Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления философии




Среди основных направлений философии выделяются: материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм

Онтологическую сторону основного вопроса философии(вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению(сознанию))представляют

· Материализм

· Идеализм

Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

· материя реально существует;

· материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

· материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

· материя существует и развивается по своим внутренним законам;

· сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

· сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимаидр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм ("линия Платона") - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• идея первична;

• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• "мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

•каждая единичная вещь - воплощение идеи (Эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль- идеи корабля и т. д.);,

• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в.сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

· эмпиризмом (сенсуализмом);

· рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

 

5. Древнегреческая натурфилософия.

 

Философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы. В древности натурфилософия практически сливалась с естествознанием, т.о ее называли физикой. Ей свойственна идея тождества микрокосмоса (человек) и макрокосмоса (природа).

Милетская школа: Первая школа, ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого. Они ищут, ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи, первовещество - живое в целом и частях, наделенное душой и движением.

Фалес: все произошло из некоего влажного первовещества (воды). Все рождается из этого первоисточника. Земля -плоский шар, плавает на поверхности воды. Вода и все произошедшее из нее- вещи не мертвые. Вода прибывает в движении, поэтому все вещи и Земля изменчивы. Божественность воды выражается в населенности мира богами и в душевной жизни человека. Душа - тонкое, эфирное вещество, позволяющее человеку чувствовать, она является носителем разумности, справедливости, причастна к божественному строю вещей. Так как и духовное и природное имеет единое первоначало, не мифология, а знание способно объяснить мир. Причем знание уже изначально изнутри присуще миру. "Познай самого себя" - один из основных постулатов философии Фалеса. Познание человеком мира невозможно без познания им самого себя.

Анаксимандр: первоисточник - некое первовещество (апейрон). Космогония: 2 фазы: 1 выделение из объемлющего мирового зародыша,2.поляризазияпротивоположностей (теплое и холодное). 3.Взаимодействие и борьба противоположностей(порождает космос).

Анаксимен: первовещество воздух. Космос- это дыхание Бога. В основе всего лежит дыхание, т.е. движущий воздух. Все вещество появляются посредством сгущения и разряжения воздуха. Земля диск, который поддерживает воздух.

Гераклит:первоначало мира - огонь. Это тело всех Богов, всего живого. Огонь переходит в свою противоположность – воду, а капли влаги это семя, из которого возникает все. Огонь находится в непрерывной вибрации это и есть зарождение жизни. Путем сгущения огонь превращается в воздух, воздух - в воду, вода – в землю. Земля была раньше раскаленной частью всеобщего огня, но затем – остыла. Огонь у Гераклида также как вода у Фалеса – одушевленный, божественный, разумный. Огонь – основа природы и «воздающее» начало, обладает нравственной силой.

Пифагорейцы: отрывали числа от вещей и превращали в самостоятельные существа. Единица всеобщее первоначала и основа всех природных явлений. Двойка- принцип противоположности. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета. Они заметили сходство между числом и вещами. Вначале числа у них вообще не отличались от самих вещей, были просто числовым образом, размеренными вещами, при этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующие. Вещи не существуют в неколичественных характеристиках. Иными словами, число есть сущность всех вещей. значение и роль: Единица (священная монада) -основа, принцип и сущность бытия, Двойка - беспредельность, динамическое, а также женское начало, Тройка - мужское начало, первый нечет, препятствующий делению, Четверка - самое главное число, лежащее в

Эвит решил определить число, которое лежит в основе предмета. Каждое число получило свое место, основе самой вещественности, объем - неотъемлемая черта всех тел, окружающих нас, Семерка - надлежащий момент, определяет протекание, зрелость естественных моментов, Десятка - особое число, декада, подлинная единица, содержит в себе все. Ее называли космосом. Сама полнота.

Анаксагор: бесконечное множество первичных элементов материи. Из различных сочетаний образуются все вещи. Все есть многое. Разум (нус) – сила, движущая Вселенной. Принял разум как закон и положил его в основу бытия.

Аристотель: отказался от теории первоматерии. Материя пассивная форма.

Атомистика: (Левкипп, Демокрит) в мире нет ничего, кроме атомов пустоты. Атомы- мельчайшие неделимые, материальные частицы. Не имеют качества, различаются по форме, положению и порядку. Двигаясь в пустоте, атомы сталкиваются, образуя путем соединения различных атомов различные вещи. Распад атомов приводит к исчезновению вещи, но сами атомы сохраняются. Качество вещи определяют не атомы сами по себе, а их сочетание. Т.к. таких сочетаний много, то и мир бесконечно разнообразен и многокачествен. Развивается этот мир по объективным законам без участия каких-либо сверхъестественных сил (Бога). Процесс возникновения и исчезновения вещей- процесс чисто механический.

 

6. Учение элейской школы о бытии.

 

Элеаты – это древнегреческая философская школа, зародившаяся в Элее. Парменид – основатель. Элеаты выдвинули учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых перемен. Парменид делит учения на путь истины и путь мнения. Парменид разработал концепцию бытия: бытие есть его не может не быть, небытия нет и его не может нигде и никак быть. Бытие – чистая позитивность, небытие – чистая негативность. Все, о чем говорится и думается, есть. Если есть бытие, то необходимо, чтобы не было небытия. Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, бытие не имеет прошлого, ибо прошлое это то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо это то, чего еще нет, но оно есть вечное без начала и конца. Бытие неизменчиво и подвижно, т.к. изменчивость и подвижность предполагают небытие. Единственная истина в том, что существует бытие, никем и ничем не порожденное, неуничтожимое, равно себе и единое. Надо мыслить только бытие, небытие мыслить нельзя. Бытие не находится в пространстве, т.к. пространство – множественность. Мир Парменид видел сферическим, состоящим из трех слоев (огонь – часть огня - тьма).

Зенон: защищал позиции элеатов, впервые вводит и использует диалектический метод. Известны апории Зенона Элейского (ученик Парменида), в кот-х он защищал точку зрения элейцев в пользу бытия. В его апориях видно преобладание логики над поэтическим стилем, т.о. утверждение нового логического подхода, обнаружение отвлеченного. Он утверждал от противного, что 1 – пространство не может быть мыслимо как пустота, 2 – множество вещей не мыслимо, 3 – движение не мыслимо. Апории: Ахилл, Дихотомия, Стрела.

Мелисс из Самоса: повторял учение Парменида, НО он считал, что чтобы мир был абсолютным, он должен быть в пространстве бесконечным (Парменид был несогласен), и чтобы бытие было единым, т.е. не должно иметь границ, а если оно конечно, то ограничивается пустотой, т.е. небытием, а это невозможно. Говорит о том, что бытие не имеет формы. Элейцы наткнулись на факт отвлеченного разумного мышления.

 

7. Сократ и сократические школы.

 

Отличительная черта античной философии - характеризовалась космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривался как неотъемлемая часть природы. До софистов главная задача философии - раскрыть суть окружающего мира, софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблемы человеческой жизни, рассматривая ее в теории и на практических аспектах. Далее эта тематика стала предметом особого внимания, прежде всего у Сократа.

Сократ:Жил в Афинах. В конце жизни приговорен к смерти за «введение новых божеств». Он скорее был похож не на философа в традиционном понимании, а на народного мудреца: проводил большую часть времени на площадях, вступал в беседы с любым желающим.Философия Сократа касается человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина - объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции (общее из частного). По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предмет философии. Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще. Т.о. Сократ начал искать единственные значения слов - отвлеченные понятия. Знание, по Сократу, есть мысль, понятия об общем, которые раскрываются через определения. Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличался в противоречиях – сократический метод - Ирония (майевтика)– показать челу, думающему, что он знает, что на самом деле он ничего-то и не знает. Сократ сравнивал свои приемы с искусством повивальной бабки – он помогал рождению истины в людях. Философия по Сократу - учение о том как следует жить Главная задача познания - познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины.

Мегарики: Евклид Мегарский. Синтез элейских понятий о сущем (есть только единое бытие) и сократических элементов (об общем благе). Известен также Ембулит, создававший софизмы, апории. Стилпон, признававший только общие, отвлеченные понятия – кто говорит «человек», то имеет в виду «никто», т.к. людей много, следовательно говорит не о ком. Соединили Сократовскую добродетель с Парменидовским бытием. Реально только общее. Существует только необходимое, возможности нет.

Киренаики Аристипп. Считал, что универсальных вещей нет, есть единичные, воспринимаемы ощущениями. Науки нет, т.к. она оперирует универсальными понятиями. Благо не как ум (как у мегариков), а это удовольствие. Счастье – жить в соответствии с благом. Наслаждение – цель жизни. Но ощущения должны фильтроваться разумом. Удовольствие – естественное движение, страдание – движение насильственное, но отрицали понимание наслаждения как покоя. Благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями.

Киники: Антисфен. От слова «кинос» - собака, т.е. киники - живущ-е как хотят. Свобода – высшее благо. Диоген:Свободен лишь тот, кто свободет от наибольшего числа потребностей. Метод и путь, ведущий к свободе и добродетели – тяжкий труд. Удовольствия не только расслабляют душу и тело, но угрожают свободе, т.к. делают человека рабом его привязанностей. Кракет: ученик Диогена. Богатство и слава – зло для мудреца, невежество и бедность – блага. Сводили чел-ка в конечном счете к животному началу, считая необходимыми потребностями животные, т.е. потребности примитивного чел-ка, но запрашивали активность духовного плана, что не присуще примитивному чел-ку.

 

8. Учение Платона об уме, идеях и материи.

 

Платон(427-347 гг. до н.э) –крупнейший философ Древней Греции. Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: ум, идеи и материя. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которых называл видами или идеями, и которые отождествлял с первовеществом.

Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Т.к. чувственные вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество чувственных вещей, разделенных пространством. Материя – вечна, но не является идеей. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью. Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир идей - истинный мир, мир теней мир вещей или мир чувственный. Знания, полученные в мире с помощью чувств - временны, т.е. это мнения. Душа человека пребывала в мире идей, получила истинные знания, после поселения в тело человека вспомнила их человек, получает истинные знания не путем изучения мира, а из себя. Идея - общий источник формирования предмета (от греч. «Вид», «Объект видения»). Идея – это смысл, сущность вещи. Идеи отождествлял с первоматерией. Идея единственная умозрительная вещь, т.е. постигается умозрительно. Живет только 1 идея, каждая и. есть в уме. Идея-функция ума. Ум видит благо. Ум сначала создает идеальную модель «чертеж», но у ума все мысли - вещи, он мыслит вещами, умозрительными идеями. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Идея человека - человек, как таковой. Идея неосязаема, но она живая, живее, чем отдельный предмет. Идея тела - Душа. Но есть и идея души.

Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.

Краткая характеристика каждой из трех субстанции выглядит следующим образом:

"Идея":

•является основой всякого бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

•есть ничто;

•выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения

•первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех ((как всего хорошего с •точки зрения человека, так и всего плохого)

"Ум":

• происходит от "единого";,

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле.

"Душа":

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отделы го человека;

при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в под ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса

 

9. «Метафизика» Аристотеля.

Аристотель родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики и т.д. Он критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Подверг критике платоновскую теорию идей, полагал, что идеи -это просто копии чувственных вещей и отождествлены им по содержанию.

Метафизика по Аристотелю – то, что после физики, первая философия или теология. Первая философия – это наука по ту сторону физической, любая попытка человеческой мысли выйти за рамки эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности. Различал «общую» методику, которая изучает «сущее поскольку оно сущее» и частную, которая изучает особый вид бытия. Четыре определения дает А. Метафизике:1.исследование причин, первых, или высших начал (формальная, материальная, действующая и финальная причины),2.познание бытия, поскольку оно бытие,3. Знание о субстанции, 4. Знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика наиболее возвышенная из наук, не связана с материальными нуждами, не преследует эмпирические и практические цели. Вопрос метафизики: что такое бытие? И какова субстанция?

Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон отрицает причинную зависимость идей от вещей. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Основой бытия, сущностью и причиной является форма. Единичное бытие – единство формы и материи. Материя существует вечно, лишена всяких свойств, определенности, не оформлена и чувственно не воспринимаема; превращается в действительность лишь после соединения с формой, именно наличие формы делает данную вещь вещью, отличной от других. Форма придает материи определенность, т.е. причина бытия заключена в форме. Форма форм – сам Бог. Душа – форма тела. Внешняя форма- это то, что делает данную вещь этой вещью; внутренняя форма – это закон, по которому объединяется содержание данной вещи.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные. Бог – первая причина движения, начало всех начал.

 

10.Основные философские школы эпохи эллинизма.

 

Эллинизм, охватывает период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи характеризуется различного рода социальными потрясениями;рождением нового типа человека – занимающего позицию нейтрала перед государством. Новое направление «космоцентризм» – включило не только людей, но и Богов. Новая реальность – индивид, связи между человеком и государством ослабели человек становится свободным. Этика отделяется от политики и становится самостоятельной дисциплиной.

Эпикуреизм: Эпикур и его последователи. Эпикур хотел сделать философию практической наукой, которая должна была добиться счастья для человека, освобождения от страданий. Главной задачей он видел - преодолеть страх перед смертью. Счастье человека он нашел в наслаждении. Целью жизни он считал душевное спокойствие, «безмятежную душу» (атарксию), свободу от чрезмерной скорби и от чрезмерных страстей.

1. Реальность поддается осмыслению;

2.в пространстве реального есть место для счастья;

3.счастье – это вытеснение страдания и беспокойства;

4.для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем;

5. Для этого не нужны ни государство, деньги и богатства и даже Бог.

Философия делится на 3 части: логику, физику и этику. Первая изучает каноны, согласно которым мы постигаем истину, вторая – строение реальности, третья – цель человека, счастье и способы его достижения. Первая и вторая реализуется только в функции с третей. ЛОГИКА: критерии истины: ощущения, «пролепсис» – некие отпечатки чувственных впечатлений, остающихся в памяти в качестве резервов, выполняющих функцию предвосхищения будущего опыта, наслаждения и страдания – позволяют распознать отделить истинное от ложного. ФИЗИКА: ничто не рождается из небытия. Вся реальность образована из тел и пустоты. Тела бывают сложными и простыми, абсолютно неделимыми. ЭТИКА: покой – предельная граница счастья. Истинное удовольствие-отсутствие телесного страдания. Невозмутимость души (атаракция), дружба.

Стоицизм: Основатель – Зенон из Кития. Период античной стои: Зенон, Хрисипп; средней стои; римской стои или новой. Трехчастное строение философии:ограда сада-логика, деревья в саду-физика, плоды- этика. Два принципа бытия: пассивное – материя и активное – форма(Бог). Бог есть активный принцип, он неотделим от материи, поскольку нет материи без формы, то Бог во всем и он все. Видели мир возникшим и разрешимым, т.е. если есть огонь творящий, то есть огонь всепоглощающий. Цель жизни – достижение счастья, счастье заключалось в следовании природе. Жить стоило только ради добродетели – высшего блага. Ввели понятие «апатии» - недопущение страстей, возмущающих покой души. Все в жизни предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой, сопротивляющегося – влечет насильственно. Тело мира из огня, воздуха, земли и воды. Огонь наиболее жизнен, благодаря этому весь Космос и человек – единый огненный организм со своими законами (логос).

Медиостоицизм: Панэций: приверженец идеи вечности мира, поэтому отказался от теории мирового пожара.

Скептицизм: Сомневались в достоверности знания. Философ по их мнению должен был вообще воздерживаться от суждений. Главное – подвергать сомнению остальные учения. Проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия. Мир текуч, у него нет смысла и определенности. Всякое утверждение есть отрицание.

Пиррон: можно жить вполне счастливо даже в отсутствии истины и и ценностей. Вещи сами по себе безразличны, или же они не таковы для себя, какими представляются нам.

Карнеад: все вещи обманывают. Представления ложны, либо они не дают определенности; нельзя отделить восприятия истинные от ложных за отсутствием критерия.

Неоплатонический мистицизм. Школа неоплатонизма появилась в III веке, в Риме, ее основателем был Плотин, последователями Порфирий, Ямвлих, Прокл. Неоплатонизм завершает этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии.Основоположник Аммоний Саккас. Главной идеей неоплатонизма было понятие единого - принцип существования всего живого. Учение о единстве духовного начала материя-низшее звено, зло; над ней дух; высшее звено- первосущность или единое), кот-е раздваивается, только нисходя в смертные тела.

Ум - единое, само себя содержащее. Единое существующее - есть ум, есть содержащее в едином себя самого, первообраз всех вещей. Ум- полнота идейного бытия. И ум - умозрительный космос. Ум входит в конфликт с материей. Материя не может воплотить идею полностью, навечно, она разрушается и в ней, в отличие от идеи, есть зло. Душа - посредник между идеей и материей. Высшая ступень фил-и достигается не знанием и опытом, а состоянием экстазиса.

Римская школа: Плотин, Амелий. Тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между Богом и телесным объектом. Любое существо остается собой благодаря своему единству. Единое бесконечно, невыразимо, т.к. к нему нельзя приложить ничего из области конечного. Абсолютное Единое причина всего. Благо есть для всех вещей, кот-е в нем нуждаются. Бог свободно создает самого себя

Сирийская: главная задача - практическая мистика, сильны элементы пифагореизма.

 

11.Неоплатонический мистицизм.

 

Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю».

Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа, как отмечает А.Ф. Лосев, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем — определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси — Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному — экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она — «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается». Свет — основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям. «Единое — свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; материя — мрак».

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 — ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина (заметим, что «Введение в «Категории» Аристотеля» — главный источник знакомства с Аристотелевой логикой в средние века). Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410— 485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса.

Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию1.

Ученик Порфирия — сириец Ямвлих (ок. 280 — ок. 330) анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

 

12.Средневековая философия.

 

Датируется примерно 6 - 14 в. в. Большое влияние на средневековое мышление оказывает христианство. Ран­нее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. У человека появляется новый идеал, подобный ему, он выше его; человек стремиться к божественным возможностям, т.е. вверх, но т.к. живет на земле поддается земным соблазнам; задача человека преображать себя; источником всякого блага, бытия и красоты является Бог; высшая цель жизни – служение Богу.

Основные идеи средневековой философии: Теоцентризм – Бог как источник и причина всего; Креационизм – творение мира Богом из ничего; Провиденциализм – попечительство Бога над миром; Монотеизм - Бог един и уникален; Символизм - понимание земного как инобытие, мира Бога; Антропоцентризм – чел-к, созданное Богом привилегированное существо.

Патристика: 2-3вв. апогеты ставят и разрабатывают проблемы соотношения знания и веры. Первые отцы церкви отдавали предпочтение вере, утверждали несовместимос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...