IV . История Ботлиха с первой половины XVII в. до конца XIX в
Первое письменное упоминание конкретно о Ботлихе относится к началу XVIIв. Об этом свидетельствует следующая запись в конце переписанной от руки арабской книги «Мингадт», в которой собраны все шариатские нормы о наказаниях и преступлениях. В частности, в этой книге есть следующая запись: «Закончена переписка экземпляра книги от рук грешного, беспомощного раба божьего, нуждающегося в его милосердии и прощения Асхаба-бину-Хусейна в медресе кадия Омара-бину-Хаджи... в ауле Ботлих подвластном нуцалу, в 1027 г. хиджры». 1 Переводя эту дату на современное летоисчисление, то получается, что эта запись была сделана в 1618г. Это упоминание важно тем, что подтверждает утверждение здесь ислама не позднее нач. XVIIв. Кроме того, этот документ свидетельствует о том, что общество Технуцал, в том числе и Ботлих, входило в состав Аварского ханства. К сожалению, других более ранних сведений о самом Ботлихе пока не обнаружены, хотя не исключено, что такие данные об указанном селении существуют в ряде архивах нашей страны. Следующее упоминание о Ботлихе относится к середине 50-х XVIIв. в связи с торговой сделкой в Хунзахе. Доцент ДГУ Айтберов Т.М. в своей книге «Хунзах и хунзахцы» пишет, что «В названном 1656/57г.г. «в правлении Дугри-нуцала» в Хунзахе имела место торговая сделка, о чём была составлена специальная запись хунзахским кадием того времени Шабаном Ободинским. Она была заключена в присутствии почётных учёных: дибира с.Чондатль Махмуда Кородинского, дибира с. Ботлих Али Андийского и Омара Мехельтинского».2 Эта запись свидетельствует о том, что глава ботлихской мечети пользовался уважением и признанием во дворе хунзахского правителя Дугри-нуцала. Появление в исторических документах сообщений о Ботлихе говорит о том, что он стал играть ведущую роль в политической и экономической жизни Западного Дагестана и особенно в Технуцальском обществе.
В отличие от других крупных населенных пунктов, которые образовались в результате слияния или насильственного объединения мелких поселений, Ботлих изначально образовался как территориально-тухумное поселение. Поселение ботлихцев, в связи с характером местности, не имел вида сильно скученных, расположенных ступенями группы построек, как это наблюдалось в более высокогорных зонах, но тем не менее Ботлих все же можно отнести к типу горных поселений, который имел террасообразную форму застроек. На эту особенность обратил внимание И.Ф. Ган, который писал, что "позади крепости за маленьким ущельем лежит аул того же имени (Ботлих - Прим.автора), живописными террасами прислоняясь к скале" (8. С.212-242). Теснота застроек объясняется в первую очередь историческими (стремлением к неприступности) и географическими (малоземелье) условиями. Из-за малоземелья жителям Ботлиха приходилось углубляться в поверхность скалы, так что задние стены домов во многих случаях были искусственным продолжением стены (67. С. 100-106). Ботлих с самого возникновения был расположен на открытой незащищенной естественными преградами местности - «шобда. Поэтому ботлихцы большое внимание уделяли оборонному фактору, так как их селение было политическим и экономическим центром Технуцала и нередко становилось объектом нападения соседних обществ. Для обороны села были построены боевые башни (шеба), число которых доходило до 6-8 (37. С.53). Кроме того, аул был снабжен подземным сообщением, которое связывало башни верхнего квартала с нижним. Ботлих своими застройками, оборонительными сооружениями, внутренней коммуникацией, с развитым земледельческо-садоводческим хозяйством и военной организацией напоминал поселение городского типа, характерные для Дагестана в период раннего и развитого средневековья.
Правда, во всем Горном Дагестане укрепленные поселения и феодальные замки в ходе внутренней классовой борьбы и в период иноземных нашествий были разрушены (60. С. 144). Что касается истории Ботлиха в XVII в., то к этому периоду можно отнести борьбу ботлихцев против своих соседей за обладание плодородными землями в Ботлихском котловане. По рассказам старожилов села, андийцы в союзе с каратинцами неоднократно пытались захватить Ботлих. В 1945-1946 гг. Шиллинг записал предание ботлихцев о борьбе с андийцами и каратинцами. "Ботлихцы, -пишет Шиллинг, - чтобы показать свою силу на улицах аула в нескольких местах устроили склады оружия и рядом поставили большие котлы с вареным мясом, будто бы для пропитания больших воинских отрядов. Вместе с тем одни и те же вооруженные люди меняли одежду и внешний вид и через подземные ходы перемещались с одного места селения в другое, создавая видимость, для пришельцев, значительной военной мощи" (37. С.51). Так в одиночку, на протяжении многих веков ботлихцы отстояли свою независимость, сохранили собственный язык, нравы и обычаи. Как уже отмечалось, после образования военно-политического союза Технуцал, центром которого был Ботлих, данное селение стало играть ведущую роль в экономической и политической жизни Западного Дагестана. Этот процесс особенно развился со второй половины XVII в., когда Ботлих окончательно утвердился в роли стратегического пункта в Западном Дагестане. Большое значение для усиления экономической мощи Ботлиха имел тот факт, что он был расположен на узловом месте, откуда проходили все дороги, связывающие жителей Западного Дагестана как между собой, так и с соседними народами. Через Ботлих шла также древняя дорога, имевшая большое стратегическое значение, которая связывала южные районы Кавказа с северо-кавказскими степями. В Дагестане эта дорога проходила через с.Рича (Агульский район), Кумух, Андалял (Гунибский район), Гидатль, Ботлих, Харачой, Ведено и далее в северо-кавказские степи (64. С.84). Важное стратегическое расположение Ботлиха аварские правители использовали для того, чтобы укрепить свое влияние в данном регионе и распространить свою власть на жителей высокогорных аулов современных Цумадинского и Цунтинского районов. "Аварское ханство, - как пишет М.Г. Магомедов, - занимало в XVII в. территорию вдоль Андийского Койсу и часть пограничных районов с Дагестаном чеченских обществ и старалось расширить свои владения за счет свободных сельских обществ" (61. С.213).
Так как в русских источниках селение Ботлих и ботлихцы упоминаются лишь с начала XIX в., то для общей характеристики исторических событий, происходивших на территории Ботлихского сельского общества, будем исходить из сообщений, которые освещают развитие Аварского ханства. К тому же, все события и явления в Аварском ханстве прямо или косвенно отражались и на жизнедеятельности ботлихцев. Русские источники XVII-XIX вв. ценны для анализа истории селения Ботлих еще и тем, что в дагестанских источниках этого периода содержатся лишь скудные сведения о данном селе. Надо отметить, что русские источники об Аварии, в основном, относятся к истории русско-дагестанских отношений. Еще в первой половине XVII в. активизируются отношения между Россией и дагестанскими владетелями, в том числе и аварскими. Страдая от стремления Ирана и Турции захватить Дагестан, феодальные правители изъявили желание вступить в подданство России. Среди них был и аварский нуцал Умма-хан (1595-1634 гг.). В отписке терского воеводы Н. Вельяминова в Посольский приказ от 22 марта 1617 г. сообщается о том, что аварский нуцал обратился к воеводе Терека о принятии его в подданство России (27. С.61). В октябре 1629 г. аварский нуцал отправляет две грамоты о верности русскому подданству. В первой грамоте он сообщает о своей дружбе и покорности царю Михаилу Романовичу, а также о том, что он отправляет своего сына аманатом в Терский городок. Во второй грамоте Умма-хан сообщает о внутренних делах дагестанских владетелей, в частности, об отношении с кумыкскими князьями, а также предлагает свою помощь в строительстве русской крепости в своем владении (27. С.89-90).
Исходя из этих данных, можно предположить, что Ботлих, как и весь Западный Дагестан, имевшее определенное отношение к Аварскому ханству, оказался в сфере влияния Российского государства. Что касается внутренней политики аварских нуцалов, то надо отметить, что при Умма-хане Справедливом внутренняя устойчивость государства возрастает. В начале XVII в. Умма-хан стал инициатором составления первого письменного свода законов Аварского ханства - Кодекса Умма-хана Справедливого (24. С. 107). Таким образом, все сельские общества, входившие в Аварское нуцальство, в определенной степени и Ботлихское, стали жить по единым нормам и законам, которые регулировали общественно-политическую и экономическую жизнь населения Аварии. Появление этого свода законов говорит об окончательном утверждении феодальных отношений в Аварском нуцальстве (77. С. 132). Эти данные опровергают утверждения некоторых зарубежных и отечественных историков о том, что Горный Дагестан, в том числе и Ботлихское сельское общество, вплоть до XIX в. находились на стадии родового строя. Наличие в Аварии поселений с оборонительными сооружениями (среди которых выделяется и Ботлихская фортификационная система), существование класса феодалов (ханов, беков, чанка и др.) и крестьян (уздени, райяты и др.) и появление письменного свода законов Умма-хана Справедливого свидетельствует о высоком уровне развития феодализма в Аварском нуцальстве, в том числе и в Ботлихском сельском обществе (который входил в Технуцальский союз сельских обществ), хотя феодальные отношения в Горном Дагестане носили свои специфические особенности, продиктованные географическими и историческими аспектами развития данного региона. В целом, в течение XVII в. при правлении Умма-хана Справедливого (1595-1634 гг.), Дугри-нуцала (1634-1668 гг.) и Мухаммед-нуцала (вторая половина XVII в.), в Аварском ханстве происходит ряд важных общественно-политических и экономических изменений, которые укрепили феодальные отношения и влияние нуцалов в Западном Дагестане, в том числе и в Технуцале. (63. С.95). В XVIII в. во внешней политике Аварского ханства продолжалась тенденция сближения с Россией. В 1721 г. присягу на подданство России дал владетель Аварии в крепости Святого креста. Он выступал от имени всех своих владений и примыкавших к ним Союзов сельских общин, в том числе и Технуцала. Эта присяга была принята накануне Каспийского (Персидского) похода Петра I в 1722-1723 гг. в Дагестан и Северный Азербайджан. В результате этого похода и по Петербургскому договору с Ираном Дагестан юридически присоединялся к Российской империи. Западный Дагестан оказался в сфере влияния России.
Однако под давлением западных держав и угроз со стороны Турции, Россия, по Константинопольскому договору 1724 г, уступила внутреннюю часть Дагестана Османской империи (61. С.241). Теперь Технуцальское общество, как и Аварское нуцальство, оказалось в сфере влияния правительства Порты, хотя говорить о какой-либо зависимости жителей Западного Дагестана от Турции было бы совсем не точно. После прихода к власти Надира в 1732 г., Иран активизирует свою политику на Северном Кавказе. Надир потребовал от России пересмотра Петербургского договора 1723 г. и добился этого. В 1734 г. Надир совершил первый поход на Дагестан, в ходе которого он разбил Сурхай-хана Казикумухского, который укрепился в Аварии для подготовки к дальнейшей борьбе (75. С. 106). Занятая подготовкой к войне с Турцией Россия, по Гянджинскому договору 1735 г. уступила Ирану территорию южнее Сулака. На этот раз Западный Дагестан попал в сферу влияния шахского Ирана. В ходе второго похода 1735 г., и третьего 1741 г., Надир вновь и вновь покорял дагестанские владения, которые не прекращали борьбу. Непокоренной оставалась Авария, и осенью 1741 г. Надир решил подчинить своей власти и аварского нуцала. В сентябре 1741 г. иранский шах вторгся в пределы Аварии, остановившись на территории общества Андалал (Гунибский район). Здесь и произошла одна из героических и важнейших битв в истории Дагестана. Против захватчиков объединились почти все владения Дагестана и союзы сельских обществ, среди которых, несомненно, были и ботлихские ополченцы в составе технуцальцев. В ходе пятидневной битвы иранцы были наголову разбиты. Надир был вынужден отступить к Дербенту. В декабре 1742 г. иранские войска вновь совершили поход в Аварию, где у аулов Чох и Согратль опять столкнулись с объединенными силами горцев Дагестана, которые вынудили Надира отступить в Южный Дагестан (75. С. 189). В феврале 1743 г. Надир вообще отказался от продолжения военных действий в Дагестане и с жалкими остатками своей разгромленной армии отступил в Муганскую степь (48. Т.5. С.248). Таким образом, в ходе завоевательной политики Надир-шаха Аварское нуцальство (в частности Технуцал и Ботлих) сумело отстоять свою независимость и способствовало изгнанию иранских войск из Дагестана. В целом, XVII-XVIII вв. характеризуются острым соперничеством между Россией, Ираном и Турцией за обладание стратегическим регионом на Кавказе - Дагестаном (68. С. 173). С середины XVIII в. усиливается стремление многих дагестанских феодалов вступить в подданство России. Еще в марте 1743 г. с такой просьбой выступил представитель Аварии, совместно с другими владетелями, в условиях иранской агрессии в Дагестане. Но в течение второй половины XVIII в. русское правительство, учитывая внутренние и внешние факторы, не могло юридически и практически оформить желание дагестанских владетелей. Ситуация в этом вопросе начала меняться после подписания Георгиевского трактата 1783 г., по которому Грузия вошла в состав России (73. Т.4. С.114). После этого Россия более активно стала принимать участие в дагестанских делах. В сентябре 1801 г. к России окончательно была присоединена Восточная Грузия и Дагестан оказался окруженным русскими колониями (77. С.187). Это событие отрицательно сказалось на жителях Западного Дагестана, в том числе и на ботлихцах, так как была установлена торгово-экономическая блокада, которая ограничивала или вовсе запрещала горцам вести в Грузии торговые дела. В начале XIX в. Ботлих оставался одним из центром изготовления бурок.22 Поэтому жителям данного села экономически было необходимо реализовывать бурки в Грузии, где они ценились высоко. Понимая это, царское командование, с целью подчинения своей воли горцев, старалось ослабить хозяйственные возможности жителей Горного Дагестана. Главнокомандующий на Кавказе генерал Кнорринг К.Ф. дал распоряжение грузинскому гражданскому губернатору, чтобы «бурки, выделываемые андийцами, ботлихцами и другими горцами, отнюдь не были впущаемы для продажи в Грузию: в случае тайного привоза оных конфисковать их и доносить мне в то же время, как о именах тех, кому оные принадлежат».23 Так как ботлихцы вместе с жителями Западного Дагестана издавна вели оживленную торговлю с Закавказьем, и в особенности с Восточной Грузией, и получали от этого немалый доход, то это распоряжение Кнорринга очень сильно подорвало экономическую базу ботлихцев и других народностей Горного Дагестана. Такими методами царизм пытался покорить горцев и склонить их к выполнению царских указаний и решений. Ботлихцы, совместно с соседями, не раз обращались к русскому командованию с просьбой позволить им торговать, как прежде, с Грузией и плоскостными кумыками. Царские наместники, прекрасно понимая о жизненной необходимости для горцев этих торговых отношений, ставили свои условия в обмен на разрешение торговать. мая 1802 г. Кнорринг обратился с письмом к обществам аварских деревень: Ботлихской, Андийской, Тандовской, Шовродинской и Ансалтинской. На просьбу этих обществ о дозволении иметь торговлю с Грузией Кнорринг поставил следующие условия: быть мирными и благонамеренными соседями Грузии, не оказывать содействия другим неспокойным дагестанцам, не пропускать через свою территорию никого из внутренних районов Аварии, дать ответственное письмо от общества и аманатов из лучших фамилий (1. Т.1. С.657). Хотя ботлихцы и другие общества были готовы выполнить условие царского командования, все же последние затягивали переговоры и не позволяли спускаться в Грузию по торговым делам. Однако жители Технуцальского общества, в том числе и жители Ботлиха, без разрешения, тайком в тяжелых условиях везли свой товар в Грузию. Такие действия им очень дорого обходились - торговцев убивали, а товар конфисковывали. Так, 4 декабря 1802 г. было убито в Гавазе 10 жителей Технуцала. С ними было 17 лошадей, 343 бурки, 364 суконных шароваров, 40 шалей, 5 литров пороха, 2 литра воска, 60 рублей денег (35. Л.26). Такая же участь постигала и других караванов, следовавших тайком в Грузию. Эту ситуацию мог изменить лишь переход Технуцальского общества под власть русской администрации. После принятия Аварского ханства в подданство России, по просьбе нуцала Султан-Ахмеда, в начале 1803 г., стало возможным и принятие Технуцальского общества под покровительство Российской империи (28. С.17). Ботлихское сельское общество, вместе с другими обществами Технуцала, не раз обращалось с изъявлением желания вступить в подданство России. В октябре 1809 г. на письмо Ботлихского (Болхолского), общества генерал А. П. Тормасов, главнокомандующий Кавказским округом в 1808-1811 гг., дал следующий ответ: "Из письма вашего ко мне усмотрев добрую вашу волю и расположение вступить в покровительство и подданство Всероссийской империи для снискания себе прочного счастья. Далее для формальности просим принять присягу по обычаю и вере" (1. Т.4.С.600-601). В этой просьбе за ботлихцев заступился аварский хан Султан-Ахмед. Тогда же, в октябре 1809 г., он в своем письме генералу А. П. Тормасову сообщает, что "общество Болхол (Ботлих - Прим.автора) одно из лучших обществ Дагестана: оно уже вступило в число слуг высокой Российской державы и приняло присягу и обеты в верности. Мы посылаем одного из его старшин по имени Якуб-белады и с ним другого лучшего аманата, дабы он жил у вас вместе с моим аманатом" (1. Т.4. С.606). В январе 1810 г. генерал А. П. Тормасов в письме Султан-Ахмеду выражает ему благодарность за верную службу России и приведение в русское подданство некоторых аварских сельских обществ. В частности он писал: "За уведомление ваше меня, что вы никогда не намерены выдавать письменных видов недоброжелательствующим людям и что для приведения жителей каратских, болхохских (ботлихских - Прим.автора), каралальских, тандольских и прочих, от коих находятся здесь аманаты, и присяге на верность подданства требуете от них старшин и духовных, и наконец, за обещание употребить все старания к приведению прочих дагестанских народов в подданство Российской империи..." (1. Т.4. С.291). Хотя вступление Ботлиха и Технуцала, в целом, имело прогрессивное значение, однако принятие присяги в верности царизму, которую требовал Тормасов, не принесло ботлихцам желаемых результатов. Им и другим жителям общества Технуцал не разрешалось выезжать по торговым делам в Грузию. В 1812 г. новый главнокомандующий Кавказским округом генерал Ртищев (1811-1816 гг.) в своем письме ботлихцам и ансалтинцам писал: "Просьбу вашу о дозволении вам беспрепятственно ездить в Грузию по торговым делам я получил, и так как я считаю вас народом спокойным верным Г. И., то истинно расположен буду доставлять вам всевозможные выгоды наравне с теми, каковыми пользуются природные российские подданные”.30 Казалось бы, после этих обещаний, учитывая дружелюбное отношение технуцальцев, и в частности ботлихцев, к России, царское командование должно было на деле решить данную проблему и окончательно склонить на свою сторону одно из сильных и влиятельных обществ Западного Дагестана. Но, к сожалению, этого не произошло. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что горцы Западного Дагестана до 30-х-40-х годов XIX в. придерживались прорусской ориентации и с готовностью давали присягу на верность России, которая вела с горцами политику заигрывания, при этом не забывая основную свою цель - покорить Горный Дагестан любыми средствами и методами. Процесс вхождения дагестанских владений и сельских обществ в состав России затрагивал интересы Турции и Ирана, которые не теряли надежд усилить свое влияние на Северном Кавказе, и в особенности в Дагестане. Следствие столкновения интересов России с этими государствами стали русско-турецкая (1806-1812 г.г.) и русско-иранская (1804-1813 г.г.) войны. После победы России над Турцией, по Бухарестскому договору 1812 г. Османская империя отказалась от претензий на Северный Кавказ и части Закавказья.31 Поражение Ирана от России привело к подписанию Гюлистанского мирного договора 1813г. Этот договор юридически оформил присоединение Дагестана, как равнинной, так и горной, к Российской империи, что прочно оградило народы Дагестана от иноземных нашествий, создало условия для ликвидации политической раздробленности Дагестана, способствовало приобщению горцев к экономике и культуре русского народа.32 Итак, после 1813 г. Россия получает возможность для более активных и эффективных действий, направленных на окончательное покорение Дагестана и проведения своей колонизаторской политики в данном регионе. Несмотря на положительную роль присоединения Дагестана, в том числе и Ботлиха, к России, вместе с тем стали проявляться и отрицательные стороны этого события. Царское командование начало более жестко проводить свою политику колонизации местного населения. Особо усердствовал в этом генерал А. П. Ермолов, главнокомандующий Кавказским округом с 1816 по 1827 гг. (77. С.220). Горцам Дагестана, в частности и ботлихцам, было строго запрещено вести торговлю с соседними народами и областями. Для поездки в хадж, в этот период, требовалось особое разрешение царского командования. Жителей Горного Дагестана насильно принуждали к строительству опорных крепостей царизма на Северном Кавказе (Внезапная, Бурная и др.). Ущемляли права и положение местного духовенства, а часть земельных угодий феодалов и духовенства были пожалованы российским чиновникам и военным. Простой народ попал под двойной гнет местных феодалов и царской администрации, и был вынужден нести налоговое бремя в пользу государственной казны и местных феодалов. Все эти факты настраивали горцев Дагестана, в том числе и ботлихцев, против колониальной политики царизма и власти местных феодалов. Что касается Ботлиха, то он, в основном, страдал от запрета торговли с Восточной Грузией, Чечней и плоскостными кумыками. В октябре 1819 г., после очередного обещания царского командования андийцы и технуцальцы снарядили караван в составе 12 человек, который был задержан Телавским комендантом. Люди были арестованы, а товар (505 бурок) конфискован (33. Л.21). В ноябре 1819 г. был задержан еще один караван, следовавший из Западного Дагестана в Грузию. При описи было обнаружено: 124 лошади, 2990 бурок на 7562 рублей (33. Л. 18-19). Естественно, после таких событий и в условиях нарастания колониального гнета со стороны царизма, ботлихцы, как и другие жители Горного Дагестана, разуверились в искренности намерений царского командования по отношению к горцам. Жесткая политика царской администрации привела к тому, что ориентировавшиеся на Россию, общество Технуцал, во главе с Ботлихом, стало постепенно отходить от нее и отношения между технуцальцами и царским командованием обострились. Правда, Сурхай-хан Аварский, используя свое влияние на технуцальцев, всячески старался урегулировать взаимоотношения между ними. В 1828 г. он обратился к генерал-адьютанту Сипягину с письмом следующего содержания: "Я потребовал мира и верной службы нашему Г.И. от обществ городов Ансальта и Балкал (Ботлих - Прим.автора). Прошу вас сберечь их аманатов у себя, ибо эти общества в Дагестане славятся силой. Имена аманатов следующие: Саид-Мамед Ансалтинский и Хаджио Балхальский" (1. Т.7. С.521-522). Но было уже поздно требовать от горцев покорности и верности царизму. К концу 20-х гг. XIX в., доведенные до отчаяния, горцы Дагестана и Чечни вступили на путь военных действий против колониальной политики Российской империи и произвола местных феодалов под знаменем мюридизма и "Газавата" (священной войны против иноверцев) (77. С.221-222). Вдохновленные идеями дагестанского мыслителя Мухаммеда Ярагского горцы Дагестана во главе с первым имамом Гази-Магомедом (1828-1832 гг.) начали антиколониальную и антифеодальную войну против царской России и местных феодалов (74. С.266). После гибели Гази- Магомеда борьбу горцев возглавил второй имам Дагестана и Чечни Гамзат- бек (1832-1834 гг.), который позже был убит в результате заговора в Хунзахе. К сожалению, нет достоверных данных об участии ботлихцев в начальном этапе борьбы горцев против царизма. Что касается Технуцала в целом, то одно из его обществ - Ансалтинское, вместе с Хунзахом, обществами Андал и Джарбилал на первых порах выступило против движения горцев, хотя позже и примкнули к восставшим (30. С. 130-131). Еще в начале движения горцев царское командование уделило особое внимание обществам Западного Дагестана. В связи с этим интересно отметить описание генерал-лейтенанта Р. Ф. Розена в 1830 г. селения Ботлих. В частности, он пишет: ''Ботлих соседствует обществу Ансальдо; на среднем рукаве реки Койсу, против главной деревни их Ботлих, находится через реки Койсу мост, соединяющий народ сей с каралалами, живущими по правому берегу рукава реки сей. Народонаселение равно Ансальде, равномерно и в других отношениях совершенно никакой разницы" (14. С.290). Понимая стратегическое положение Ботлиха, царская администрация решила построить крепость недалеко от данного села и разместить здесь военный гарнизон, который должен был обеспечить порядок в Технуцальском союзе сельских обществ (69. T.l. C.220). Уже в разгаре освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни, в 30-х гг. XIX в. царизм окончательно запретил жителям Ботлиха и другим селам Технуцала иметь какие-либо отношения с Грузией и плоскостной частью Дагестана. В этих условиях ботлихцы стали активными участниками национально-освободительного движения горцев под руководством Шамиля (1834-1859 гг.) (41. С.21). Опираясь на узденскую массу и с помощью подчиненных ему правителей областей (наибств) и отрядов фанатически преданных воинов (мюридов), Шамиль добился серьезных успехов в борьбе с правительственными войсками Российской империи (48. Т.6. С.245). Шамиль прекрасно осознавал стратегическое расположение Ботлиха и поэтому всячески старался склонить на свою сторону ботлихцев, что ему и удалось. Так, ополчение из Ботлиха приняло активное участие в Аргванинском сражении Шамиля в 1839 г., после чего ботлихцам, как другим горцам пришлось отступить в Чиркей, а потом в Ашильту, где готовились к новым военным действиям. Летом 1839 г. ботлихский отряд был в числе тех горцев, которые героически защищали крепость Ахульго от нападения русских войск во главе с генералом Граббе (41. С.21). После взятия Ахульго русскими, Шамиль отступил в Чечню, где с 1840 г. начал новый этап борьбы против царизма. 40-е годы XIX в. - это период наивысшего расцвета освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля, во время которого в нагорной части Дагестана и Чечни было создано первое в мире теократическое государство - Имамат, с центром в чеченском селении Дарго. Надо отметить, что в 1843 г. Шамиль разделил Имамат на три области: 1) Чеченская. 2) Андалальская. 3) Аварская. Ботлих, как центр Технуцала, входил в Аварскую область, во главе которой стоял сподвижник Шамиля - Хаджи-Мурад (10. С.413). В 1843 г. Хаджи-Мурад послал своих представителей в общества Технуцала осведомить о готовности жителей на случай требования к сбору и вместе с тем объявить им о том, что "... приказание об оном будет отдано в скором времени и чтобы по первому призыву собрались они в селении Муни" (Ботлихский район - Прим.автора) (10. С.413). В 1845 г. один из сподвижников Шамиля Даниял-Султан собрал из обществ Аварской области (в том числе и из Ботлихской) 12 тысяч человек для продолжения борьбы против царизма (41.С.21.) В целом, в 40-50-х гг. XIX в. общества Технуцал, Каралал, Анди, Багулал и Чамалал становятся одной из опор освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни. К концу 50-х гг. XIX в. эти общества могли выставить 7093 пеших и 2852 конных воинов (29. С.29). Несмотря на стойкое сопротивление горцев, борьба под руководством Шамиля с начала 50-х гг. XIX в. пошла на убыль. В конце концов, окруженный со всех сторон Шамиль со сподвижниками укрепился в Гунибе. В августе 1859 г. генерал Барятинский штурмом взял Гуниб и пленил Шамиля. "И вот, - пишет Гасан Алкадари, - в 1859 г. наместник Кавказский генерал-фельдмаршал князь Барятинский окружил Дагестан со всех сторон и в селе Гуниб принудил Шамиль-эфенди сдаться. После сдачи он был сослан с семьей своей в Россию и с почетом был поселен в городе Калуге" (2. С. 124). Так закончилась одна из героических страниц в истории Дагестана, оставив после себя память о стойкости и свободолюбии горцев Дагестана. После покорения Дагестана Ботлих становится опорным пунктом царизма в Западном Дагестане. В Ботлихе был создан военный гарнизон, где были размещены царские войска. В начале 1860 г. была создана Дагестанская область, которая была разделена на 4 военных отдела (Верхний, Средний, Северный, Южный) и 2 гражданских управления (Дербентское и Порт-Петровское) (73. Т.4. С.468). В 1861 г. из Терской области были переданы в Дагестанскую область общества Ункратль, Чамалал, Технуцал, Андия, Гумбет. Из этих обществ, чиновниками, которые не были компетентны в таких вопросах, был почему то создан т.н. «Андийский округ», с центром в Ботлихе (в составе Верхнего отдела Дагестана), а не «Ботлихский», что было бы логично. В созданном т.н. Андийском округе в середине XIX в. было 28 селений (2385 дворов), с поселением 10693 человека (15. Гл. 4. С.4). Надо отметить, что, хотя в Ботлихе находились царские войска, все же ботлихцы порой выступали против политики царизма. Так, в 1860 г. вспыхнуло восстание жителей Нагорной Чечни. Вскоре восстание перекинулось и в Андийский округ. Выступление в Андийском округе началось с убийства полковника местного гарнизона в Ботлихе. Наличие здесь воинского гарнизона не дало возможности восставшим развернуться и их выступление было подавлено (55. Т.2. С. 145). В 1861 г. вспыхнуло новое восстание жителей Западного Дагестана. Восстание началось в Ункратле и восставшие дошли до Ботлиха, где к ним примкнули и ботлихцы. Несмотря на героическое сопротивление и это выступление было подавлено (55. Т.2. С. 146). Аналогичные выступления в Андийском округе были и в 1863 г., которые тоже были жестоко подавлены. В 1868 г. была осуществлена реформа сельского управления, которая коснулась всех сельских обществ Дагестана, в том числе и Ботлихской. В управлении сельским обществом включались сход (джамаат), старшина, кадий и суд. Сельское управление находилось в полной зависимости от царской администрации, представитель которой, старшина, обладал огромной властью в сельском обществе. Усиление самодержавного гнета и ликвидация относительной свободы сельских обществ, а также стремление части духовенства и феодалов вернуть свои прежние привилегии стали причинами для крупного восстания 1877 г. в Горном Дагестане и Южной Чечне. Восстание, охватившее все округа Дагестана, кроме Темир-Хан-Шуринского, началось в августе 1877 г. в Гунибском округе. В сентябре этого же года первыми в Западном Дагестане выступили гумбетовцы и каратинцы, к которым примкнули Багулальское, Чамалальское и Ахвахское общества. Они разделились на 2 группы, одна из которых заняла Чамалинское ущелье, а вторая направилась вниз по Андийскому Койсу в Ботлих. Позже вторая группа заняла с. Нижнее Инхело и с. Муни (Ботлихский район). Вблизи с. Нижнее Инхело произошло первое крупное столкновение повстанцев с правительственными войсками во главе с полковником Тихоновым, в результате чего Тихонов был вынужден отступить. В это же время к восставшим прибывает руководитель восстания в Чечне Али-бек для согласования совместных действий (55. Т.2. С. 150-155). Наличие в Ботлихе воинского гарнизона не позволило ботлихцам принять активное участие в восстании. Но часть ботлихцев примкнула к восставшим, а сами жители Ботлиха сочувствовали повстанцам и старались помочь в их действиях. Так как восстание было стихийным и неорганизованным, царские войска начали планомерно подавлять выступление горцев по отдельности. Покончив с основными очагами восстание в Южном Дагестане, царское командование сосредоточило основные силы против повстанцев Западного Дагестана. В Ботлих и Хунзах были переброшены новые военные силы из Терской области, которые постепенно восстановили царскую власть в этом регионе. Захватом Согратля в ноябре 1877 г. правительственными войсками закончилось это восстание, которое стало предупреждением для царизма в его стремлении окончательно подчинить горцев своей воле (55. Т.2С.155-162). Несмотря на некоторые отрицательные стороны присоединения Дагестана и России (колониальная политика, ущемление прав местного населения, тяжелый налоговый гнет и т.д.), в целом, вхождение Дагестана, в том числе и Ботлиха, в состав Российской империи сыграло большую роль в социально-экономическом, политическом и культурном развитии дагестанцев. Так, с 60-х гг. XIX в. Ботлих становится экономическим и культурным центром Западного Дагестана. В 1870 г. в Ботлихе, наряду с другими селами Дагестана, была открыта, первая в Западном Дагестане, двухклассная школа, где дети получали элементарные знания (56. Т.1. С.389). В 1882 г. главнокомандующий гражданской частью на Кавказе предложил открыть новые школы в Кази-Кумухе, Чохе, Левашах и Ботлихе. Начальник Дагестанской области счел, что школы могут быть построены за счет жителей данных сел с небольшой доплатой от казны. В результате принятых мер в 1891 г. в с. Ботлих открылась сельская школа, где одновременно обучалось от 25 до 100 учеников. Параллельно с русской школой в Ботлихе продолжали функционировать примечетская школа и медресе (57. С.72). По материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. уровень грамотности ботлихцев составил 19 %. Среди них грамотных женщин 3,6 % (41. С.153). В XIX в. в Ботлихском сельском обществе происходят ряд демографических изменений, которые косвенно влияли на состояние хозяйства ботлихцев. По материалам посемейных списков 1886 г. средний состав семьи ботлихцев был равен 4,03 человека. Таким образом, в конце XIХ в. семья из 4-5 человек считалась своего рода эталоном средней крестьянской семьи в горах (31. Л.336-355). О численности ботлихцев в письменных источниках имеются противоположные сведения. Согласно данным Р.Ф. Розена в 1830 г. народонаселение мужского пола составляло 4000 душ (26. С. 290). По сведениям же Боденштедта в 1855 г. общая численность ботлихцев составляла 2100 человек (сюда же включены и жители Миарсо) (5. С.25). Согласно данным посемейных списков 1886 г. в Ботлихе и Миарсо было 345 дворов с населением обоего пола 1394 (31. Л.336-355). Е.И. Козубский в конце XIX в. в селении Ботлих насчитал 312 дворов с населением 1041 человек, в Миарсо соответственно 67 и 282. Согласно его данным в конце XIX в. ботлихцев насчитывалось 1323 человека (78. С.26). По приведенным выше данным видно, что с начала XIX в. идет демографический спад ботлихцев, который, видимо, был связан с освободительной борьбой горцев под руководством Шамиля в 1834-1859 гг. и восстанием 1877 г. К концу XIX в. большое развитие получили основные виды хозяйственной деятельности ботлихцев - садоводство и производство бурок. В 1892 г. из Андийского округа было вывезено 53511 бурок, которые продавались в Баку, Кубе, Тифлисе и Иране (55. Т.2. С. 188). В это же время в Ботлихе появляются торговые лавки, где реализовывали российские фабричные изделия, что активно вовлекало ботлихцев в товаро-денежные отношения, способствовавшие развитию капитализма в данном регионе. Исходя из перечисленного материала, можно утверждать, что Ботлих в XVII - XIXвв. стал одним из крупных селений Дагестана и самым важным опорным пунктом сперва для Аварского ханства, а затем и Российской империи в Западном Дагестане. В целом, в течении данного периода, Ботлих оказывался вовлеченным в важные исторические события и процессы, которые
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|