Задачи анализа формирования, распределения и использования прибыли. Критический обзор литературных источников по теме исследования
Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Объем реализации и величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Рассмотрим подходы разных авторов к проведению анализа прибыли. Шеремет А.Д. предлагает вначале провести укрупненный анализ соотношения всех доходов и расходов организации, где представлены общие величины доходов, расходов и чистой прибыли. Отсюда, проводится факторный анализ влияния изменения доходов и расходов на уровень чистой прибыли организации. При этом факторный анализ можно детализировать, выделив отдельные составляющие доходов и расходов [18, с. 190]. Автором предложена модель формирования прибыли исходя из российской финансово-хозяйственной практики. Так в первую очередь определяется валовая прибыль от реализации продукции. Затем определяется прибыль от продаж вычитанием из валовой прибыли текущих периодических расходов. Далее рассчитывается прибыль отчетного периода или прибыль до налогообложения. Такая прибыль есть сумма прибыли от основной, операционной деятельности и сальдо внереализационных доходов и расходов. Затем определяется прибыль от обычной деятельности, т.е. прибыль после налогообложения. Такая прибыль рассчитывается вычитанием из прибыли до налогообложения сумм налога на прибыль и других обязательных платежей. Наконец, рассчитывается нераспределенная прибыль отчетного периода путем вычитания из величины чистой прибыли суммы распределенной прибыли.
Таким образом, основными показателями для анализа выступают: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и нераспределенная прибыль. Прибыль, по мнению, Шеремета А.Д., анализируется как по абсолютным показателям, так и через рентабельность продаж. С этой целью проводится горизонтальный и вертикальный анализ прибыли: проводится анализ уровня и динамики финансовых результатов и детализированный анализ прибыли от продаж в разрезе элементов расходов. Детализация факторного анализа прибыли от продаж может выражаться также в выделении основных видов деятельности, отдельных крупнейших групп товаров, в определении структур укрупненных факторов (выручки, себестоимости, управленческих расходов и расходов на реализацию. Такого рода анализ позволяет определить степень эффективности с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимента реализуемой продукции и принять решения по корректировке ассортимента. Факторный анализ чистой прибыли, по методике Шеремета А.Д., предусматривает расчет влияния укрупненных факторов (доходов и расходов по их видам) на изменение чистой прибыли [18, с. 194]. Качественный анализ прибыли предусматривает углубленный расчет влияния структуры доходов и расходов на сумму чистой прибыли. При этом высокое качество прибыли должно определяться экономическими факторами (рост продаж, оптимизация затрат и т.п.) и, в меньшей степени, такими факторами, как регулирование финансовой отчетности и др. Далее Шеремет А.Д. приводит методику анализа распределения чистой прибыли, в частности, уровня капитализации чистой прибыли и стабильности дивидендных выплат в акционерных обществах. Дальней анализ финансовых результатов проводится путем оценки затрат и рентабельности.
Ермолович Л.Л. и коллектив авторов предлагают следующие объекты для анализа финансовых результатов деятельности организации: выручка-нетто от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, валовая прибыль, условно-постоянные расходы, прибыль от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, прибыль (убыток) за отчетный период, прибыль (убыток) к распределению. При этом задачами анализа финансовых результатов являются [8, с. 172]: ‒ проведение расчетов по определению валовой прибыли, прибыли от реализации, финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов и расходов, прибыли за отчетный период, нераспределенной прибыли; ‒ изучение факторов формирования валовой прибыли (убытка), прибыли от реализации, прибыли за отчетный период, чистой прибыли; абсолютных изменений по сравнению с базовым периодом; выполнения плановых показателей по прибыли; ‒ расчет структуры прибыли до налогообложения (прибыли отчетного года) и анализ ее динамики; ‒ обоснование и количественное определение факторов изменения валовой прибыли; ‒ обоснование и количественное определение факторов изменения прибыли от реализации; ‒ обоснование и количественное измерение факторов влияющих на изменение прибыли до налогообложения: за счет факторов изменения прибыли от продаж; за счет изменения прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов; за счет изменения прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов; ‒ анализ формирования факторов изменения прибыли за отчетный период и чистой прибыли; ‒ выявление и количественное измерение резервов роста прибыли; ‒ анализ формирования показателей рентабельности, обоснование и количественное измерение факторов ее изменения и резервов повышения. Недостатком методики, предложенной Шереметом А.Д., является ориентация на российское законодательство при определении прибыли, что существенно влияет на результаты анализа. Ермолович Л.Л. отмечает, что источниками информации для определения отчетных данных (за отчетный и прошлый период) служат [8, с. 174]: 1 Форма бухгалтерской отчетности № 1 «Баланс предприятия».
Бухгалтерский баланс представляет собой финансовую картину предприятия на определенный момент времени. В пассиве баланса в разделе «Доходы и расходы» отражается информация о сумме финансового результата (прибыли или убытка) на отчетную дату, полученного по данным бухгалтерского учета. В разделе пассива «Источники собственных средств» содержится информация о сумме нераспределенной прибыли и убытка прошлых лет. 2 Форма бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках». «Отчет о прибылях и убытках» является основным источником информации для анализа финансовых результатов. В форме № 2 организациями Республики Беларусь приводятся нарастающим итогом с начала года данные о доходах и расходах по видам деятельности; операционные и внереализационные доходы и расходы, а также и их финансовый результат; данные о налогах и платежах, произведенных из прибыли; о сумме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Порядок представления данных в Отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из требований Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в редакции от 22.12.2018 г. № 74), характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения (доходы от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности) [9]. Также источниками информации являются форма статистической отчетности 12-ф (прибыль), главная книга, данные текущего бухгалтерского учета. Анализ показателей прибыли, указывает Ермолович, Л.Л., начинается с изучения их состава, структуры, динамики и выполнения плана. Распределение доходов и расходов осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами республики. Последующий анализ должен быть направлен на конкретизацию причин изменения показателей прибыли по каждому фактору – изменению объемов реализации продукции, цен на нее, структуры реализованной продукции и себестоимости реализованной продукции.
Если предприятие реализует продукцию не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, то, по мнению Ермолович, Л.Л., дальнейший анализ показателей прибыли должен быть направлен на выявление финансовых результатов непосредственно от реализации продукции, товаров внутри страны и за ее пределами. Необходимо при этом определить динамику показателей, их структуру, выявить факторы, влияющие на изменение показателей и количественно измерить их влияние [8, с. 177]. Анализ финансовых результатов от реализации товаров, продукции, работ и услуг должен быть дополнен также изучением влияния количества и рентабельности отдельных видов сравниваемой реализованной продукции, товаров, работ и услуг. Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Ермолович, Л.Л., считает, что основными источниками увеличения прибыли от реализации являются: ‒ увеличение объема реализованной продукции и товаров; ‒ снижение себестоимости продукции (в т.ч. за счет снижения управленческих, коммерческих расходов и условно-переменных затрат в себестоимости единицы продукции); ‒ повышение качества реализуемой продукции, а соответственно и средней цены реализации. Поиск резервов увеличения прибыли должен быть направлен, прежде всего, на обоснование возможности роста прибыли за счет снижения управленческих и коммерческих расходов, а также прямых переменных затрат в себестоимости единицы реализованной продукции. Аналогичным образом, по мнению Ермолович Л.Л., проводится анализ формирования чистой прибыли. Далее, указывать автор, для успешного развития экономики любой организации важное значение имеет изучение соотношения «себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – объем реализации условно-постоянных затрат (расходов на реализацию (коммерческих) и управленческих расходов) — прибыль». Анализ взаимосвязи этих показателей, методика проведения которого базируется на категории маржинального дохода и делении производственных затрат на переменные и постоянные, широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет менеджеру и бухгалтеру-аналитику оценить эффективность функционирования производства, обосновать принятие управленческих решений по формированию финансовых результатов. Для исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей рассматривается зависимость между изменениями объема реализации, себестоимости проданных товаров, работ и услуг, условно-постоянных затрат и прибыли от продаж. Прогнозируемость соотношения этих показателей зависит от точности определения факторной модели общих издержек, поэтому проводятся изучение и оценка совокупных издержек путем использования нескольких методов разделения затрат на составляющие по изменению их динамики в зависимости от объема реализации.
Цель анализа изучаемого соотношения – установить, что произойдет с прибылью, если определенный уровень производства изменится. Эта информация является весьма существенной, поскольку позволяет определить критические уровни производства, предсказать величину прибыли в плановом периоде, оценить запас финансовой устойчивости и другие показатели. Для проведения этого анализа необходимы ограничения по выпуску однородной продукции (работ, услуг) и отсутствие инфляции. Поэтому для изучения соотношения «затраты – объемы производства – прибыль» используются показатели деятельности по одному виду продукции. С целью исключения инфляционного фактора, а также экспортной направленности реализуемой продукции денежная оценка производится с учетом инфляции. Следует отметить, что Ермолович Л.Л. уделяется меньшее внимание анализу распределения и использования прибыли в организации. Савицкая Г.В. выделяет следующие основные задачи анализа финансовых результатов деятельности организации: – систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; – определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; – выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности; – оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Автор выделяет для анализа следующие виды прибыли: маржинальная (разница между выручкой и переменными затратами, относящимися к реализованной продукции), от реализации продукции, работ и услуг, валовая (разница между выручкой и производственными затратами, относящимися к реализованной продукции), брутто-прибыль (финансовые результаты от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), до налогообложения (после выплаты процентов кредиторам), чистая (остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей). Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли у Савицкой Г.В. представлена на рисунке 1.1 [15, с. 262]. Далее автор увязывает процесс формирования прибыли с учетной политикой, принятой в организации, поскольку в данном документе принимаются методы учета затрат и выручки, существенно влияющие на финансовые результаты деятельности. Анализ динамики и состава прибыли у автора включает расчет изменения показателей, формирующих чистую прибыль, в отчетном периоде по сравнению с базовым, определяется структура данных показателей. Савицкая Г.В. существенное внимание оказывает анализу величины маржинального дохода организации, который представляет собой разницу между выручкой и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию. Сравнение маржинального дохода с суммой постоянных расходов отражает финансовый результат от операционной деятельности. Данный показатель служит основной для определения безубыточного объема продаж по видам продукции и в целом по предприятию. Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржинального дохода по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей суммы покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости реализованной продукции. Показатель маржинального дохода в процентах к выручке является важным инструментом принятия управленческих решений в выработке структурной политики.
Рисунок 1.1 – Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Для обеспечения системного подхода к анализу формирования валовой прибыли и прибыли от реализации продукции, Савицкая Г.В. рекомендует следующую факторную модель [15, с. 266]
П = ∑(VРП х (Цi – Сi)) – А, (1)
где П – прибыль от реализации продукции, р.; С – удельные переменные затраты на единицу продукции, р.; Ц – цена единицы продукции, р.; А – сумма постоянных затрат, р.
Увеличение объема продаж при положительном уровне маржинального дохода приводит к росту прибыли от реализации продукции. Уровень цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной связи – при росте цен увеличивается и сумма прибыли от реализации продукции. Наоборот, уровень удельной себестоимости продукции и сумма прибыли находятся в обратно пропорциональной связи – при росте затрат прибыль снижается. Структурно-логическая модель анализа валовой прибыли представлена на рисунке 1.2 [15, с. 267].
Рисунок 1.2 – Структурно-логическая модель анализа валовой прибыли
При анализе прибыли от реализации продукции следует учитывать управленческие расходы и расходы на реализацию. При этом данные расходы также можно разделять на переменные и постоянные. По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли, которое признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж и снижением себестоимости продукции. низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции. При отсутствии количественного учета объемов производства и реализации продукции Савицкая Г.В. рекомендует использовать следующую модель для анализа прибыли от реализации [15, с. 269] П – В х (1 – УПЗ) – А, (2)
где В – выручка от реализации продукции, р.; УПЗ – уровень переменных затрат на рубль выручки, р.
По данной модели можно выявить влияние выручки, уровня переменных затрат и суммы постоянных затрат на величину прибыли от реализации. Если организация производит неоднородные виды продукции, то для расчета влияния структурного фактора на изменение прибыли от реализации Савицкая Г.В. предлагает следующую модель [15, с. 270]
П = ∑[(Удi1 – УДi0) х MRi0)/(100 х 100)] х ∑(VРПi1 х Цi0), (3)
где Уд – удельный вес вида продукции в общей сумме выручки от реализации, %; MR – базисный уровень маржинальной рентабельности видов продукции (отношение маржинального дохода к выручке), %.
При анализе цен на реализуемую продукцию определяется уровень влияния на среднереализационные цены таких факторов, как качество продукции, конъюнктура рынка, инфляционные процессы и др. При анализе прибыли до налогообложения определяется влияние таких факторов, как изменение разных видов доходов и расходов по прочей текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Поскольку для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, собственников, организации и работников, то проводится анализ распределения и использования прибыли. Савицкая Г.В. предлагает следующую схему распределения прибыли, как показано на рисунке 1.3 [15, с. 272]. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия. При этом исследуются налоговые льготы, которые могут быть у организации, а также уровень доходов, облагаемых по разным ставкам. При анализе суммы налога на прибыль изучается влияние таких факторов, как изменение суммы налогооблагаемой прибыли и изменении величины налоговой ставки. Составной частью анализа прибыли является анализ использования чистой прибыли. При этом анализируются пропорции между капитализированной и потребленной прибылью. Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке: - дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом; - проводится факторный анализ образования фондов; - дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.
Рисунок 1.3 – Структурно-логическая схема распределения прибыли
Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является: чистая прибыль, коэффициент отчислений прибыли. Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. По мере получения прибыли предприятие использует ее в соответствии с действующим законодательством государства и учредительными документами предприятия. Таким образом, распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников. На наш взгляд, анализ прибыли по методике Савицкой Г.В. позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на прибыль организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|