Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы разрешения конфликтной ситуации




 

На первом этапе, приняв единоличное решение, директор техникума допустила ошибку, не составив разговора с непосредственными участниками конфликта, не выяснив все их потребности и опасения. Поэтому началась эскалация конфликта, участники стали набирать себе сторонников.

На втором этапе были выделены следующие участники конфликта:

Директор техникума;

Преподаватель истории В. П.;

Родительский комитет гр. ИТ-03;

Учащиеся гр. ИТ-03.

Обращение к психологу поступило только на второй стадии, уже после жалобы в высшую инстанцию. Было принято решение о работе со всеми участниками конфликта, руководствуясь принципами психологического посредничества.

Анализ ситуации: преподаватель истории В.П. допустил грубое нарушение педагогической этики, предприняв физическое воздействие на подростка, не адекватное в данной ситуации, на глазах у его одногруппников.

Со слов педагога подросток неоднократно допускал подобное поведение в отношении к коллегам и к нему самому, грубил, особенно, когда рядом были сверстники, по этой причине неоднократно срывались уроки. Все это накопилось, и педагог не смог сдержаться. Считает, что несколько погорячился, однако Дима заслужил наказание.

Со слов родителей Дима дома был чрезвычайно взвинчен, недоумевал по поводу несправедливости учителя истории, говорил о том, что он ничем не хотел обидеть учительницу биологии, так просто "балдели все".

Сам подросток признает, что был не прав, но такого наказания не заслуживает.

После первичного анализа ситуации была составлена карта конфликта (см. таблицу 6)

Таблица 6

Карта конфликта

Участник конфликта Потребности Опасения
Директор техникума эффективная организация образовательного процесса, сохранение имиджа школы. конфликты в педколлективе мешают работе, конфликты могут быть бесконечными, потеря контроля над ситуацией.
Родительский комитет наказать педагога, с тем, чтобы предотвратить такие действия со стороны других педагогов. В школе учатся младшие дети, хотелось бы быть уверенными за их психическое и физическое здоровье. данный инцидент спровоцировал общее негативное отношение к классу, который является выпускным; дети плохо сдадут экзамены.
Преподаватель истории постоянная работа; уважение со стороны коллег и учащихся. потеря работы; критика и осуждение со стороны учащихся

 

Потребности и опасения всех участников конфликта записывались индивидуально. Прежде, чем перейти к выработке альтернативных решений, было проведено диагностическое исследование групп с целью проверки опасения родителей относительно изменения отношения к учащимся гр. ИТ-03 со стороны педагогов в сторону ухудшения (см.2.2).

После анализа полученных результатов и установления контакта со всеми участниками конфликта была проведена встреча по совместному обсуждению проблемы.

Участники встречи: родительский комитет гр. ИТ-03, педагоги, преподающие в этой группе, директор техникума, психолог, представитель управления образования.

Работа на предварительном этапе по анализу ситуации с каждым участником конфликта и организация и проведение диагностического исследования учащихся групп, позволило снизить эмоциональное напряжение участников, а введение правил переговорного процесса сделало возможным конструктивное обсуждение проблемы.

Краткие итоги встречи:

Поскольку при изучении психолого-педагогического климата в системе отношений "учитель-ученик" большинство учащихся гр. ИТ-03 не отметили негативного отношения к себе со стороны педагогов и директора школы, то такие результаты способствовали значительному снижению опасения родителей за предстоящие экзамены.

Потребности директора техникума и родительского комитета практически полностью совпадают - эффективный образовательный процесс и имидж школы и уверенность в качественном обучении собственных детей в условиях сохранения психического и физического здоровья, собственно одно и тоже.

Так как ситуативное ухудшение во взаимоотношениях между детьми и педагогами учащиеся все же отметили, кроме того, негативные оценки в адрес учителей со стороны всех студентов встречаются довольно часто, то родительским комитетом было предложено провести обучающий курс для педагогов по разрешению конфликтных ситуаций, по конструктивному взаимодействию с подростками.

Также, родителями было предложено преподавателю истории извиниться перед учащимся гр. ИТ-03 Димой Х., за проявление физического насилия.

Директором техникума было предложено отнестись с пониманием к тому, что быстрых изменений не произойдет, что необходимо время для изменения стереотипов поведения, поэтому всем нужно набраться терпения, а при возникновении инцидентов, не принимать быстрых решений, не выслушав всех участников конфликтной ситуации. Куратору группы и родительскому комитету провести проблемную дискуссию, кураторский час по обсуждению данной ситуации и роли в ней каждого из участников.

Педагоги согласились с недостаточностью знаний в области конфликтологии и выразили согласие на участие в обучающем семинаре.

Преподаватель истории В.П. принял предложение родительского комитета о принесении извинения Диме Х.

Таким образом, при диагностике и разрешении конфликта нами использовались следующие методы:

анализ конфликтной ситуации;

-   графический метод - составление картографии конфликта;

    диагностика учащихся групп;

    проведение переговоров при помощи посредника (психолога);

    тренинг-семинар с педагогами (по результатам переговоров) (см. Программу семинара-тренинга).

Если до участия в обучающем семинаре-тренинге в целом по группе преобладающими были такие способы выхода из конфликтной ситуации как компромисс и избегание, то после семинара-тренинга наиболее предпочитаемыми являются сотрудничество и компромисс, при этом необходимо отметить тенденцию к овладению педагогами всеми способами выхода из конфликтной ситуации в равной степени. Владение в равной степени различными способами решения конфликтных ситуаций позволит выбрать наиболее оптимальный вариант, исходя из актуальных условий и причинных факторов в каждой конкретной ситуации. Это, в свою очередь, повысит эффективность взаимодействия на всех уровнях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...