Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резервы повышения прибыли за счет повышения уровня маркетинговой деятельности

В течении производственного цикла на уровень прибыли и рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е.  внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д. [1, с. 202].

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

− изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

− изменение  количества  предметов  труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

− изменение     численности      рабочих, фонда     рабочего  времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

- повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

- использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Как показал анализ, основными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются: рост объема производства и реализации продукции; снижение себестоимости продукции; рост цен на реализуемую продукцию; изменения в структуре производимой и реализуемой продукции, улучшение ассортимента.

Эффективное использование ресурсов, внедрение новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства и управления являются основными факторами ведения грамотной и эффективной политики управления затратами на предприятии.

Снижение издержек производства способствует восстановлению ценовой конкурентоспособности продукции и является главным условием подъема промышленности.

С целью успешного функционирования предприятию необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на снижение себестоимости путем совершенствования экономического механизма управления затратами.

В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

ОАО «Могилевский металлургический завод» основную массу продукции собственного производства реализует на экспорт потребителям России, Германии и других государств. Поэтому маркетинговая деятельность на внешних рынках может иметь существенный эффект, связанный с ростом продаж и суммы прибыли от реализации продукции.

Для успешного развития предприятия в долгосрочной перспективе работа по маркетинговому анализу рынков сбыта, рынков поставщиков материалов, рынков новых технологий должна подразделяться на два основополагающих направления.

     1 Стратегический маркетинг. Сущностью такого маркетинга является исследование потребительских предпочтений в перспективе (через 5-10лет и более). Это скорее научный маркетинг, чем производственный. Поэтому проводить его нужно с привлечением серьезных исследовательских центров. Объектом исследования становятся предпочтения потребителей (качество, типоразмеры труб и литья, их основные характеристики), предприятий, выпускающих аналогичную продукцию (трубные заводы Украины и России) и целых регионов (например, проблемы с водообеспечением в мире однозначно потребуют новых технологий).

Проводя такие исследования, предприятие может стать законодателем мод в постсоветском производстве новых товаров – стальной дроби, чугунной дроби из ковкого чугуна, профилей из легированных марок сталей и др.

Для проведения стратегического маркетинга на предприятии должно быть выделено научно-техническое бюро маркетинга. В его функции войдет исследование вышеуказанных сторон деятельности на основании данных периодической печати, научно-технических обзоров и литературы; осуществление контактов с учеными республики и мира; участие в научно-технических выставках, симпозиумах и семинарах по вопросам глобализации экологических и гуманитарных проблем. По результатам таких исследований ежеквартально составляется подробный отчет. На основании изучения таких отчетов за определенный промежуток времени (например, год) принимается решение о проведении более детальных технических проработок.

 Таким образом, такое бюро маркетинга тесно сотрудничает с техническими и технологическими службами предприятия, ориентированными на разработку стратегии его развития.

2 Тактический маркетинг. В его функции входит маркетинговое исследование рынка текущих товаров и товаров, внедряемых в производство в ближайшие год-два.

При этом, тщательному анализу уделяется предпочтение потребителей определенным характеристикам товара: стойкости, долговечности, новизны, прочности и т.п. Данные исследования должны проводиться регулярно, чтобы корректировать технологическую политику предприятия на использование технологий, направленных на максимальное удовлетворение потребительского спроса на характеристику товара. Такой анализ проводится путем опроса потребителей.

 Не забываются конкуренты – все технические и технологические новшества конкурентов должны немедленно изучаться для внедрения, при необходимости, на предприятии.    

Для решения указанных задач создается бюро тактического маркетинга из числа чисто маркетологов (опросы, анкетирование) и технологов.

3 Рекламный маркетинг. Суть этого направления маркетинга заключается в создании благоприятного имиджа предприятия (паблик рилейшнз), а также максимальное оповещение потребителей до условий, предлагаемых предприятием в осуществлении продаж.

4 Традиционный маркетинг. Он заключается в анализе рынков сбыта: объемов продаж, цен, скидок, структуры продаж, доходности рынков и т.п. с помощью математических методов. Поэтому служба традиционного маркетинга тесно сотрудничает со службами сбыта и материально-технического снабжения, бухгалтерией, экономической службой. Функциями традиционного маркетинга является информирование руководства предприятия о тенденциях продаж и покупок по регионам и видам товаров на протяжении трех последних лет и на планируемый год.

 Думается, что разграничение слоев маркетинга на стратегический, тактический, рекламный и традиционный позволит руководству четко отслеживать все изменения во внешней среде, которые имеют отношение к деятельности организации.

Из анализа, проведенного в главе 2, видно, что сумма расходов на реализацию продукции, в состав которых частично входят и затраты на маркетинг, в 2018 г. снизилась. С одной стороны, это может свидетельствовать об эффективности маркетингово-сбытовой политики организации. Но с другой стороны, снижение расходов на маркетинг может привести снижению уровня компетенций предприятия в области производства и реализации труб и литейной продукции.

Существенным является реализация ассортиментной политики. Для выработки предложений по реализации ассортиментной политики воспользуемся данными таблицы 3.1, основанных на сведениях отдела маркетинга организации (приложение Г).

 

Таблица 3.1 – Сведения о динамике и эффективности продаж по видам продукции в 2017-2018 гг.

 

Показатели

2017 г.

2018 г.

Изменение, +/-

В, тыс. р. УПЗ В, тыс. р. УПЗ В, тыс. р. УПЗ
Трубы стальные 24836 0,9950 41315 0,9557 16479 -0,0392
Литье чугунное 12670 0,9353 16568 0,9400 3898 0,0047
Оси черновые 12923 0,9614 21252 0,9249 8329 -0,0364
Прочая продукция 51 0,8039 73 0,8219 22 0,0180
Всего 50480 0,9712 79208 0,9478 28728 -0,0234

 

Из таблицы 3.1 видно, что в 2018 г. обеспечен наибольший прирост продаж по трубам стальным и осям черновым, а продажи литья чугунного выросли относительно не так сильно. При этом литье в 2017 г. являлось самым эффективным видом основной продукции с уровнем переменных затрат 0,9353, что ниже уровня по трудам и осям. Однако, в 2018 г. самым эффективным видом продукции выступают оси, которые реализуются на белорусском рынке, а эффективность литься снизилась при росте эффективности продаж труб.

Таким образом можно сказать, что меньший прирост продаж литья по сравнению с продажами других основных видов продукции сопряжен и со снижением эффективности продаж литья.

Вывод: рост продаж литья может служить источником дополнительной прибыли.

Аналогичный анализ проведем по рынкам сбыта продукции, как показано в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Сведения о динамике и эффективности продаж по рынкам сбыта продукции в 2017-2018 гг.

 

Показатели

2017 г.

2018 г.

Изменение, +/-

В, тыс. р. УПЗ В, тыс. р. УПЗ В, тыс. р. УПЗ
Беларусь 17339 0,9510 25627 0,9206 8288 -0,0304
Россия 18353 0,9923 32697 0,9728 14344 -0,0194
Германия 11860 0,9835 17277 0,9569 5417 -0,0266
Польша 2343 0,9014 2887 0,8608 544 -0,0407
Прибалтика 458 0,9432 490 0,9204 32 -0,0228
Прочие 127 0,9291 230 0,9043 103 -0,0248
Всего 50480 0,9712 79208 0,9478 28728 -0,0234

 

Данные таблицы 3.2 показали, что по всем рынкам сбыта отмечается рост эффективности продаж в 2018 г. Наиболее эффективными рынками сбыта выступают польский, белорусский, прибалтийский и прочие рынки.

Каждый из рынков имеет свои особенности. Белорусский рынок для продукции предприятия является не таким перспективным – основу продаж составляют оси черновые и прочая продукция. Российский рынок динамично развивается, однако, эффективность продаж на данном рынке относительно не высока за счет наличия собственных производителей.

Германский рынок также является крупным потребителем, в основном, труб. Эффективность также не высокая за счет наличия конкуренции со стороны турецких, украинских производителей.

Прибалтийский рынок не велик, и обеспечить значительный рост продаж туда маловероятно.

В тоже время, перспективными рынками сбыта являются польский и другие рынки восточноевропейских стран – словацкий, венгерский, болгарский, чешский.

Таким образом организация может увеличить прибыль за счет роста продаж литья на европейских рынках. Для этого требуется активизировать работы по повышению технологичности данной продукции (освоение производства дроби из ковкого чугуна и т.п.).

Рассмотрим вариант роста продаж литья на 10 % против 2018 г. с обеспечением уровня переменных затрат по данной продукции в размере, полученном в 2017 г.:

– прирост продаж литья:

16568 х 10 / 100 = 1657 тыс. р.;

– прирост валовой прибыли по литью:

(16568 + 1657) х (1 – 0,9353) – 16568 х (1 – 0,9400) = 185 тыс. р.

Расчеты показали, что за счет реализации маркетинговых мероприятий по продвижению на новые рынки востребованной конкурентоспособной и эффективной для организации продукции прирост прибыли может составить на 185 тыс. р.

 

 

Заключение

 

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы и предложения.

Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Порядок формирования бухгалтерской прибыли отчетного периода, чистой прибыли отражен в инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Признание и оценка доходов и расходов осуществляются в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов.

Задачами анализа финансовых результатов являются: проведение расчетов по определению прибыли; изучение факторов формирования валовой прибыли (убытка), прибыли от реализации, прибыли за отчетный период, чистой прибыли; абсолютных изменений по сравнению с базовым периодом; выполнения плановых показателей по прибыли; расчет структуры прибыли до налогообложения (прибыли отчетного года) и анализ ее динамики; обоснование и количественное определение факторов изменения валовой прибыли; обоснование и количественное определение факторов изменения прибыли от реализации; анализ формирования факторов изменения прибыли за отчетный период и чистой прибыли; выявление и количественное измерение резервов роста прибыли.

Анализ прибыли по методике Савицкой Г.В. позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на прибыль организации.

Открытое акционерное общество «Могилевский металлургический завод» производит трубы стальные, чугунное литье, оси черновые и другу металлургическую продукцию.

Организацией в 2018 г. обеспечен рост объемов производства продукции на 75,0 % или на 37380 тыс. р. до 87243 тыс. р. за счет увеличения производства, в основном, паковок и осей черновых. Величина выручки от реализации продукции в 2018 г. выросла на 56,9 % или на 28728 тыс. р. до 79208 тыс. р.

В целом, несмотря на рост объемов производства и реализации продукции, организация является убыточной с неустойчивым финансовым положением.

Сумма прибыли от реализации продукции, работ и услуг в 2018 г. составила 712 тыс. р. и выросла на 1712 тыс. р. за год, величина убытка от прочих доходов и расходов по текущей деятельности в 2018 г. выросла на 210 тыс. р. до 1223 тыс. р., отмечается снижение суммы прибыли от инвестиционной деятельности организации на 1829 тыс. р. до 51 тыс. р., а по финансовой деятельности в 2018 г. получен убыток в сумме 6945 тыс. р. после прибыли в 2017 г. в сумме 131 тыс. р.

Как видно, на общее снижение прибыли до налогообложения организации в 2018 г. в размере 7403 тыс. р. в наибольшей степени повлияли: рост убытка по финансовой деятельности и снижение прибыли по инвестиционной деятельности организации.

За счет большего прироста суммы выручки по сравнению с приростом суммы себестоимости на предприятии в 2018 г. обеспечен рост валовой прибыли на 197,9 % или на 2877 тыс. р. до 4331 тыс. р. Величина управленческих расходов предприятия в 2018 г. выросла на 61,5 % или на 1182 тыс. р. до 3105 тыс. р., а расходов на реализацию продукции – снизилась на 40,9 % или на 217 тыс. р. до 314 тыс. р.

Основным фактором роста валовой прибыли в организации в 2018 г. выступает снижение уровня переменных затрат в выручке, за счет чего валовая прибыль выросла на 2050 тыс. р. За счет роста суммы выручки валовая прибыль выросла на 827 тыс. р.

В организации в 2018 г. получено снижение доходов по инвестиционной деятельности на 96,5 % или на 1849 тыс. р. до 68 тыс. р. (суммы государственной поддержки на приобретение долгосрочных активов).

Основным фактором снижения положительного сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности на 7076 тыс. р. стало изменение курсовых разниц от пересчета активов и обязательств.

Величина чистого убытка организации в 2018 г. выросла на 7699 тыс. р. до 7708 тыс. р. От переоценки долгосрочных активов в организации ежегодно получен положительный результат, а величина этого результата в 2018 г. выросла на 744 тыс. р. до 7799 тыс. р. Как итог, величина совокупной прибыли организации с учетом результатов переоценки в 2018 г. снизилась на 6653 тыс. р. до 391 тыс. р.

Общий вывод: по причине не эффективной финансово-хозяйственной деятельности организацией получена сумма чистого убытка в 2017 и 2018 гг. Данная сумма без распределения относится на увеличение убытка в составе собственного капитала. Результатом тому является ухудшение финансового состояния организации, отсутствие собственных оборотных средств.

Разграничение слоев маркетинга на стратегический, тактический, рекламный и традиционный позволит руководству четко отслеживать все изменения во внешней среде, которые имеют отношение к деятельности организации.

Существенным является реализация ассортиментной политики. Анализ показал, что рост продаж литья может служить источником дополнительной прибыли. Пперспективными рынками сбыта являются польский и другие рынки восточноевропейских стран – словацкий, венгерский, болгарский, чешский.

Таким образом организация может увеличить прибыль за счет роста продаж литья на европейских рынках. Для этого требуется активизировать работы по повышению технологичности данной продукции (освоение производства дроби из ковкого чугуна и т.п.).

Рассмотрен вариант роста продаж литья на 10 % против 2018 г. с обеспечением уровня переменных затрат по данной продукции в размере, полученном в 2017 г.

Расчеты показали, что за счет реализации маркетинговых мероприятий по продвижению на новые рынки востребованной конкурентоспособной и эффективной для организации продукции прирост прибыли может составить на 185 тыс. р.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...