Закон отрицания отрицания.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Этот закон органически связан с двумя ранее рассмотренными законами. Его сущность: всякая конечная система развивается на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряж внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидного характера развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Результат отрицания отрицания, завершение опр. «виток спирали в то же время является исходной позицией для следующего неограниченного развития». Существует 3 вида: формально-логическое, метафизическое, диалектическое. Диалектическое означает уничтожение, отмирание старого и сохранение плюса, способного к развитию нового. Возникновение и разрешение противоречий предполагает: повторяемость в развитии; возврат к исходному положению на новой ступени; относительное завершение циклов развития.
28.Категории «сущность» и «явление». Форма и материя.
Сущность и явление: философские категории, отражающие всеобщие необходимы стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими. Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо – значит проникнуть в глубины вещи, в её основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной степенью глубины. Явление – это проявление сущности, внешние свойства: если сущность нечто общее, то явление – единичное, выражает какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явление – более богатое и красочное. Явление есть то, как сущность проявляет себя во вне - во взаимодействии со всем иным, в том числе и нашими органами чувств.
Явление – это непосредственно-воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств, а сущность – качественное своеобразие предмета, определяющее его характерное лицо. Платон: сущность («идея») вечна и бесконечна. Аристотель: сущность («форма вещей») не существует отдельно помимо единичных вещей. Кант рассматривает сущность как непознаваемую «вещь в себе», а явление как субъективное представление. Беркли отрицал существование сущности, а явление – совокупность ощущений. Материя и форма: материя – бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, то из чего состоит и происходит предмет, не существует иначе, как только бесчисленным множеством конкретных форм, материя должна иметь бытие в себе и для себя. Таким образом должна быть живой и одушевленной природой. Форма – способ организации сущности явления, предмета, процесса. Начиная с Платона в философии подчеркивается устойчивость формы по сравнению с вещественным содержанием и её активностью. Аристотель: 2 из 4 «причин» или «принципов» бытия. Кант: форма – принцип упорядочивания материи. Материалистическая идеология: материя – субстанция. Таким образом, основа всех вещей и явлений в мире. Спиноза: причина самой себя.
29.Категории «возможность» и «действительность», «необходимость» и «случайность».
Категории материальной диалектики выражают 2 необходимые стадии в развитии любого предмета. Возможность – это то, что в настоящий момент не существует, но в силу действия законов развития данного предмета и развития может возникнуть, т.е. стать действительностью. Существует возможность, находящаяся в природе вещей (желудь имеет возможность стать дубом).Возможность становится действительностью тогда, когда возникает полный комплекс условий существования определенного явления.
Действительность – то, что уже возникло и существует. Каждый предмет содержит в себе множество возможностей, но в процессе развития реализуется только одна. Возникновение возможностей и превращение их в действительность не является результатом естественной силы, а это внутренняя способность предмета к развитию. Существует реальная и абстрактная (формальная) возможности. Абстрактная выражает отсутствие в действительности каких-либо условий, которые исключают возможность появления того или иного явления. Реальность превращается в действительность. Означает наличие всех необходимых условий, при которых возможность превратится в реальность. Элейская и Мегарская школы выдвинули положение, что только о действительности можно говорить как о возможном. Аристотель раскрыл связь возможности и действительности с движением и развитием. Связывал с учением о пассивности материи и активности формы, считая, что форма придает пассивным возможностям способность превратиться в действительность. Гоббс отрицал объективное значение возможности, отождествив её со случайностью. Кант считал возможность и действительность априорными категориями. Гегель: возможность – абстрактный момент действительности; действительность – единство сущности и явления. Необходимость и случайность: неразрывны, отражают выражение к сущности процесса. Необходимость – внутренняя связь, то, что при определенных условиях должно случиться. Случайность – не связана с сущностью явления, это то, что может произойти, а может и не произойти. Необходимость проявляется через случайность. Необходимость и случайность противостоят двум концепциям, одна из которых отрицает необходимость и сводит все к случайности, а вторая, напротив, отрицает случайность. Любое явление немыслимо без своей внутренней необходимости и без внешних случайных предпосылок. Кант: необходимость и случайность – «априорные формы рассудка». Спиноза: «они абсолютно противоположны». Гегель: «тесная взаимосвязь».
30.Принцип детерминизма. Категории «причины» и «следствия». Индетерминизм.
Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности объективных явлений и процессов. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых в виде отн. не имеющих непосредственного причинного характера. Универсальная взаимосвязь, лежащая в основе представлений о мире с одной стороны является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития. Таким образом, исходной категорией детерминизма является связь и взаимодействие. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действия которых и реализуются отношения детерминации. Детерминизм – общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи. Индетерминизм – отрицание принципа причинности или отрицание объективного характера отношений детерминации. Последний вариант характерен для философии Канта. Не отрицая значение категории детерминизма в научном познании, он проводит субъективистскую линию в трактовке природы, причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру. В современной западной философии распространена доктрина, отвергающая принцип причинности, но принимающая принцип закономерности (номологический детерминизм). Но фактически эта доктрина является скрытой формой индетерминизма, поскольку, как уже говорилось, исключение принципа причинности ведет к индетерминизму. Причина и следствие. Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь (определяя, что такое причина, надо сопоставить причину, повод и условие).
Говоря о причине, нужно иметь ввиду, что причины имеют свои проявления, т.е. различают формы причин (сущ. и несущ. причины). Причина – это действие, обуславливающее определенное изменение. Следствие – результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. Таким образом, что в одних условиях является причиной, в других – следствием (и наоборот). Порождение причиной следствия – причинение – важная характеристика причинно-следственной связи. Всякая причина порождает определенное следствие, и всякое следствие порождено определенной причиной. Однако, порождение причиной следствия не является односторонним, следствия в свою очередь воздействуют на свою причину. Связь двух объектов или сторон одного объекта оказывается взаимодействием. Но чаще всего в этом взаимодействии выделяют активную и пассивную стороны, считая первую причиной, вторую – следствием (пуля и разбитое ею стекло). Хотя в других отношениях причиной деформации пули является противодействие стекла. Иначе говоря, действие и противодействие две стороны одного явления – взаимодействия. Исследование причин явления связано с определенными трудностями: 1. Среди многочисленных связей не всегда просто выявить причинно-следственную связь, тем более, что не всякая последовательность явлений является признаком причинной связи: «после этого» еще не значит «по причине этого». 2. Многие явления порождены не одной, а многими причинами 3. Возможность смешения причины и повода, не порождающего явление, но приводящего причину в действие.
31.Категории «единичное», «особенное» и «всеобщее».
Как единство качественной и количественной определенности, объект представляет собой отдельное, т.е. некоторое целое, отделенное от других отдельных объектов. Но эта отделенность относительна: объект существует в связи с другими объектами, поэтому познание одного объекта предполагает знание о другом. Сравнение данного отдельного объекта с другими объектами ведет к выделению свойств, одни из которых принадлежат только одному объекту; другие повторяются в ряде объектов и являются общими для некоторого множества. Результаты сравнения фиксируются в категориях единичное и общее. Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющие его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным или указательным местоимением, или другим конкретизирующим средством языка. Представление о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей однобоко, а потому неверно. Бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Все звезды обладают общими чертами, отличающими их от всего другого.
Общее – это единое о многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами (человек, растение и т.п.). Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существует в единстве, их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени обобщенности - как особенное. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Общее и единичное самостоятельно не существуют, а существуют лишь в отдельном – единстве противоположностей.
32.Философское понятие материи и частно научные представления о строении вещества.
Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечных формах проявлениях. На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов: 1. материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь у Гераклита, вода у Фалеса). Материя формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдений, а не экспериментальных данных. 2. Материя отождествляется с атомами, веществом, комплексом их свойств. Она предстает как вещ. субстрат, нечто такое, что само вещ-но, но чувств. не воспринимается. 3. Появление механистического или метафизического материализма. Материя – субстанция тела с 1 свойством протяженностью. 4. Установление того, что атом мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждается открытием электрона. Кроме того, открыто состояние материи отличалось от вещ-ва. Материя – это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Это определение, с одной стороны, отграничивает материю от сознания (субъективной реальности), и, одновременно, признает её производящей причиной всего сущего. С другой стороны, оно признает и принципиальную возможность познания материального мира, ибо отображение – это результат активного взаимодействия человека с окружающим миром. От философского понятия материи следует отличать естественнонаучные представления о конкретном строении материи, её видах, свойствах, об отдельных материальных образованиях. Они ограничены уровнем, достигнутым наукой и практикой на данный момент, выражают исторически условные пределы в познании объективного мира. Категория «материя» охватывает объективный мир как таковой, все, что существует вне и независимо от сознания. Современная естественнонаучная картина мира конкретизирует и подтверждает основные принципы диалектического материализма о вечности, бесконечности, несотворимости и неуничтожимости материи, о её структуре, фундаментальных свойствах и формах бытия. Современная наука доказала существование двух основных видов материи – вещества и поля. Они качественно отличаются друг от друга, но обладают общими признаками и свойствами, тесно связаны между собой и могут превращаться друг в друга. Новейшая физика знает 3 различные области материального мира: макро-, мега-, микромир. Они различны по масштабам и величине материальных объектов. Им присуще и качественное многообразие. Современная наука, опирающаяся на всю имеющуюся сумму знаний о материи, вооруженная совершенными средствами исследования, вплотную подходит к фундаментальному вопросу о происхождении и сущности жизни. Во всем материальном мире господствует великий закон диалектики – переход количественных изменений в качественные. Под структурой материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне структурной её организации. Материя состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 элементарных частиц. Предпринимаются попытки по систематизации и выявлении связи между элементарными частицами и создать для них нечто вроде таблицы Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя. Атомы состоят из ядра, а ядро из протонов и нейтронов. Материя связана с движением и обладает внутренней активностью.
33.Философские понятия пространства и времени.
Любое тело, вещь, явление всегда соседствует с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к другу, и в разных конкретных случаях это происходит с различными скоростями ритмом, темпом, длительностью. Набор этих характеристик, рассматриваемых отдельно как нечто единое, дает нам представление о времени. Пространство и время, таким образом, выступают как форма бытия бесконечная в своем многообразии реальности. Пространство обычно определяют как протяженность, время, длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью, оно симметрично, т.е. нет необратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат), пространство изотропно, т.е. нет привилегированных направлений. Время – длительность, оно симметрично, т.е. не обратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т.к. ряд процессов не является не обратимым; время может пониматься как стрела, т.е. время не обратимо, нельзя вернуть в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал, что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц подошел к пониманию времени и пространства как к свойствам движения. Есть две теории относительности: 1. Специальная. В ней были объединены понятия движения, пространства и времени. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения: ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются, следовательно, не существует единой системы координат, и было введено понятие пространственно-временного интервала – это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным. 2. Общая теория относительности связала воедино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием пола тяготения, наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (- кривизны) и Римана (+кривизны), что при + искривлении пространства вселенная замкнута, а при – вселенная бесконечна. Основными атрибутами пространства являются место и положение. Место – некоторый объем объекта (совокупность его протяженностей), охватываемый пространственной границей. Положение – это координация места одного объекта относительно места другого объекта. Основными моментами времени являются длительность - интервал существования какого-либо явления, мгновение - некоторый далее не расчлененный «атом» длительности – продолжительность существования объекта или его элементов, сохраняющая их существование.
34.Понятие метафизики. Метафизическая картина мира.
Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 век до нашей эры). Метафизика изначальна трактовалась как наука о сверхчувственны началах и принципах бытия. Метафизика – ненаучный метод подхода к явлениям природы как к отдельным, изолированном друг от друга и неизменным, т.е. метод, прямо противоположный диалектике, рассматривающий явления в их развитии, изменении и взаимной связи. Метафизика – антинаучный метод мышления, противоположный диалектике; метафизика рассматривает явления не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно, в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости; служит для обоснования консервативности реакционной идеологии. В настоящее время термин «метафизика» имеет три значения: как антология, как философия, вообще, и как всеобщий метод противоположный диалектике. Метафизика – абсолютизация какого-либо момента познания; противоположность диалектики. Таким образом можно сделать вывод, что под метафизической картиной мира понимается философская картина мира. Вхождение в содержание философского знания и в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые специфичны для искусства, можно проследить по множеству линий, начиная от собственно эстетических представлений, составляющих, кстати весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой картины мира, занимающей важное место в философии бытия. Создание «картины мира» предполагает у философов чувство красоты, сопричастности к миру. Само понятие «картина мира» вроде бы естественнонаучное и включает в себя понятие о структурности, системности мира, в то же время оказавшись за пределами естественных наук; философ должен при составлении картины мира вырисовывать не только социум, но и проблематичные миры, космический разум, то гипотетическое, что граничит с фантазией, человеческое эмоциональное отношение к миру. Метафизическая картина мира – это определенным образом структурированное мировоззрение, миросозерцание, свойственное метафизикам. Каким образом они представляют, видят этот мир, что первично, что является началом и т.д. развитие знания о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического познания мира в силу основанности только на не чувств. данных и абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого.
35.Понятие диалектики. Соотношение диалектики и метафизики. Термин "диалектика", скорее всего, впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении "диалектикой". У Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. А Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диалектики люди посредством умозаключений формируют правдоподобные положения. По Аристотелю, при рассуждениях о проблемах философия сообразуется с истиной, а диалектика - с мнением. Истолкование всех предметов только "через логическое рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластической философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась как умение логически изощренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание - истина, а диалектика - искусство для различения истины и лжи. Новый поворот в судьбе термина связан с немецкой классической философией. Ее представители - И. Кант, Гегель, Л. Фейербах - широко пользовались выражением "диалектика", хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант считал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину. В другом значении диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Оно также имеет свои корни в античности. Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии (Н.Кузанский, Д.Бруно, Д.Дидро и др.). Однако наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разработавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основе этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики. В марксистской философии диалектика Гегеля получила материалистическую интерпретацию. Она основывалась на признании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика — диалектическое мышление. Диалектика, созданная Марксом и Энгельсом, рассматривается как третья историческая форма диалектики. Вместе с тем на Западе возникают различные варианты диалектики: экзистенциальная (Ясперс), негативная (Адорно), антиномическая (Булгаков, Флоренский), парадоксальная (Бердяев) и многие другие. Диалектика — это и теория и метод. Как теория она обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы. Основными принципами диалектики являются принципы всеобщей связи, развития и противоречия. Принцип всеобщей связи. Диалектика рассматривает все предметы и явления в многообразных связях: внутренних и внешних, непосредственных и опосредованных, необходимых и случайных, существенных и несущественных и других. Связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения называется взаимодействием. Любое изменение есть не что иное, как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития. Принцип развития. Диалектическая концепция признает любые формы движения: хаотическое, круговороты, функционирование и т.д. Но главное внимание она обращает на развитие, понимая его как необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. В отличие от других разновидностей движения, которые могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил, развитие — это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Этот источник — противоречия в самом объекте. Принцип противоречия. Диалектическая концепция считает противоречия источником самодвижения, саморазвития объекта. Противоречие, по Гегелю, движет миром, является корнем всякого движения и жизненности. Таковы исходные положения диалектической концепции развития. На их основе развертывается система категорий, дающая общую картину взаимосвязанного и развивающегося мира. Выступая в методологической функции, диалектика формулирует ряд принципов, которые рассматриваются как принципы диалектической логики. Главные из них — принцип всесторонности, историзма и противоречия. Принцип всесторонности вытекает из признания универсальной связи предметов и явлений. Если предмет существует не сам по себе независимо от других предметов, а находится с ними в разнообразных связях, в которых проявляются его свойства, значит и рассматривать его нужно не с какой-то одной стороны, а с разных сторон, во всех его связях и отношениях. Игнорирование принципа всесторонности неизбежно приводит к одностороннему, однобокому знанию предмета. Принцип всесторонности предполагает умение отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, главное от неглавного, выражать объект как систему свойств, дающую целостное знание об объекте. Принцип историзма. Согласно диалектике, объект не может быть правильно понят, если не принимать во внимание его изменения, движения, закономерностей его перехода из одного состояния в другое. Исторический подход, основанный на диалектическом понимании развития, предполагает выявление и исследование основных стадий, этапов процесса развития объекта от его возникновения до современного состояния. А это в свою очередь позволяет предвидеть тенденции его дальнейших изменений, предсказать его возможное будущее состояние. Из признания противоречия как источника саморазвития вытекает принцип противоречия. Выделяя противоположные стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве. Познание раздваивает объект на противоположные стороны: внутреннее и внешнее, качество и количество, единичное и общее и т.д., устанавливая их связь, единство, взаимообусловленность, осуществляя, таким образом, движение от явления к сущности объекта, раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития. Соотношение метафизики и диалектики Для Гегеля диалектика существенна не в том смысле, что она разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы доказать противоположное (как у Канта). Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени...". Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекал "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь ранее принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей - в отличие от древних философов - не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве". Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира", он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума. 36.Теории эволюционного развития.
Что же побуждает материю к движению и развитию? Что является источником происходящих в ней изменений? Одни из них считали, что источник движения следует искать вне материи. Другие полагали, что этот источник находится внутри материи, что материи присуще самодвижение. Идея самодвижения сводится к тому, что материи не нужны никакие внешние воздействия для ее движения, что движение материи, изменения материального мира, происходят в силу причин, коренящихся в самой материи, внутри нее самой. Идея самодвижения материи впервые нашла свое выражение в античной философии. Так, например, по мнению Зенона Элейского материя и движение «являются творцами друг друга». А согласно Гераклиту, природа мира продолжается благодаря тому, что происходит чередование элементов, составляющих эту природу: огонь живет за счет смерти, земли, воздух — за счет смерти огня, вода живет за счет смерти воздуха, земля — за счет смерти воды. Иначе говоря, в природе сам собой происходит круговорот стихий, за счет которого она существует и развивается. Определенный вклад в учение о самодвижении материи внесли Лейбниц, Гольбах, Гельвеции, Дидро и многие другие философы. Наиболее обоснованную концепцию самодвижения представил Гегель. Эта концепция, в основе которой лежала идея саморазвития абсолютного духа, была впоследствии материалистически переработана Марксом и Энгельсом. К основным законам развития относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон взаимоперехода количественных, и качественных изменений, закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза). Глубокая разработка сущности развития и различных его проблем находит свое выражение в учении, которое называют диалектикой. В переводе с греческого этот термин означает «искусство вести беседу» или «искусство спора». Впоследствии термин «диалектика» стали использовать применительно к учению о наиболее общих закономерностях развития. Диалектику в сегодняшнем ее понимании можно представить как определенную систему категорий, связанных с основными законами развития. Для логико-гносеологической концепции развития (Кант, Гегель) или модели диалектики наиболее характерным является то, что она является диалектикой субъективного или объективного духа. Наиболее строго и четко выстроена диалектическая система у Гегеля. Система основных категорий его диалектики предстает триединством категорий «бытие», «сущность», «понятие», каждая из которых, в свою очередь, включает подсистему своих собственных категорий. Категория «бытие» включает в себя категории «качество», «количество» и «мера»; категория «сущность» — «основание», «явление» и «действительность»; категория «понятие» — «субъект», «объект» и «абсолютная идея». Взаимосвязь этих категорий можно выразить в следующей схеме. С точки зрения Гегеля вершиной развития и бытия и сущности является понятие (синтез бытия и сущности). В силу этого диалектика у Гегеля выступает как восхождение от абстрактного к конкретному, как непрерывный триадический переход идей (тезис — антитезис — синтез). Развитие здесь понимается как бесконечный циклический переход от состояния равновесия к состоянию неравновесия, а от него вновь к состоянию равновесия и т.д. Натуралистская концепция представляет собой эволюционистскую теорию развития. Согласно этой теории, развитие объективного мира происходит путем естественной эволюции, Материалистическая концепция отличается, прежде всего, тем, что в ней провозглашается 1)принцип материального единства мира. Материалистическая диалектика потому и называется материалистической, что единственной основой объективно существующего мира признается материя. 2) понимание истории как естественного, закономерного процесса смены одной общественной формации другой. 3) практическая направленность. Диалектика рассматривалась не только как теория, но и как практический метод преобразования действительности. Материалистическая модель диалектики реализуется в системе преимущественно парных категорий, представляющих собой единство противоположностей, отражающих различные типы всеобщих структурных или причинных связей. В конечном счете, взаимодействие парных категорий образует систему неосновных законов диалектики, которые дополняют и конкретизируют действия ее основных законов. Конечно, рассмотренные модели не отражают всего многообразия диалектических концепций развития. В современной философии существуют еще и такие модели развития, как «трагическая «Трагическая» диалектика» Либерта возникает в противовес гегелевской диалектике. Либерт пытается строить такой тип диалектики, который бы не нарушал неопровержимой диалектической автономии противоположностей. Его диалектика не развивает гармонии за счет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|