Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры административного принуждения и их правовая характеристика




В зависимости от целевого назначения и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы: административно-предупредительные; административного пресечения; административной ответственности.

Административно-предупредительные меры применяются в целях охраны государственных и общественных интересов и безопасности граждан как средтво предотвращения возможных нежелательных или вредных последствий либо правонарушений. Они выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц. Характерным является и то, что эти меры могут применятся при отсутствии факта противоправных действий. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

К числу административно-предупредительных мер относятся следующие:

· прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, обрывы проводов);

· введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях (болезни животных);

· таможенный досмотр, т. е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;

· принудительное медицинское освидетельствование состояния людей и санитарного состояния предприятий общественного питания;

· реквизиция имущества, т. е. принудительное его изъятие у владельцев (например, личного транспорта в условиях стихийных бедствий);

· административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.

Применение административно-предупредительных мер строго регламентировано законодательством.

Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений.

Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами), в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан.

Меры пресечения можно свести в следующие группы:

· применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);

· имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

· технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

· санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);

· финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полеченных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

В юридической литературе выделяются как самостоятельные группы административно-правовые восстановительные меры (применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения ущерба); меры административной ответственности (применяются к лицам в случае совершения административного правонарушения и находят свое выражение в наложении на виновных лиц административных взысканий).

 

43. Понятие и виды мер административного пересечения.

44. Понятие юридической ответственности.

45. Понятие и основные черты административной ответственности.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

В этом качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: общественное или государственное осуждение (порицание) виновного поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (штрафа, исправительных работ, лишения специального права и т. д.).

С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (внесудебные процессуальные формы осуществления, в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

· устанавливается как законами, так и подзаконными актами либо их нормами об административных правонарушениях, имеет собственную нормативно-правовую основу; участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные Советы депутатов и исполкомы. Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами (для отдельных категорий рабочих и служащих); материальная – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

· основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

· субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования; уголовной – физические лица. Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве. Физические лица могут выступать субъектами административной ответственности в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т. д.;

· за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания; за преступления – уголовные наказания; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

· административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (исполнительная власть, местное самоуправление, а также суды (судьи)); уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции, хозяйственными судами, в отдельных случаях – органами управления (должностными лицами);

· административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей; дисциплинарные – в порядке подчиненности вышестоящим органом (должностным лицом); в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности;

· административное взыскание не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

· производство по делам об административных правонарушениях регламентируется законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности –порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Осуществление административной ответственности протекает в рамках административно-процессуальных отношений, их участники наделены определенными административно-процессуальными субъективными правами и обязанностями, соблюдение и надлежащее исполнение которых гарантируется законом.

Исходя из этого, следует различать понятие административной ответственности как правового явления и как специфического административно-правового института.

Административная ответственность есть не только материально-правовое, но и процессуальное образование. Следовательно, институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы, которые неразрывно связаны между собой.

Материальные административно-правовые нормы закрепляют задачи и цели административной ответственности, ее принципы, общие основания, виды административных взысканий и т. д.

Административные процессуальные нормы регулируют весь комплекс отношений, складывающихся в производстве по делам об административных правонарушениях: задачи, порядок, процессуальное положение сторон, подведомственность рассмотрения дел, доказательства и т. д.

Главный источник норм – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

46. Понятие и характеристика состава административного правонарушения.

В юридической литературе основания административной ответственности подразделяются на два вида: нормативные и фактические.

Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.

Однако одних нормативных оснований недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительности таких фактических оснований необходимо, как минимум, две группы: со стороны виновного в правонарушении – это противоправное деяние, образующее состав административного правонарушения; со стороны ответной негативной реакции государства (компетентных органов, должностных лиц) на противоправное поведение виновного – это индивидуальные акты.

Таким образом, административная ответственность есть прежде всего результат взаимодействия указанных нормативных и фактических оснований – ее нормативной основы, состава правонарушения и актов о ее применении.

Административное правонарушение (проступок) есть посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Юридическими признаками административного правонарушения являются:

· антиобщественность деяния;

· противоправность деяния;

· наказуемость деяния.

Понятие «деяния» охватывает два вида поведения правонарушителя – действие либо бездействие, которые противоречат праву, закону, расходятся с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия (например, мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т. д.) или в форме бездействия (например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т. п.).

Реальное деяние только тогда считается административным проступком, когда содержит все закрепленные в законе признаки. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...