Значение материального производства
(производственно-экономической сферы жизни общества): § создаёт материальную базу существования общества; § способствует решению проблем, стоящих перед обществом; § непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); § влияет на политические процессы; § влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носителей духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги). Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основные подходы по отношению к социальной сфере общества: § классовый, согласно которому всё общество делится на большие группы – классы (как правило собственников и несобственников, между которыми происходит так называемая классовая борьба), распространён в марксистской философии; § стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой, подход свойственный западной философии. § Основные элементы социальной структуры общества: § классы; § страты; § сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях); § люди города и деревни; § представители физического и умственного труда; § социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь, старики); § национальные общности. Возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции и т.д.) называется социальной мобильностью.
Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ. В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жёсткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе. Страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония. Страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания. Страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания. Наивысший уровень объединения социальных групп – это гражданское общество. Общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Тенденции развития современного общества: § превращение его во всё более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; § усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых малых групп. В современном мире большую остроту и силу набирает национальный вопрос, поэтому следует уделить повышенное внимание к национальным отношениям. Индустриальное общество, интеграция экономической жизни, образование мирового рынка создали условия для возникновения наций и национальных отношений. До этого существовали другие этнические общности, соответствующие природе данной социальной системы. Первобытное общество знало семью, род, племя, каждое из которых отличалось слабым развитием территориально-экономических и культурных связей.
В рабовладельческом обществе в результате смешения племён и вытеснения кровно родственных связей на основе общности языка, территории и культуры возникла народность. Народность оставалась доминирующей общностью и в период феодализма. И только при капитализме появляется нация, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания. Сегодня в связи с радикальными изменениями в национальных отношениях в научный лексикон вводятся два новых понятия: нация-государство и нация-этнос. Под первым понимается совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д. (классический образец такой нации – США). Под вторым – имеется в виду компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности. Примером этнической нации могут служить 25 миллионов русских, оказавшихся после распада СССР за пределами России. Возникшие в индустриальном обществе две тенденции в развитии наций (консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и приобретают свою специфику. Эта специфика заключается в обострении противоречия между стремлением наций к независимости и их включённостью в сложившиеся государственные образования, что порой вызывает серьёзные политические и военные конфликты (Абхазия в Грузии, Чечня в России, Косово в Югославии и др.). В современных государствах, особенно в слаборазвитых странах, растёт влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Следуя своим эгоистическим интересам, они противопоставляют национальное общечеловеческому, национализм - патриотизму, космополитизм – интернационализму. Национализм (идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности) внедряется в общественное сознание чаще всего преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект. Хотя нельзя исключать и того, что национализм может возникнуть и спонтанно, как ответная реакция на неправомерное применение антигуманных и насильственных методов против того или иного народа.
Национализм подчас выступает в союзе с расизмом (совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию). Однако учёные-антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии обусловлена, прежде всего, социальными причинами: отделением цветного населения от белых, лишением гражданских прав негритянского населения и т.д.
Иногда национализм достигает своей крайней формы – шовинизма, проявляющегося в ненависти к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными. На основе этой человеконенавистнической идеологии фашисты осуществили, например геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам) цыган по той причине, что они якобы «способны лишь плясать и петь, а не работать», евреев, потому, что «они могут лишь торговать», уничтожили миллионы поляков, белорусов и русских и людей других национальностей потому, что они принадлежат, по их мнению, к «низшим расам». Антиподами национализма и расизма являются патриотизм и интернационализм. Патриотизм – это любовь к Родине, своему народу, культуре, истории; это ответственность за её настоящее и будущее; это альтруистическое отношение к другим народам без национального превосходства.
Патриотизм несовместим с космополитизмом, проповедующим отказ от национальных традиций, суверенитета, культуры. Он декларирует, что родина каждого человека там, где «легко дышится и сладко живётся», снимая тем самым ответственность индивида за судьбу Родины. Интернационализм же есть солидарность всех народов планеты на основе равенства, взаимопонимания, доверия, диалога, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и доступа для всех к благам цивилизации. В XXI веке, когда ещё большую силу наберут интеграционные процессы, появятся благоприятные условия для того, чтобы интернационализм постепенно вытеснил национализм. Поэтому очень важным является воспитание в сознании многих людей такой черты как толерантность. Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – умение человека быть снисходительным, терпимым к кому-либо, способность личности совмещать различные точки зрения. Политическая сфера – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.
Элементы политической системы общества: § Государство – система органов, осуществляющих государственную власть (главный элемент политической системы общества) Основные функции государства: ü представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); ü регулятивная (поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами); ü охранительная (охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы); ü внешнеполитическая; § Политические партии; § Общественные организации; § Профсоюзы; § Иные институты Духовная сфера – область создания и освоения духовных ценностей. Основные элементы духовной жизни общества: § Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире; § Духовные ценности, возникающие в результате духовной деятельности: например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения; § В ходе духовной деятельности распространяются и потребности (воспринимаются, усваиваются людьми в соответствии с их духовными потребностями); § Духовные отношения – общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями; § Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия; § Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия
Элементы общественного сознания:
Формы общественного сознания: § Политическое; § Правовое; § Моральное; § Научное; § Религиозное § Типы развития общества:
Основные понятия и термины: Геноцид -(от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Диаспора -(греч. diaspora — рассеяние), часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. Космополитизм - (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. Народность -исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Нация -(от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Нация-государство - совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д. Нация-этнос - компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности. Общество система взаимоотношений между людьми, объединённых общими потребностями, интересами и целями, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Патриотизм - (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Расизм - совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Социальная мобильность изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п. Толерантность - (от лат. tolerantia — терпение), терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Шовинизм – (франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I), ненависть к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Что является предметом социальной философии? 2. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли? 3. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе? 4. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? 5. Какие вы знаете сферы жизни общества? 6. Какова структура производственно-экономической; социальной; политической; духовной сфер общества? 7. В чём отличие нации от народности? 8. Чем отличаются понятия «класс» и «страта»? 9. Раскройте содержание терминов «патриотизм», «космополитизм», «национализм», «интернационализм», «расизм», «геноцид», «шовинизм», «толерантность». II. Упражнения и задачи 1. Многие современные политические деятели утверждают, что демократия для России не подходит, и неплохо было бы восстановить монархию как наиболее подходящую для россиян форму правления. Как вы считаете, есть ли серьёзные аргументы в пользу этого? Может быть, нам и правда нужна монархия? Во многих странах монархия сохраняется и не противоречит демократии. 2. К какому классу или слою общества вы хотели бы принадлежать? Какими сдвигами в сознании нашего общества объясняется тот факт, что в 1960-х все мечтали быть космонавтами, а сейчас – бизнесменами? Только высокими доходами бизнесмена, или есть более серьёзные причины? 3. Как вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там вы идёте на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы? 4. Какого человека вы хотели бы видеть во главе нашего государства: харизматического (яркого, энергичного, сильного, прекрасного оратора, любителя тенниса или футбола, своевольного, капризного, постоянно показываемого по телевидению) или бюрократического (серого, невзрачного, почти невидимого, не навязывающего нам свой характер, не лезущего нам в душу, а тихо делающего своё дело)? Или вы считаете, что это две крайности, а истина должна быть посередине? 5. Остались ли в наши дни справедливыми слова поэта: «У нас в России две напасти: внизу власть тьмы, вверху тьма власти»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|