Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предназначение философии и ее роль в обществе.




Предмет философии

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслитель Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости». Древние Греки приписывали софе любому человеку, который профессионально владел своим делом (именно отсюда появляются трактаты с названиями “о мудрости возничего” “о мудрости кормчего ” и т.п.).

Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира; некий космический ум, который правит всей Вселенной. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости (т.е некоторое относительное стремление к абсолюту (Богу)). Следовательно, люди стали приписывать софе Богам. Бог делает все живым, пропорциональным, а человек нет и значит он не мастер (абсолют). Богу прилично назвать себя мастером, а человеку нет потому, что он не может знать то, что знает Бог. Для того, что бы быть абсолютом (Богом) надо знать причины и начала вещей, нет вещей нет законов. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.

Таким образом, предметом философии в узком смысле являются отношение между абсолютным и относительным и вечного ко времени. Разумно указать исходя из выше сказанного, что философское мышление делит все вещи на две группы:

Относительные

Вещи, локализованные во времени и пространстве у которых есть точка возникновения и гибели. Относительное – это то, что существует благодаря иному и постигается благодаря иному. Существовать за счет иного значит иметь свои начала сущности в ином (напр. часы). Относительно, то что существует через иное. Авторучка, часы существуют только потому, что они выполняют какую-либо функцию для человека. Начала этих предметов находятся в потребности. Сущность относительного в отношение чего-то к чему-то. Это положение обусловлено тем, что сущность относительного находится не в нем самом, а в ином. Относительное бытие - бытие некоего отношения. Относительное в абсолютном смысле не познаваемо. Мы можем понять только сущность тех предметов, которые сами создали, а о других будем формировать только относительное представление. Дать определение сущности жизни невозможно.

Абсалютные

Это то, что существует благодаря себе и постигается так же. Начала сущности у абсолюта в нем самом.

Абсолют не знает границ. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью. Абсолют не подчинен пространству и времени, не локализован в них, но может находиться и в пространстве и во времени. Он один у него нет пары. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью (в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью).Сущностное начало безличное. В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность- результат его существования. Абсолютное- всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют невозможно загнать в рамки типичных категорий. Один раз в вечность он воплотился в человека (Бог). Абсолютное- всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют непознаваем. Человек же по своей сути не есть мера (критерий) абсолютного. Существует 2 точки зрения на возможность постижения:

Пантеистическое представление - абсолют присутствует во всем

Теистическое представление - абсолют изолирован от всего, даже от того, что создал сам, не разлит во всех вещах, хотя сохраняет способность быть вездесущим. Познание возможно путем откровения абсолюта перед человеком.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теория познания, проблемы теории познания, творчества, эстетику, этику, культуру и историю философии. Так исторически сложился предмет философия Предмет философия - все сущее во всей полноте своего содержания и смысл. Философия занимается всеобщим, ни одна другая наука не занимается этим.

Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие “предмет философии”? Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определённость, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я”, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.

Метод философии

В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

Первый— метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии

 

Метафизический метод

 

Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в ф. и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и т.о. сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.

Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). С этим понятием происходила невероятная трансформация. Мета - сверх, над. Т.о. все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической. Под метафизикой понималась особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта. Путаница возникла, когда под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике, хотя предмет последней не только чувственная, но и сверхчувственная реальность. Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в которой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие - как его необходимый момент. Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику - методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперируя конечными однозначными определениями, является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник ошибок метафизического метода он видел в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка. Таким образом, Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода.

Кант под м. понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных. Наряду с гносеологической интерпретацией он допускал и онтологическую как сверхчувстенной реальности и оценивал ее как первичную. Реальность, выходящая за грани эмпирии и характеризующаяся, по Канту, т.н. априорными формами познания (пространство и время, причинность…), называется трансцендентальной. Выше ее стоит полностью сверхопытная реальность, фактически недоступная и теоретическому познанию. Это трансцендентная, или ноуменальная, реальность. Например, бог.

 

Диалектический метод

 

Высший уровень философской методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир как на вечное становление и развитие, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамических, текущих понятий, переходящих друг в друга: кол-во переходит в качество, случайность в необходимость…

Диалектика: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей.

Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном

Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

Итак, д. - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

Диалектика в качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»

 

 

2. Условия и причины возникновения философии.

 

В начале разговора о причинах и условиях появления философии следует, определить данные понятия. Причина – то, что создает явление; образно выражаясь, семя. Условия- то, что обуславливает возникновение явления; образно выражаясь, почва.

Время и место зарождения.

Индивидум воспроизводит все то, что его некая родовая сущность некогда проделала. В отличие от науки философия занимается своим особым мышлением. Индивидуум развивается по законам рода и в соответствии с этим в 8-7 в. до н.э. – философия появляется в Индии; 7-6 в. до н.э –философия появляется в Греции; 5-4 в. до н.э –философия появляется в Китае. Такая последовательность обусловлена временем появления возможности мыслит абстрактно (отвлеченно). Причем представляется, что предфилсофия (совокупность дискурсивных мыслей, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность) была наиболее теоретична в Древней Греции где философии кстати и впервые и обретает свою классическую форму, а философия Востока менее теоретична. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

Источники философии.

К источникам философии можно отнести: народное творчество в целом (мифы и т.д.);накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения»(Гегель)

В основе философии лежит –понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Философия проявляет себя в литературных произведениях (Гомер)– в начале были древние летописи.

Существуют 4 основных концепции источников философии: Мифогенная; Гносеогенная;.Теологическая..

Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа. (Основные представители концепции: Гегель, Лосев, Коннфорд)

Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения различного рода знаний - космогонии, медицины и т.д. (Представитель концепции: Богданов и др.)

Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дар божьего.

Наиболее адекватной представляется 4 концепция – синтетическая конструктивно учитывающая элементы каждой из трех названных концепций сводящаяся к представлению о том, что философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

Предпосылки возникновения философии

С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимание действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества; формирование полисности

Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Предназначение философии и ее роль в обществе.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...