Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . Ботлихцы в Х - начале XVII в




 

С Х в н.э. Западный Дагестан и его население, среди которых были и предки ботлихцев, все чаще упоминаются в связи с политическим объединением на территории Аварии - Сериром (или Сариром).

В VI-X в.в.н.э. на территории Дагестана происходило разложение первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений. Более интенсивно процесс феодализации происходил в равнинной части Дагестана. В VII в.н.э. равнинная часть Дагестана вошла в состав Хазарского каганата с центром в Семендере. В остальной части Дагестана существовали политические образования раннефеодального типа - Сарир, Лакз, Гумик, Джидан, Кайтаг, Зерехгеран, Табасаран и др. Границы этих государств в основном соответствовали границам расселения народностей Дагестана - аварцев, даргинцев, лакцев и лезгин.1

Под Сериром подразумевалась большая часть Нагорного Дагестана, соответствующая примерно территории, известной под названием «Авария».

Первые упоминания о Серире относятся к VI в.н.э. и эти сообщения принадлежат арабским, грузинским, армянским и другим авторам. Интересен тот факт, что дагестанские хроники никогда не называли территорию Нагорного Дагестана Сериром. Они знали только Аварию. На севере и северо-западе Серир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между жителями Серира и Аланией подтверждает арабский учёный ал-Масуди.2

Границей между жителями Серира и хазарами служила горная часть Северного Дагестана, которая защищала Серир от внезапных нападений кочевников.3

Ядро Серира составляла Авария, политическим центром которого был Хунзах. Во главе этого политического объединения стояли нуцалы, которые были родовыми владетелями, может быть, единственными в Дагестане, до прихода арабов, независимыми от их наместников.

Источники X в. сообщают, что Серир возглавлялся наследственным царем. Ниже него стояла группа приближенных, которые проповедовали христианство, распространенное из Грузии. Об этом свидетельствует найденные в Советском районе остатки так называемой Датунской христианской церкви, построенной в конце X в. н.э.

К серирской знати, видимо, примыкают "тарханы" (тюркский титул привилегированного лица) и "батрики" (патриции). Основное население Серира было язычниками и считалось подданными владетеля Серира (63. С.42).

Особенностью периода с Х по XIV вв. для Западного Дагестана является тот факт, что наряду с проникновением ислама в Горный Дагестан с юга (в основном из Дербента и Кумуха), сюда же проникает и христианство с Восточной Грузии. Христианизация Горного Дагестана начался еще в период арабских завоеваний и утверждения ислама в Южном Дагестане (VII-X вв. н.э.).

Издавна Западный Дагестан и Восточная Грузия были связаны, в основном, через Кодорский и Вантлашетский перевалы, которые расположены на границе Цунтинского района и Кварельского района Грузии.

Древнегрузинская летопись упоминает о "лекетской дороге", под которой, вероятнее всего подразумевались оба эти перевала. Надо отметить, что эти горные перевалы имели стратегическое и огромное экономическое значение для данного региона, жители которого, в том числе и предки ботлихцев, вели оживленную торговлю с грузинами через эти пути. Горные перевалы стали магистралью через которую происходило распространение христианства в Западном Дагестане и в Серире в целом (77. С.66).

Уже к X - XI вв. христианство в горах успело занять достаточно прочные позиции. В XII - XIV вв. процесс христианизации Горного Дагестана усиливается. Об этом свидетельствует археологический материал (могильники, многочисленные кресты, памятники архитектуры и т.д.) найденный повсеместно в горах Дагестана (43. С.49).

Принятию христианства способствовало наличие в Аварии сильного централизованного государства Серир, а позднее и Аварского ханства. Правители Серира, а потом и Аварского ханства были в династических связях с царями Грузии и Алании, что повышал политический статус Серира и Аварии и способствовало развитию политических, экономических и культурных связей Западного Дагестана с Грузией и Аланией (современная Осетия) (51. С.51).

В 1970 - 1981 гг. в результате археологических раскопок на горе Акаро Хунзахского района, где находился замок правителя Серира, была обнаружена христианская церковь, датируемая X - XIV вв. Здесь же было обнаружено множество крестов, надписи на грузинском и аварском языках (50.С.12).

Арабский писатель Ибн-Руст (X в.) сообщает, что "обитатели замка все христиане, а остальные жители государства его все кяфиры" (65. С.213). В данном случае речь идет о Хунзахе, как центре Серира и о жителях Нагорного Дагестана, которые были подданными хунзахских нуцалов.

Далее, говоря о территории подвластной правителю Серира, Ибн-Руст пишет: "Во владении царя 20 000 ущелий, в них обитают разного рода люди у них там поселки и города" (65. С.214).

Автор X в. Ал-Масуди писал, что "у царя было 12 тыс. селений" (65. С.204).Скорее всего эта цифра завышена, но этот факт говорит о том, что Серир занимал значительную часть Горного Дагестана. "Серир - это область (вилаят) между Абхазом, Кипчаком, Ширваном и Дербентом: область большая, очень возделанная, трудно доступная, с большим количеством населения", - писал неизвестный автор XIII в. (78. С.201). В данном сообщении, автор, вероятнее всего под "Абхазом" подразумевал Восточную Грузию, под "Кипчаком" - территорию занимаемой половцам в северокавказских степях. Таким образом, Серир он расположил между Восточной Грузией, половцами, Северным Азербайджаном и Южным Дагестаном.

О том, что Серир имел влияние на Северном Кавказе, свидетельствует тот факт, что великий азербайджанский поэт Низами в своем произведении "Искендер-намэ" упоминает данное владение, которую якобы посетил Александр Македонский. Вот строки из этого произведения:

"Двинул войска оттуда к престолу Серира,

Чтобы узреть того, кто восседал на том престоле" (23. С.357).

Таким образом, судя по сообщениям источников государство Серир занимало обширную территорию в Горном Дагестане. Видимо, власть правителей Серира распространялась и на жителей Западного Дагестана, не исключено, и на предков ботлихцев. Поэтому, этнические группы Западного Дагестана попадают в ареал миссионерской деятельности христианской церкви, которая утвердилась в центральной части Серира благодаря усилиям грузинской христианской церкви.

Грузинская церковь и цари Грузии распространяли христианство среди горцев, в основном, через правителей Серира.

Что касается вопроса христианизации Ботлиха, то надо отметить факты нахождения христианских памятников в селе. В частности, были найдены кресты на стенах домов. Один из таких крестов изображен на стене дома Бураганова Магомеда. Был найден также христианский могильник в местности "Ничарахи" на территории села (41. С. 13).

В целом, христианство в Западном Дагестане, в том числе и среди ботлихцев, было слабо распространено. Это объясняется тем, что миссионерская деятельность христианской церкви Грузии носила эпизодический характер, в зависимости от внутренней и внешней ситуации. Кроме того, церковь и цари Грузии не создали письменности для горских народов Дагестана и не перевели священное писание на их языки, что, естественно, ускорил бы процесс христианизации и укрепил бы позиции грузинской церкви в Горном Дагестане (41. С. 13). К тому же, самим правителем Серира, а затем и нуцалам Аварского ханства не удалось укрепить позиции христианства в отдаленных перифериях государства, в том числе и среди ботлихцев, как это было в центре. Поэтому в Ботлихе, в устной традиции, не сохранились предания и легенды связанные с христианством.

Возвращаясь к причинам слабой активности Грузии в процессе христианизации Горного Дагестана, надо отметить, что она сама попадала в зависимость от мусульманских государств, прежде всего от Сельджукской династии, которая в конце XI в. подчинила себе грузинские земли (74. С. 1186).

В одном архивном документе говорится, что "Грузия после продолжительных страданий и неравной борьбы с окружающими мусульманскими государствами за свою независимость, подверглась игу мусульман и, таким образом, лишалась возможности поддержать в горах христианство. Горцы были предоставлены самим себе" (36.Л.5). Естественно, внешнеполитическое положение Грузии и Дагестана отрицательно сказалось на миссионерской деятельности грузинской церкви. Поэтому, христианство не получило широкой поддержки у населения Западного Дагестана, а также и среди предков ботлихцев. Со временем горцы Западного Дагестана, в связи с вторжением сельджуков, а затем и татаро-монгол в Грузию, вообще отошли от христианской веры - вернулись в лоно первобытных воззрений. Так, что "через несколько веков у всех почти горцев, не имевших грамотности и священного писания на родном языке, осталось лишь одно суеверное почитание воспоминаниями христианских обрядов" (36. Л.5).

Говоря о жителях Юго-Западного Дагестана известный ученый Ю. Клапрот писал: «Можно ещё видеть в их стране большое количество крестов, которые почитают, не зная, что они из себя представляют».19

Приведенный выше материал свидетельствует о том, что благодаря рвению грузинской церкви и царей Грузии горцы Западного Дагестана частично были обращены в христианскую религию. Однако, по ряду причин, христианство в горах Дагестана, в том числе и на территории современного Ботлиха, не пустило глубоких корней.

Ещё одной причиной слабой христианизации периферии Серира можно назвать тот факт, что сам Серир, как политическое объединение, распадается. По этому поводу профессор Р.М.Магомедов пишет: «Со второй половины XIв. Серир больше не упоминается в источниках. Очевидно, начался его распад на отдельные земли и владения. Самым значительным стало владение князей нуцалов вблизи Хунзаха и Тануси. Отметим, что царь Серира в Х в. зовётся Авар. Постепенно это название распространилось на резиденцию царя (Хунзах и Тануса), потом - на прилегающие земли».20

Итак, после распада Серира на его территории образуются ряд владений и отдельных земель. Скорее всего, предки ботлихцев на некоторое время стали самостоятельными в политической и экономической сферах деятельности.

Но постепенно, этнические группы Западного Дагестана, а среди них и предки жителей современного Ботлиха, попадают в зависимость от Аварского ханства, которое значительно укрепила свои позиции в Горном Дагестане.

Аварское ханство - это феодальное владение в центральной части Дагестана, которое возникло в конце XII в. на месте Серира.21

Центром аварского ханства в ранний период был Тануси, а позже центром стал Хунзах, вокруг которого и образовалось ядро этого государства на Хунзахском плато.

Автор XIV в. Мухаммед Рафи в своем труде "Тарихи Дагестан" указывает, что ханство Аварское было одним из могущественных владений Дагестана. "Его правители, - отмечает названный автор, - владея от границ шамхала до владений черкесов, брали от всех княжеств и обществ дань" (77. С.85).

Указание в этом сообщении о границе до черкесов, говорит о том, что, вероятнее всего, и сельские общества Западного Дагестана попали под влияние аварских нуцалов.

В период утверждения своих позиций на соседних владениях и обществах, Аварское ханство, как и другие дагестанские политические образования, в первой половине XIII в. было втянуто в события, связанные с походами татаро-монголов на Кавказ (74. С.354).

Покорив Среднюю Азию, Иран и Закавказье, 30-ти тысячный отряд под руководством Джэбэ и Субэдэя совершает в 1222 г. первый поход на Дагестан. Обманным путем минуя Дербент они вышли к северо-кавказским степям, где в 1223 г. на реке Калка разбили русских князей и половцев (53. С.51).

Из-за отсутствия достоверных сведений трудно установить точный маршрут движения татаро-монгол через внутренний Дагестан в сторону северо-кавказских степей. Наиболее вероятный маршрут: обойдя Дербент, татаро-монголы прибыли в Касумкент, затем в Хив, по ущелью "Магу-дере" в Агул, Кумух, Чох, Хунзах, Ботлих и через Андийский перевал в Чечню. Этот маршрут по внутреннему Дагестану наиболее удобный и короткий (77. С. 107).

Во время второго похода татаро-монгол на Дагестан в 1239 г. во главе с Букдаем, Западный Дагестан тоже оказался вовлеченным в это событие. Персидский летописец Рашид-ад-Дин сообщает, что татаро-монголы вторглись в "область Авир", очевидно, это Аварское нуцальство (63. С.50-51).

В результате похода Букдая монгольский контроль установился лишь над равнинной частью Дагестана, а подчинить горцев, в том числе и жителей Западного Дагестана, татаро-монголы не смогли.

К 1256 г. складывается другая монгольская держава Хулагидов, наряду с уже существовавшей Золотой Ордой. В состав государства Хулагидов входит Закавказье и Южный Дагестан, а Северный Дагестан оказался в сфере влияния Золотой Орды.

Профессор Р.М. Магомедов делит Дагестан на три зоны, в зависимости от степени влияния татаро-монгол:

1) Равнинные и предгорные районы, где власть татаро-монгол была безраздельной.

2) Центральный Дагестан, Нагорная часть Южного Дагестана (кроме Цахура и Рутула), нижняя часть бассейна четырех Койсу. Здесь татаро-монголы лишь поддерживали свое влияние, опираясь на местных феодалов, которые собирали дань для захватчиков.

3) Земли высокогорного Дагестана, населенные рутульцами, цахурами, дидойцами, андийцами и отчасти аварцами. Здесь монгольские правители не имели какого-либо влияния и не получали с этих земель дани (63. С.52).

Исходя из этих данных, предки ботлихцев оказались в третьей зоне и поэтому не были подвластны захватнической и грабительской политике татаро-монгол.

Но несмотря на то, что жители Западного Дагестана смогли сохранить независимость, однако, вынужденная изоляция от внешнего мира на полтора столетия, привела к замедлению исторического развития данного региона.

Как уже отмечалось, этнические группы Западного Дагестана, после ослабления влияния христианской Грузии и распада Серира, вернулись к языческим верованиям (культ Солнца, Луны, Огня и др.). Более того, большая часть Аварии тоже оставались язычниками, и поэтому для исламизированного Южного Дагестана территория Аварского ханства становится объектом для дальнейшего распространения ислама в Горном Дагестане, в том числе и в Западном Дагестане.

Наряду с Дербентом, к XIVв. Кумух становится одним из основных центров распространения ислама в Дагестане. «Жители Кумуха предстают перед нами как активные проповедники идей новой религии не только среди лаков, - пишет Шихсаидов А.Р., - но также и в других районах Дагестана, особенно в аварских районах».28

Казикумухские Газии - воители за веру - проникали вглубь гор. Во многих аварских селениях распространение ислама связывают с казикумухскими газиями. Их усилиями мусульманство утвердилось в резиденции аварских нуцалов - Хунзахе, который в XV в. сам стал форпостом ислама в Горном Дагестане. Через Хунзах ислам постепенно распространяется и на окраины Аварского ханства, в том числе и на ботлихское сельское общество.

Нужно отметить, что значительная часть сельских обществ Западного Дагестана, которые, в большинстве своём, оставались язычниками, не сразу и без доброй воли восприняли новую веру, которая становилась идеологической опорой аварских нуцалов в окончательном подчинении всего Нагорного Дагестана.29

В самом Хунзахе утверждение ислама происходило весьма драматично. В дагестанском историческом сочинении «Тарихи Дагестан» Мухаммеда Рафи повествуется об этих событиях в частности. Итак, исходя из этого источника, во второй половине XIIIв. в Аварское княжество вторгся отряд газиев во главе с Абу-Муслимом. Правивший нуцал Суракат погиб, его сын Байар бежал в Турцию (северо-восточная часть Грузии), а газии, превратив Хунзах в свою базу, совершали набеги на окружающие общинные земли. Ислам среди горцев прививался плохо. Приблизительно, через 30 лет, уже после смерти Абу-Муслима, сын Байара Амир-Султан собрал войско из жителей Высокогорного Дагестана, долины Андийского Койсу (предки ботлихцев, багулальцев, чамалалов, ахвахцев и др.) и Чечни и с помощью своих тайных сторонников в Хунзахе напал на газиев. Они были истреблены или изгнаны, а престол вернулся к роду "нуцалов". После этого горцы Аварии отказались от ислама. Однако Кайтагское и Кумухское княжества блокировали аварские земли, прервали их связи с равниной. После 24-летней борьбы, под давлением экономической необходимости, аварцы вынуждены были вернуться к исламу (72. С. 161).

Во время этих событий представители аварского ханского дома переселились на территорию Западного Дагестана, основав здесь свои поселения.

В конце XIII - XIV вв. ислам в центральной Аварии утверждается окончательно, а Хунзах в XV в. становится центром распространения ислама в Горном Дагестане, в том числе и на жителе Западного Дагестана. Хунзахцы и гидатлинцы неоднократно совершали походы с целью насаждения ислама в этом регионе (78. С.208-209).

Из-за отсутствия письменных источников очень трудно установить время исламизации населения Западного Дагестана. В частности, также вопрос о распространении ислама среди предков ботлихцев остается сложным. По некоторым данным жители Ботлихского котлована еще в конце XIV в. частью исповедовали христианство, а частью были язычниками (41. С.14).

Как известно, окончательное утверждение ислама в Дагестане, в том числе и на территории современного Ботлихского района, связывают с походами Тимура в Дагестан в 1395-1396 гг.

Грузинская историческая традиция сохранила сведения о деятельности Тимура в Западном Дагестане: "Первоначально, - сообщает царевич Теймураз, - лезгины (жители Западного Дагестана - Прим. автора) были христианами и сохраняли язык грузинский до нашествия Темирленга, который, покорив их, то лестью, то угрозами совратил в магометанство и назначил им мулл из арабов, которых обязал учить лезгинских детей письму на арабском языке».33

К сожалению, нет письменных источников, в которых были бы сведения подтверждающих факт пребывания Тимура именно в Ботлихе. Но есть данные, которые говорят о том, что Тимур проходил через сёла современного Ботлихского района.

А 1395г., после разгрома Золотой Орды и покорения Северного Кавказа, Тимур вернулся в Дагестан. Как отмечал А.К.Бакиханов «на обратном пути в Персию Теймур разорил многие непокорные сёла и укрепления в Дагестане».34

Разорив Капчугай и Салатавию, Тимур вступил на территорию современного Ботлихского района. Здесь он целую неделю безрезультатно простоял в горном проходе (так называемые Андийские ворота). Руководил обороной прохода правитель Андии Юлук. Но враги Юлука указали захватчикам обходную дорогу, и Тимур вторгся в Андию. Объединенное ополчение андийских общин, к которым примкнули и отряды соседских общин, в том числе и ботлихской, было разбито у селения Гагатль. После этого Тимур захватил Гагатль, Риквани, Гунха, Зило и Анди.35

Скоре всего, территория современного Ботлиха не была захвачена Тимуром, так как он, после захвата Андии, которая находится в 40 км от Ботлиха, оказался у подножия горы Акаро вблизи Хунзаха.

О жестокостях Тимура в Дагестане, в том числе и в Андии, до сих пор сохранились много легенд. Особо жестоко завоеватель обращался с неверными, как язычниками, так и христианами, которые оказывали ему упорное сопротивление в деле насаждения ислама среди горцев Западного Дагестана. Однако деяния Тимура в этом крае не увенчались успехом. После его ухода горцы снова отреклись от мусульманства. А в начале XVв., как свидетельствует грузинская летопись, царь Александр (1414-1432 гг.) успел изгнать арабских мулл из Лезгистана (территория Западного Дагестана. Прим.автора) и привести страну в прежнее ее состояние (62. С.56). К середине XV в. грузинские правители прилагают усилия для укрепления позиций христианства в Западном Дагестане. В связи с этим интересен факт, который содержится в так называемом "Завещании Андуника", составленный Али-Мирзой Андийским в 1485 г. В этом завещании Андуника, сына Ибрагима, своему племяннику Булач-Нуцалу, где определяются границы Аварского ханства, упоминается топоним "майсугатан" или "миясугатан" (11. С.85.).

М.С. Саидов считает, что топоним "майсугатан" - это христианская часовня Миясу, и отождествляет это название с современным селением Миарсо, где проживает часть населения ботлихской этнической группы (72. С.120).

К сожалению, нет прямых письменных сведений о наличии такой часовни в Миарсо, и также до сих пор не найдены остатки каких-либо христианских памятников в данном селении. Но, не исключено, что предположение М.С. Саидова имеет под собой реальные основы, которое, конечно, требует дальнейшего изучения данного вопроса.

В XIV-XV вв. крупные изменения произошли в политической структуре населения Западного Дагестана. К этому времени можно отнести процесс образования союзов сельских общин, когда отдельные сельские общества стали объединяться для борьбы против местных феодалов и иноземных завоевателей. Процесс этот в разных районах Дагестана протекал неравномерно и продолжался до конца XV в. (41. С. 16).

Такой союз образовался и на территории нынешнего Ботлихского района под названием "Технуцал". Этот союз сельских общин находился к северо-западу от общества Калалал, занимая территорию по средним рукавам Андийского Койсу, и включал в себя селения Ботлих, Ансалта, Зиберхали, Таид, Шодрода, Миарсо и др. (55. Т.1. С.330). Название "Технуцал" происходит от двух аварских слов "т1ех1" и "нуцал". "Tlexl" - это парша на голове, а "нуцал" - титул аварских ханов. Слово "т1ех1" в народе используется и в переносном смысле по отношению к бедным разорившимся людям. Что касается значения термина "нуцал" в данном случае, видимо, хотя они и были по происхождению из ханского двора, но не были состоятельными, как настоящие нуцалы. Поэтому местное население переселенцев из ханского рода, которые образовали свое поселение в данном регионе, с иронией именовали их технуцалами (бедный правитель), дав понять их происхождение и в то же время бедность (41. С.16).

Технуцальский союз сельских общин объединял различные народности и этнические группы с собственными языками, таких как чеченцы, аварцы, ботлихцы, годоберинцы и др. Следует отметить, что по сравнению с другими союзами Технуцал был этнически разнородным политическим объединением. В его состав входили следующие сельские общины:

1) Ботлихская - Ботлих, Миарсо и хутора Ашино и Анхо (ботлихцы).

2) Ансалтинская - Ансалта с отселками Дарвимиазул коло, Лабазанил коло, Рахата, Хамушиласул коло, Чайкулак (аварцы).

3) Шодродинская - Шодрода (аварцы).

4) Тасутинская - Тасута (аварцы).

5) Годоберинская - Верхний и Нижний Годобери (годоберинцы).

6) Зибирхалинская - Буты (аварцы), отселки Арас-Гариколи, Аки-шаин коло (чеченцы), Зибирхали (годоберинцы).

7) Кванхидатлинская - Кванхидатль (андийцы).      

8) Мунинская - Муни, Рушуха, Орто-коло (андийцы).

) Тандовская - Тандо (аварцы) (41. С.16).

Центром Технуцальского союза стал Ботлих - одно из крупных селений Западного Дагестана, который занимал выгодное географическое, стратегическое и торговое положение в данном регионе. Основными целями Технуцала были борьба против власти феодалов (в особенности против влияния аварских нуцалов) и отражение агрессии как внешних, так и внутренних врагов, которые стремились подчинить своей власти этот союз.

Как известно, Аварское ханство стремилось усилить свое влияние в Западном Дагестане, в том числе и над Технуцалом. Это влияние аварские нуцалы хотели утвердить через распространение ислама в данном союзе. По всей вероятности, ислам, начавший проникать в Технуцал в XV в. через Хунзах, окончательно утвердился здесь в XVI в.

В связи с этим Технуцал, с центром в Ботлихе, становится опорой Аварского ханства в распространении ислама в Западном Дагестане. Кроме того, следует отметить, что в состав Технуцала входили и аварские селения, образованные выходцами из хунзахского нуцальства.

Надо учесть, что к XVI в. Аварское нуцальство становится сильным государством с большой территорией. Некоторые авторы полагают, что до 1570 г. под влияние нуцалов попали все земли между Андийским Койсу и водоразделом Главного Кавказского хребта от Анди до Дидо (62. С.83), но необходимо отметить, что данные территории не попали в полную зависимость от Аварского ханства.

Большой интерес для определения времени исламизации Технуцальского союза имеет письмо аварского хана к одному из обществ Технуцала - Амсал (Ансалта), датируемое доцентом ДГУ Т.М. Айтберовым рубежом XVI-XVII вв. В данном письме речь шла о цунтинцах (дидойцах). Хан обращается к ансалтинцам, чтобы они оказали влияние на цунтинцев, дабы те приняли ислам. В противном случае хан утверждал, что войском пойдет на них и подчинит их (41. С. 15).

Этот документ является свидетельством того, что ансалтинцы, входившие в Технуцал, на рубеже XVI-XVII вв. уже исповедовали ислам и, видимо, оказывали содействие и помощь хунзахскому нуцалу в исламизации населения высокогорных районов Западного Дагестана.

Таким образом, в XVI-XVII вв. Технуцальское общество, в том числе и Ботлих, попадает в сферу влияния Аварского ханства и окончательно принимает ислам.

Некоторые ученые полагают, что зависимость Технуцальских общин выражалась в том, что они ежегодно платили определенную дань нуцалам скотом, зерном, фруктами и др., хотя данный вопрос нуждается в дополнительном исследовании, т.к. здесь, возможно, идёт речь о подмене понятий «подать» и «добровольное пожертвование» для общих целей. Принято мнение, что зависимость ботлихцев от аварского хана заключалась в том, что они, якобы, платили правителю Аварии 6 козлов, когда он отправлялся в Бути (аварское селение в Технуцале). Здесь необходимо пояснить, что если сравнить т.н. «подать», взимаемую с ботлихцев и подати с других населенных пунктов, то она была незначительной. Причем, о конкретной и стабильной подати речь не идёт, т.к. ботлихцы, как гостеприимные люди, встретили аварского хана, следовавшего в Бути через Ботлих, порезав 6 козлят для угощения. Но в дальнейшем этот акт гостеприимства ошибочно приняли за подать. О более свободном поло-жении Ботлиха, который был самым крупным селением в Технуцале, говорит тот факт, что сами бутинцы, по мнению некоторых ученых, должны были платить 20 овец и 2 ягненка, а Миарсо, зависимый от Ботлиха аул, ежегодно платил аварскому хану 20 мерок проса и 30 мерок виноградного сока (10. С. 17).

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что феодальная зависимость предков ботлихцев от аварского ханства была лишь номинальной.

Итак, анализируя все имеющиеся исторические сведения, можно говорить о том, что территория современного Ботлиха и его жители временами попадали под власть раннефеодального государства Серир (VI-XI вв.).

В эпоху развитого феодализма в XII-XVIII вв. предки ботлихцев оказались в сфере влияния Аварского ханства, одного из сильнейших феодальных владений в Дагестане.

Несмотря на появление в XV в. военно- политического союза Технуцал во главе с Ботлихом, данный союз не смог ослабить влияние аварских нуцалов на своей территории и к началу XVII в. становится опорой распространения ислама в Западном Дагестане.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...