Структура научного знания.
В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания, однако рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификация. Научное знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта – доказанного знания о характеристиках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня научного познания. Теоретический уровень – уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенныхсвязей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддается объяснению в системе имеющегося знания. Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.
Закон – форма знания, в которой в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений. Теория – целостная, непротиворечивая, обобщенной система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений. Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, и граница между ними условна и весьма подвижна. Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки – это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются: методы и операции научного исследования; формы научного познания; нормы и идеалы науки. В самом общем смысле метод – есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта познания на достижение определенного результата. Основания для классификации методов может быть различной. Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), и по содержательным – методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам исследования относят: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления существенных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает сам объект исследования. Эксперимент – это метод исследования, состоящий в целенаправленном, активном вмешательстве в протекание изучаемого процесса, при котором происхоит соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в определенных условиях, отвечающим целям исследования. Для эксперимента характерны: контролируемость и возможность многократного повторения. Описание – фиксирование средствами естественного или искусственного языка результатов наблюдения или эксперимента. Измерение – совокупность познавательных операций посредством средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
К методам теоретического исследования относят: формализацию, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Формализация – выражение содержания знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Это необходимо для более точного выражения мыслей, исключения неоднозначного понимания. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения, из которых при помощи специальных правил вывода исходят все остальные положения этой теории. Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Эти заключения, в силу того, что они строятся на гипотезах, носят вероятностный характер. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования, заключающийся в движении от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему. Здесь отражается противоречивое развитие самого предмета исследования. К общелогическим методам относят: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование и др. Анализ – метод познания, заключающийся в разделении объекта познания на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого. Синтез – метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе. Абстрагирование – метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и признаков объекта. Обобщение – метод познания, посредством которого устанавливаются общие признаки, свойства и отношения предмета. Индукция – метод познавательной деятельности, при котором общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок. Дедукция – метод познания, состоящий в том, что из общих утверждений делаются заключения частного характера. Аналогия – метод познания, суть которого заключается в установлении сходства в некоторых свойствах, признаках, отношениях между различными объектами. Моделирование – метод исследования, состоящий в исследовании аналога того или иного фрагмента действительности (модели), в котором воспроизводятся структура, функции, характеристики самого фрагмента реальности (оригинала модели).
Целостность многообразия научного знания обеспечивается не только взаимосвязью теоретического и эмпирического уровней, но также и наличием так называемых оснований научного знания. К ним относятся научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки. Идеалы и нормы науки включают в себя: идеалы и нормы научного объяснения и описания; идеалы и нормы научного доказательства; идеалы и нормы построения и организации научного знания. Целостное единство идеалов и норм научного исследования, существующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие стиль научного мышления. Стиль научного мышления – это обобщенная характеристика конкретного исторического типа методологических средств и норм научного познания.Можно выделить классический, неклассический, постнеклассический стили научного мышления. Характер идеалов и нормы науки определяется предметом исследования, спецификой изучаемых объектов, а содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. При переходе на новый этап научного исследования, к примеру, от классического к неклассическому, кардинально меняются его идеалы и нормы исследования. Так, нормативы объяснения и обоснования знания в классическом естествознании отличны от современных.
Научная картина мира – это идеальная знаковая модель исследуемой реальности, построенная на основе совокупного научного знания. Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации знания, но и как исследовательская программа, которая определяет задачи эмпирического и теоретического исследования, а также выбор средств их решения. История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых научных парадигм. Понятие «парадигма» (с греч. – пример, образец) было введено американским историком науки Т. Куном. Оно обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном этапе идеалов и нормы научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем. В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира. При смене парадигм изменяются основополагающие представления о мире, о фундаментальных объектах мира, об общих закономерностях из взаимодействия, дается новое толкование базовым понятиям. Смена парадигм – это революционных сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития. Третьим компонентом оснований науки являются философские основания. Содержание философских оснований науки выражено, во-первых, в философских принципах, отражающих фундаментальные предпосылки и общую направленность познавательных процессов. Во-вторых, в нормах научной познавательной деятельности, фиксируемых в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и др. философские основания науки, содержащие, прежде всего, представления о всеобщих предпосылках, возможности и общей направленности познавательных процессов, выполняют мировоззренческую функцию. Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|