Классическая концепция истины и ее альтернативы
Одной из центральных проблем теории познания является проблема истины. Целью процесса познания является постижении истины, то есть получение истинных знаний о мире. Однако что считать истиной? В истории философии существуют разнообразные подходы к определению истины. В античности, например, в учениях Сократа, Платона, Аристотеля истинным знанием считалось знание общих понятий, то есть умение видеть за разнообразными проявлениями реальности их общий фундамент, изначальное единство (идея у Платона, форма у Аристотеля). В работах Платона и Аристотеля сформулирована классическая концепция истины как соответствия наших знаний реальности. Причем, постижение истины, по мнению Платона и Аристотеля, происходит в результате мгновенного акта интеллектуальной интуиции. В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его Откровении. Постижение Бога было возможно также только в результате мистического экстаза, интуиции. В Новое время в качестве истинного знания рассматривали данные, содержащиеся в чувствах (Ф. Бэкон, Д. Локк), а также в ясных «врожденных» идеях (Р. Декарт, Г. Лейбниц). В марксистской философии основными характеристиками истины являются: ü объективность: истина не зависит от индивидуальных предпочтений человека; ü процессуальность: Г. Гегель подметил, что истина – это не результат, а процесс, как и познание есть не результат, а бесконечный процесс; ü диалектичность: истина есть единство относительной и абсолютной истин; ü конкретность: не бывает абстрактных истин; ü социальность и историчность: не бывает вечных истин; в каждую историческую эпоху господствуют свои истины; ü практика выступает важнейшим критерием истины.
В современной философии можно выделить следующие подходы к истине: 1). Классическая (традиционная, соответствия) концепция истины как соответствия знаний действительности была впервые сформулирована в античной философии Платоном и Аристотелем. Ее сторонниками в истории философии являются Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. Д. Гольбах и др. Согласно концепции соответствия, понятие истины принадлежит сфере человеческого сознания, а не сфере объективной реальности. В действительности факты могут иметь место или не имеет места, но они не могут быть истинными или ложными. Истинными являются человеческие суждения, описывающие факты реальности и соответствующие действительности. Суждение «снег бел» истинно, если снег действительно бел; суждение «идет дождь» ложно, если дождь не идет. 2). Когерентная концепция истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость суждений. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия. Элементы данного подхода можно обнаружить в античной философии. Например, Парменид и Зенон, придерживаясь классической концепции истины как соответствия знаний действительности, полагали, что это соответствие может быть удостоверено не путем наблюдений, а лишь путем установления непротиворечивости знаний. Иногда к сторонникам когерентной концепции причисляют И. Канта. С точки зрения И. Канта, существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, которые и определяют содержание истины. В XX веке когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, например О. Нейратом. Истинность научного знания заключается, с точки зрения неопозитивизма, не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности является там референтом, к которому относится понятие истины.
3). Прагматическая концепция истины как полезности. С точки зрения прагматизма, человеческие знания напрямую зависят от практической деятельности и влияют на последующие действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели. Согласно прагматизму, полезность не является критерием истины, то есть нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, одновременно оказываются соответствующими реальности. Можно установить не соответствие знаний действительности, а только эффективность и практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, соответственно, можно, полагает прагматизм, отождествить полезность и истинность. 4). Марксистская концепция истины, появившаяся в середине XIX века, не отменяет, а углубляет классическую теорию истины. Для марксизма истина объективна, представляет диалектическое единство относительной и абсолютной истины, исторична, социальна, имеет классовый характер и должна проверяться на практике. 5). Онтологическая концепция истины была предложена немецким философом ХХ века Мартином Хайдеггером. С его точки зрения, истина находится не в суждениях, а в самом бытии. Предшествующая философия, трактовавшая истину как принадлежащую сфере гносеологии, не смогла обнаружить подлинный смысл истины. Истина – это не тайна, не загадка, которую необходимо насильно вырвать из бытия. М. Хайдеггер трактует истину феноменологически и предлагает использовать вместо двусмысленного понятия «истина» греческое понятие «алетейя» – несокрытость. Бытие и сущее не скрывают свой смысл; смысл мира и бытия человека, то есть истина, лежит на поверхности. Человеку необходим особый феноменологический взгляд и умение слушать, чтобы увидеть и услышать смысл и истину бытия и своего существования. 6). Экзистенциальная концепция истины. Иногда данный подход называют психологической интерпретацией истины. Истина рассматривается как психологическое состояние человека. Истинным является то, что значимо для человека, пережито и осознано, экзистенциально важно. Данная концепция субъективизирует представление об истине.
7). Плюралистическая концепция, сторонниками которой выступают Ф. Ницше и философия постмодернизма, полагает, что абсолютной истины не существует, истина относительна. С этой точки зрения, не существует границы между истиной и ложью, они могут меняться местами в зависимости от социально-исторических и субъективно-психологических условий и обстоятельств. Ф. Ницше и постмодернизм отрицают существование вечных истин и полагают, что у каждой культуры, у каждой эпохи и даже у каждого человека своя истина.
Вопросы для самоконтроля Что исследует гносеология и эпистемология? Охарактеризуйте чувственную ступень познания. Дайте определение ощущению, восприятию, представлению. Назовите и охарактеризуйте формы рационального познания. Раскройте сущность классической концепции истины. Кем была сформулирована когерентная теория истины и в чем ее смысл? Раскройте сущность плюралистической концепции истины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|