополнительного образования. - Новосибирск: "Сибирский хронограф", 1997. - 120 с.

.   Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с.

.   Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. - 435 с.

.   Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.М., 1991. - 240 с.

.   Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1995. - 267 с.

.   Скалаблан И.А. Практикум по конфликтологии: Учеб. Пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. - 103с.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000, с.416.

.   Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

.   Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с.

.   Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. - М.: Наука, 1990. - 256с.

.   Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с.

.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656с.


Приложения

Приложение 1

Методика "Изучение отношения к учению и к учебным предметам"

Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Инструкция

Необходимо выполнить нижеследующие указания.

.   Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

А) любим________________________________________________

Б) нелюбимые ___________________________________________

.   Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

 

Люблю предмет, потому что Не люблю предмет, потому что
1 Данный предмет интересен Данный предмет неинтересен
2 Нравится, как преподает учитель Не нравится, как преподает учитель
3 Предмет нужно знать всем Предмет не нужно знать всем
4 Предмет нужен для будущей работы Предмет не нужен для будущей работы
5 Предмет легко усваивается Предмет трудно усваивается
6 Предмет заставляет думать Предмет не заставляет думать
7 Предмет считается выгодным Предмет не считается выгодным
8 Требует наблюдательности, сообразительности Не требует наблюдательности, сообразительности
9 Предмет требует терпения Предмет не требует терпения
10 Предмет занимательный Предмет не занимательный
11 Товарищи интересуются этим предметом Товарищи не интересуются этим предметом
12 Интересны отдельные факты Интересны только отдельные факты
13 Родители считают этот предмет важным Родители не считают этот предмет важным
14 У меня хорошие отношения с учителем У меня плохие отношения с учителем
15 Учитель часто хвалит Учитель редко хвалит
16 Учитель интересно объясняет Учитель неинтересно объясняет
17 Получаю удовольствие при его изучении Не получаю удовольствия при его изучении
18 Знания по предмету необходимы для поступления в институт Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт
19 Предмет способствует развитию общей культуры Предмет не способствует развитию общей культуры
20 Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире
21 Просто интересно Просто неинтересно

Приложение 2

Методика "Неоконченные предложения"

1. Я надеюсь в нашем классе…

2. Хотелось бы мне перестать бояться…

.   Думаю, когда меня нет мои друзья…

.   Я хотел - бы чтобы наши учителя…

.   Я хочу, чтобы мои одноклассники.

.   Считаю, что большинство учителей…

.   Мои друзья относятся ко мне…

.   Наступит тот день, когда…

.   В последнее время отношение с учителями…

.   Я и классный руководитель…

.   Когда ко мне подходит директор…

.   Сейчас мне нравится…


Приложение 3

Текст опросника К. Томаса

.   а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны

.   а) Я стараюсь найти компромиссное решение

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных

.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

.   а) Я стараюсь найти компромиссное решение

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека

.   а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

.   а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя

б) Я стараюсь добиться своего

.   а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого

.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

.   а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего

.   а) Я твердо стремлюсь добиться своего

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение

. а) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

.   а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу

.   а) Я предлагаю среднюю позицию

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему

.   а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов

.   а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения

. а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

б) Я дам возможность другому остаться при своем мнении, если он также идет навстречу

. а) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно

. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

б) Я пытаюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас

. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека

б) Я отстаиваю свою позицию

. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс

. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого

. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас

. а) Зачастую стремлюсь избежать спора

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого

. а) Я предлагаю среднюю позицию

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий

. а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...