II . Античные и средневековые сведения о дидойцах ( IV в. до н.э. -Хв. н.э.)
Для того, чтобы логично и цельно изложить историю данного селения, необходимо сперва выяснить вопрос о заселении Ботлихского котлована, где и расположен современный Ботлих. Приблизительно на этот вопрос могут дать ответ археологические данные, которые были выявлены в ходе раскопок вблизи Ботлиха во второй половине XX в. Археологические данные важны тем, что до позднего периода в источниках не упоминаются Ботлих и ботлихцы, хотя данное поселение возникло достаточно давно (41. С.8). К сожалению, Ботлихский котлован в археологическом аспекте изучен слабо, и очень трудно установить время заселения данной местности. Правда есть сведения, которые говорят о том, что территория Ботлихского района была заселена в эпоху среднего палеолита. Профессор Р.М. Магомедов отмечал, что "каменные орудия труда, относящиеся ко времени около 100 тысяч лет назад, обнаружены к северо-западу от Махачкалы, западнееИзбербаша, вблизи селений Урма, Усиша и даже Андийского (Кезеной-ам) озера"(63. С.4). Андийское озеро или Казеной-ам находится на границе Ботлихского района и Чеченской республики и, исходя из этих данных, можно утверждать, что территория современного Ботлихского района была заселена еще в глубокой древности. Что касается конкретно Ботлихского котлована, то он был заселен гораздо позднее. Известный ученый М. Пикуль побывала в данном котловане и в результате разведочных работ были выявлены отдельные бытовые памятники, но они остались без конкретного определения хронологических рамок. Пикуль, в частности, изучала поселение "Гончарный аул", расположенный в урочище Ачабалда. Рядом же находился и так называемый "Гончарный холм", где брали глину для производства керамических изделий (71.С.8).
Более тщательное изучение Ботлихского котлована провел Атаев Д.М., который выявил три археологических памятника в данной местности. Вот что он пишет в своих отчетах о проделанной работе: "Ботлихское поселение. В 1,5 км к югу от селения Ботлих, на вершине и склоне отрога горного хребта, в местности "Виноградный холм", у дороги в сторону Агвали находится поселение "Щогъалъи гьани" (Аул гончаров) эпохи развитого средневековья. Ботлихский 1-й могильник. 1,5 км к югу от селения Ботлих на территории поселения гончаров был найден могильник с деревянными гробами в грунтовых ямах. Инвентарь могильника относится к VIII-X вв. Ботлихский 2-й могильник. Недалеко от селения Ботлих, в долине реки Андийское Койсу, в основании бокового отрога хребта, где находятся Ботлихское поселение и могильник, с вытянутыми на спине и ориентированными на юго-восток, найдены кости людей в каменных ящиках" (38. С.161). Также в ходе раскопок были обнаружены остатки гончарных печей, керамических изделий, а также следы разрушенных строительных сооружений. Обнаруженная здесь керамика была типичной для Дагестана, бытовавшая на протяжении всей средневековой эпохи - красноглинная со штрихами. К сожалению, других археологических памятников, которые могли бы засвидетельствовать время заселения данной территории древними поселенцами, пока не обнаружено, хотя в южных отрогах горы Цагуна, которая находится рядом с Ботлихом, есть множество пещер, где местные жители находили обработанные каменные орудия. Возможно, изучив эти пещеры и найденные предметы, история заселения Ботлихского котлована получит новые данные, которые отодвинут хронологические рамки появления здесь первых поселенцев на более древний период. Но до сих пор гора Цагуна не обследована специалистами и археологически не изучена, хотя есть надежда, что это произойдет в ближайшем будущем.
Что касается отдельных участков, которые непосредственно примыкают к Ботлихскому котловану, то здесь, в частности на территории Андии, в результате раскопок, проведенных Горным археологическим отрядом в 1968-1970 гг., было выявлено поселение Галгалатли, относящееся к эпохе ранней бронзы (III т. до н.э.) (49. С.53). Поселение типа Галгалатли были найдены и в Андийском котловане в окрестностях селений Ашали и Анди, которые тоже относятся к эпохе ранней бронзы (41. С.9). Памятники эпохи ранней бронзы выявлены также в селениях Годобери, Шодрода и Ансалта Ботлихского района. Имеющийся археологический материал позволяет утверждать, что местные племена вели оседлый образ жизни, хозяйственную основу которого составляли земледелие и скотоводство. Надо полагать, что наличие вокруг Ботлихского котлована памятников эпохи ранней бронзы и в связи с благоприятными природно-климатическими условиями, которые способствовали развитию не только земледелия и скотоводства, но и садоводства, не исключено то обстоятельство, что в данном котловане существовало поселение эпохи ранней бронзы (возможно на южных отрогах горы Цагуна) (41. С.9). Конечно же, эта гипотеза требует более тщательного изучения специалистов разных дисциплин, хотя весомость этой гипотезе придает тот факт, что территория, ныне занимаемая ботлихцами, по сравнению с Андийским котлованом, находится в наиболее выгодной географической зоне, обладая мягкостью климата и плодородием почвы (79. С.28). Большое значение для хозяйства древних поселений в данной местности имели речки Миарсинка, Гадаро и так называемая "Речка лисьей норы", которые берут начало у озера Кезеной-ам, находящегося в 40 км от Ботлиха. Эти речки местные жители использовали и до сих пор используют в ирригационной системе, что было основным условием развития земледелия и садоводства. Несравненно большое хозяйственное значение имела река Андийское Койсу, водами которой орошались большая часть садов, расположенных в долине Ачабалда. Такое выгодное природно-географическое расположение способствовало развитию у предков ботлихцев еще с древних времен различных отраслей хозяйства. Об этом свидетельствуют исследования академика Н.И. Вавилова. После тщательного анализа видов пшеницы, ржи, диких и культурных плодов, Н.И. Вавилов приходит к выводу, что "... земледелие в Грузии, Армении и Дагестане является весьма древним, начало его уходит вглубь тысячелетий" (46. С.21). В другой своей работе Н.И. Вавилов отмечает культуру земледелия ботлихцев, подчеркивая при этом террасную ее форму (47. С. 18).
Археологические изыскания за последние 40 лет позволили исследователям определить хронологические рамки террасостроительства. Начало первоначальных форм террасирования ученые относят к энеолиту, т.е. к медно-каменному веку (IV-III тыс. до н.э.) (58. С.37). Террасирование в Горном Дагестане - это эффективный способ решения проблемы, связанной с малоземельем в горах. Поэтому предки ботлихцев, как и другие горцы, широко использовали террасное земледелие, которое их обеспечивало необходимыми сельскохозяйственными продуктами. Около половины всех земельных угодий ботлихцев имеют террасную форму, что существенно облегчает проблему орошения этих земель и ведение на них других сельскохозяйственных работ (21). Таким образом, учитывая приведенные археологические данные, относительно Ботлихского котлована, а также и Западного Дагестана, можно предположить, что территория, ныне занимаемая ботлихцами, была заселена в глубокой древности (вероятнее всего в Ш-П тыс.до н.э.), оседлыми земледельцами. Конечно же, речь не идет о том, что эти земледельцы именовались "ботлихцами", так как топонимы "Ботлих" и "ботлихцы" появились скорее всего в раннем средневековье (VIII-IX в.н.э.) Поэтому, чтобы быть точными в топонимических терминах, следует различать определения "Ботлих" и "ботлихцы" (которые появились в средневековый период) от понятий "территория современного Ботлиха" и “предки ботлихцев”, имеющие косвенное отношение к древней истории данной этнической группы. Касаясь вопроса об упоминаниях предков ботлихцев (дидойцев или дидуров) в античных и средневековых источниках, нужно прежде всего осветить проблему генезиса дагестанских народов, в которой до сих пор остались нерешенные вопросы. В частности, вызывает спор о том, откуда пришли первые поселенцы на территорию Дагестана.
Если верить данным отечественной исторической науки, то территория Дагестана была заселена еще в эпоху палеолита, которая представлена памятниками каменного века - Великент, Чумис-Иниц, Усиша, Чох, Ругуджа (73. Т.4. С.466). Возраст самих древних из них составляют - Великент (700 т.л.) и Чумис-Иниц (100 т.л.) Есть мнение, что территория Дагестана была заселена племенами, которые пришли из Передней Азии примерно в конце среднего палеолита (40. С.91)., но последние данные говорят о том, что территория Дагестана была заселена ещё в период раннего палеолита. Вопрос происхождения дагестанских народов, в целом, очень сложен, а трудность заключается в том, что в имеющихся письменных источниках упоминаются не все современные народы Дагестана. Особенно это касается малых этнических групп, в том числе и ботлихцев. Что касается происхождения андо-цезской (дидойской) этнической группы, то имеются различные точки зрения. В исторической науке утвердилось мнение об их южном происхождении. Современная андо-цезская группа народностей, в том числе и ботлихцы, согласно данным историков и этнографов мигрировала из Передней Азии. В пользу южного происхождения этих народностей говорит также топонимический материал Восточной Грузии (Кахетии), откуда шла главная магистраль их переселения (40.С.91). В связи с тем, что отсутствуют сведения конкретно об андо-цезской группе народностей, то большую роль играют сочинения античных авторов о наличии в Западном Дагестане каких-либо политических объединений, куда могли входить и предки ботлихцев. Возможно, в разные периоды истории этнические группы Дагестана (предки ботлихцев, андийцев, ахвахцев, каратинцев, чамалалов, багулалов, цезов, капучинцев и др.) объединялись в военно-политический союз (41. С. 10). Таким наиболее известным союзом на территории Западного Дагестана с древних времен и в период раннего средневековья был Дидо. Вероятнее всего, под термином "Дидо" надо понимать военно-политическое объединение Юго-Западного Дагестана, куда входили и предки ботлихцев. Собирательное название всех племен союза Дидо в античных и средневековых источниках - это "дидойцы". В современный период дидойцами называют народность в Цунтинском районе, которые себя именуют цезами. Вот что говорится о цезах (дидойцах) в энциклопедическом справочнике: "Цезы (дидойцы) - этнографическая группа аварцев. Основная территория расселения - Цунтинский район Дагестанской АССР. Язык - цезский, аваро-андо-цезской группы кавказских языков. Литературные языки - аварский, русский, часть дидойцев (цезов) владеет грузинским языком. Верующие - мусульмане-сунниты. Дидойцы -коренное население Дагестана. Первое письменное упоминание о дидойцах (племя дидуров) встречается у Плиния Старшего (I в. н.э.). Основные занятия - земледелие и животноводство" (73. Т.15. С.356).
В античных и средневековых источниках политическое объединение Дидо представлен как союз, обладавший внушительной силой и с которым приходилось считаться соседним политическим образованиям. В частности, дидойцы не только защищали северные границы Грузии от кочевых племен Скифии и Сарматии, но и в случае их нападения на Грузию горцы Западного Дагестана оказывали действенную помощь ей. С дидойцами также считались армянские и персидские (сасанидские) цари, которые не раз сталкивались с ними. Особый интерес вызывает вопрос о локализации дидойцев античными авторами и проблема, суть которой состоит в выяснении факта вхождения дидойцев в состав первого рабовладельческого государства на территории Дагестана и Азербайджана - Кавказской Албании (77. С.42-43). Древнеримский писатель и ученый Плиний Старший (29-79 гг. н.э.) в своем труде "Естественная история в 37 книгах", локализует дидойцев (дидуров) за границей Кавказской Албании на территории, занимаемой современными этническими группами Западного Дагестана (25. С. 10). Об этом же свидетельствует в своем труде "География" древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок.90-ок.160 гг. н.э.), размещая Дидо между Кавказскими и Кераунскими хребтами (16. С. 10). Большое значение в данном случае имеет отождествление Кераунских гор с одним из хребтов Северного Кавказа. По этому поводу имеется мнение В.В. Латышева, который утверждал, что Кераунские горы античных писателей - это современный Андийский хребет (59. С.246). На этом хребте, а точнее на его восточном склоне, находится Ботлих, занимая территорию в самом центре одноименного котлована. Крупный востоковед В.Ф. Минорский исходя из анализа письменных источников приходит к выводу, что «... вероятно, термин Дидо включает группу т.н. андийских племён, кроме собственно дидойцев».22 Как уже отмечалось ботлихцы являются одним из народностей андийской группы и утверждение Минорского относится и к ним. Вопрос о локализации дидойцев не вызывает острых споров и практически все античные и средневековые авторы, а также и современные историки, помещают их на территории современных Цунтинского, Цумадинского, Ботлихского, Ахвахского и Тляратинского районов. Однако в вопросе о вхождении дидойцев в состав Кавказской Албании есть разные мнения. Как уже отмечалось, Плиний Старший и Клавдий Птолемей утверждали о том, что дидойцы не входили в состав Кавказской Албании. По данной проблеме Р.М. Магомедов писал, что «Античные авторы называют отдельные народности и племена Албании, часть которых, вероятнее всего, являлась предками нынешних народностей Дагестана. К ним, прежде всего, относятся гелы и леги, которые жили на северной границе Албании, по соседству с сарматами. Дидуры могут быть отождествлены с нынешними дидойцами».23 Если исходить из этого утверждения, то дидойцы (или дидуры) могли быть одной из 26 племен, входивших в состав Кавказской Албании, о которых нам сообщает древнегреческий историк и географ Страбон (64-24гг. до н.э.) в своём обширном труде «География».24 В пользу гипотезы о вхождении дидойцев (дидуров) в кавказскую Албанию служит и тот факт, что на территории Цумадинского района (которая в древности входила в состав Дидо) был найден памятник албанской письменности, алфавит которой состоял из 52 букв.25 Допустив эту мысль, которая вполне может иметь реальные основы, хотя и требует дополнительного и тщательного исследования, можно утверждать о том, что дидойцев (дидуров) за пределами Кавказской Албании, вместе с остальными 25 племенами, собирательно называли "албанами". По этому вопросу Р.М. Магомедов отмечал, что название "албаны" первоначально обозначало население в долине Куры, а затем это слово превратилось в собирательное название всех народностей и племен, вошедших в состав Кавказской Албании (63. С.20). Исходя из этих данных можно допустить мысль о том, что первое упоминание об албанцах, относящееся к середине IV в. до н.э. и связанное с именем древнеримского историка и государственного деятеля Арриана (ок. 90-95 - 175 гг. н.э.), также относится и к упоминанию о дидойцах. Но здесь надо отметить то, что о дидойцах Арриан в своем труде конкретно ничего не сообщает. Вот что пишет Арриан в своей книге "Поход Александра" об албанцах: "Мидянами командовал Атропат; с мидянами вместе были кадусии, албаны и сакесины" (3. СЛ 17). Как известно, албанцы участвовали в битве при Гавгамелах 1 октября 331 г. до н.э., на стороне персов, против войск величайшего полководца и государственного деятеля Александра Македонского (73. T.l. C.117). Как мы знаем из античных источников, все племена Кавказской Албании подчинялись одному царю, который одновременно являлся также их общим военным предводителем. И поэтому в военных кампаниях участвовали почти все племена, войска которых собирались под единым командованием албанского царя, и носили общее название "албаны". Не исключено, что дидойцы, закаленные суровыми условиями горной местности и являясь умелыми воинами, регулярно участвовали во многих войнах, походах и сражениях, которые касались Кавказской Албании. Вполне допустимо, что дидойцы (дидуры), вместе с другими племенами Албании, участвовали в битве при Гавгамелах, под общим названием "албаны", ядром которых было само племя албанов. Надо отметить, что в битве при Гавгамелах албаны стояли напротив левого крыла македонской фаланги, составляя вместе с мидянами, парфянами, саками, тапурами и гирканами правое крыло персидской армии (3. С. 119). Эта битва, закончившаяся поражением персов, стала одной из важных в мировой истории, в которой вполне могли участвовать и дидойцы (дидуры) в составе албанского отряда. По имеющимся сведениям античных и средневековых авторов можно выделить тот факт, что Дидо принимал активное участие в политических событиях Дагестана и Закавказья на протяжении многих столетий. В сложных политических ситуациях и в условиях военной угрозы грузинские цари обращались за помощью и к дагестанским горцам, в том числе и дидойцам. Так, еще в III в. н.э., как сообщает грузинский источник, царь Аспагур (262-265 гг.н.э.) пригласил овсов, леков, хазар и других племен и выступил против царя персов, разбил его и обратил в бегство (54. С. 131). В данном случае под леками следует подразумевать жителей, проживавших между Водораздельным и Андийским хребтами, т.е. предков горцев Западного Дагестана. Они, будучи ближайшими соседями Грузии, часто выступали на стороне последней. Термины "леки", "дидойцы" присущи, в основном, грузинским источникам. Видимо, древнегреческие, армянские, сирийские и другие авторы эти термины заимствовали у грузин. Сирийский автор VI в. н.э. Захарий Ритор наряду с крупными государственными образованиями Кавказа упоминает страну Даду. В своем труде он пишет: "Из пределов Даду живут в горах, у них есть крепости" (12. С. 165). Более того, жителей Даду он называет в числе оседлых народов Дагестана, противопоставляя их 13-ти народам, живущих в палатках, кочевникам (12. С. 165). В данном сообщении, бесспорно, речь идет о жителях Западного Дагестана - дидойцах, в состав которых входили почти все этнические группы региона. Надо также отметить, что в армянских источниках при перечислении горских племён, выставивших войско против правителей Армении, упоминаются «дадои», как крупное политическое объединение.37 О том, что термины «Дидо», «Даду», «дидуры», «додои» (или дидойцы) объединяли различные союзы племён и их территории, свидетельствуют арабские писатели. Так, например, Ибн-ал-Факих в своём труде «Из книги о странах» (903 г.н.э.), описывает события VI века, сообщает что Хосров Ануширван «построил в земле Арран Абваб Дуданию».38 Термин «Арран» - это один из вариантов названия Кавказской Албании (IV в. до н.э. - VI в. н.э.), а в VIII-XIIв.в. «Арран» - это историческая область, охватывавшая западную часть Азербайджана.39 Таким образом, данное сообщение подтверждает гипотезу о том, что политическое объединение Дидо включал в себя не только этнические группы Западного Дагестана, но и народы, проживающие в современном - Тляратинском районе. Дело в том, что собственно дидойцы (цунтинские цезы) не имели общих границ с Азербайджаном в прошлом, где была построена крепость ал-Рудания. на границе с Азербайджаном в прошлом располагались союзы сельских общин - Анцух, Анцросо, Джурмут, Таш, Уханада, Томс (Тлярата) и др. Видимо, крепость была построена на границе этих обществ.40 О том, что жители данного региона в прошлом входили в состав Дидо, свидетельствует также Баграниони Вахушти - автор первой половины XVIIIв. В частности, он пишет: «А из прилегающей к Лекетии Дидоэтии некоторую долю покорили лезгины, жителей обратили в магометанство».41 Под Лекетией Вахушти подразумевал Аварию, и говоря о прилегающей к Лекетии (т.е. Аварии) Дидоэтии, он имел ввиду как раз союзы сельских общин, располоденные в Западном Дагестане по соседству с дидойцами. Грузинские источники объединяли народы андо-цезской группы термином "Дидо", поскольку все связи, как экономические, так и политические, предки ботлихцев, андийцев, каратинцев и других народностей Западного Дагестана осуществляли через дидойцев. Товар, производимый ими, принимали за дидойский. Тот же Вахушти пишет, что "... дидойцы ремесло знают также, как осетины, но здешние чохи и бурки другого образца" (7. С. 131). Известно, что сами дидойцы в прошлом не занимались производством бурок. Центрами этого ремесла, как уже отмечалось, являлись селения Рахата, Анди, Ботлих и др. В период арабских завоеваний в VII - VIII вв. н.э., жители Западного Дагестана, в том числе и предки ботлихцев, оставались вне влияния арабов, хотя восточный сосед Дидо - Серир, подвергся нападению арабов. В 737 г. Мерван, наместник халифа в Закавказье, нанес внезапный удар по Хазарии. В 739 г. Мерван решил покорить и Горный Дагестан, в том числе и Серир. В политическом отношении горные земли представляли собой конгломерат раннефеодальных княжеств и племенных союзов, среди которых были и дидойцы. "Еще до появления арабов, - пишет Р.М. Магомедов, - в Дагестане существовали такие политические объединения, как - Маскут, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран, Филан, Гумик, Дудания и др." (63. С.39). Итак, прежде всего Мерван вторгся в Серир и в течение последующих месяцев сломил сопротивление горцев, несмотря на то, что серирскому правителю помогали соседние политические союзы, в том числе и Дидо. После подчинения основной части Горного Дагестана, Мерван в 740 г. вернулся в Дербент. Как уже отмечалось, несмотря на то, что почти весь Горный Дагестан был покорён арабами, дидойцы сохранили свою политическую самостоятельность и поэтому избежали участь тех, кто вынужден платить налоги харадж и джизья. Сами ботлихцы распространение ислама среди них связывают с Абу-Муслимом, который во второй половине XIIIв. вторгся в аварское княжество во главе отряда газиев - «борцов за веру».44 Вероятнее всего в памяти ботлихцев отложились эти события, которые, в целом, имели большое значение для исламизации Аварии. Но М. С. Саидов доказал несостоятельность утверждений ботлихцев о исламизации их территории Абумуслимом, приводя веские аргументы в своей работе.45 Что касается распространения ислама в Дагестане в целом, то Шихсаидов А.Р. разделил этот процесс на 3 этапа, который длился с VII в. до XVв.: ) VII - первая половина Х в.в. (Арабский период) ) вторая половина Х в - конец XIV в. (Период мусульманских династий). ) Весь XV в. (Дагестанский период).46 Процесс исламизации Дагестана проходил во все времена не в одинаковой форме. В первом и втором периодах исламизации Дагестана преобладал элемент насилия, а в третьем - миссионерская и проповедническая деятельность мусульманского духовенства. Окончательное утверждение ислама на территории Дагестана, в частности, и в Западном Дагестане, связывают с походами Тимура 1395-1396гг., который принудительно насадил ислам среди горцев, в том числе и на территории современного Ботлихского района. На рубеже I-го и II-го тысячелетий н.э. термины «Дидо» и «дидойцы» теряют своё первоначальное значение. Всё чаще, понятие «дидойцы» обозначают лишь часть населения Западного Дагестана (цезы, бежтинцы, гунзебцы, гинухцы, хваршины).48 Скорее всего это связано с усилением позиции феодального владения Серир, расположенного на территории Аварии, и распадом политического объединения Дидо, вследствие внутренних и внешних причин. Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенные факты и гипотезы, можно утверждать о том, что термины «Дидо» и «дидойцы» упоминаются античными и средневековыми авторами, обозначая ими влиятельный военно-политический союз жителей Западного Дагестана. Ценные сведения о Дидо и его населении помогают нам цельно воссоздать историческое развитие жителей данного региона, хотя в этом вопросе остаются ряд невыясненных обстоятельств и научных проблем. В целом, жители Дидо прошли через те же этапы исторического развития, как и другие народности Дагестана. Поэтому, несмотря на некоторую разность современных дагестанских народов, еще в глубокой древности наши предки создали основу для прогресса экономики, культуры и быта горцев, в чем немалую роль сыграли и дидойцы, прямые потомки которых до сих пор проживают в Цунтинском районе. Исходя из известных данных можно сделать вывод о том, что население Западного Дагестана - дидойцы, в состав которого входили и предки ботлихцев в античный и раннесредневековый периоды, несмотря на свою некоторую обособленность от других народностей Дагестана и происходивших на территории нашей республики важных политических и экономических событий, сыграли немаловажную роль в политическом, экономическом и культурном развитии Западного Дагестана, сохранив при этом языковую и культурную индивидуальность в своём историческом развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|