Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика и социальная ответственность ученого




Начиная с античности и до начала ХХ века, наука изображалась как безусловное благо и как деятельность наиболее достойная человека. Ситуация изменилась в середине ХХ века и обнаружилось, что наука приносит не только благо. Научное знание реализуется в таких технических процессах, которые разрушают естественную среду. Становясь все более дорогостоящими и сложными, научные исследования концентрируются в немногих странах, что углубляет разрыв между странами. Применение знания без нравственно-этического контроля чревато трагедиями. Идея ценностно-нейтральной науки является не только устаревшей, но и опасной. Наука может дать людям благо, однако может сделать их и глубоко несчастными. До недавнего времени считалось, что этика науки состоит в соблюдении таких норм научной деятельности как чистота проведения эксперимента, научная добросовестность в теоретических исследованиях, высокий профессионализм. Эти характеристики необходимы, но не являются достаточными. На повестку дня стал вопрос о социальной ответственности ученого. Вопрос об ответственности ученого не может иметь однозначного ответа. Ученые должны ощущать бремя ответственности более кого бы то ни было, т.к. есть ряд моментов, о которых они осведомлены лучше. Только они могут обладать необходимым знанием для того, чтобы предугадать и оценить грядущую опасность. Если таким знанием не обладают ученые, то им не обладает никто: ни политики, ни военные, ни хозяйственники, использующие науку. Требовать выполнения этой максимы от ученого занятого в области фундаментальных исследований невозможно. Работающий в такой области исследователь, чаще всего не догадывается, каким образом может быть использовано добытое им знание. Его задача состоит в исследовании природных объектов в том виде в каком они существуют сами по себе, независимо от человека. Единственное, что в силах ученого – фундаменталиста – это предупреждение коллег и широкой общественности, о возможном использовании того или иного достижения науки в нежелательном для социума направлении. Когда речь идет о прикладных науках, характер которых вполне ясен, ученому часто бывает трудно решить вопрос о своем участии. На решение могут влиять различные как внешние, так и внутренние факторы.

Наука дала не только знания о структуре атома, но и атомную бомбу. Однако обвинять в этом науку значит переносить тяжесть преступления с преступника на орудие преступления. Наука и техника являются средством в руках той части общества, которая ответственна за принятие решений по их использованию. Это не снимает ответственности с ученых. Они отвечают за развитие науки, но в той мере, в которой оказываются причастными к принятию решений.

 

Вопросы для самоконтроля

Что такое наука? Дайте определение науки как деятельности, системы знаний, социального института. Какова структура научного познания? Какие общелогические методы научного исследования вы знаете? Назовите методы эмпирического и теоретического исследования. Каковы метатеоретические основания науки? Что такое парадигма? Что такое гипотеза? Что такое научная теория? В чем заключается социальная ответственность ученого?

 


 

Тема 5.2. Основные проблемы политической философии

План:

  1. Феномен власти.
  2. Политическая организация общества.
  3. Идеология современного белорусского государства.

Ключевые понятия: политика, политическая система, государство, политический режим, право, идеология.

Феномен власти

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития.

В большинстве классических исследований, посвященных анализу феномена власти, власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

1. Источник власти (авторитет, сила, закон).

2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

3. Объект власти – тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.

4. Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом); регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности); и, наконец, стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.

Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются: экономическая, военная, семейная, политическая и др. виды власти.

Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов. Существует множество различных определений политической власти. Наиболее широко известное представлено Мшвениерадзе: «Власть есть контроль над значимыми для общества ресурсами через обладание ими с ограничениями». Рассмотрим данное определение более детально. Под ресурсами понимаются деньги, товары, природные ресурсы, оружие, население страны, т. е. социальные, материальные, духовные и др. ресурсы общества. Контроль значимых ресурсов предполагает собой надзор за указанными ресурсами через: обмен ресурсами с целью увеличения обладания наиболее интересными для власти; регулирование с помощью системы отношений, взаимодействия между социальными субъектами во имя интересов общества. Ограничение подразумевает введение границ (законами, деятельностью правоохранительных органов) на использование ресурсов или их обмен.

Отличительными чертами политической власти являются:

1. легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

2. верховенство и обязательность к исполнению ее решений для всего общества;

3. публичность, т.е. всеобщность и одновременно безличность предписаний власти, обращенных от имени общества посредством абстрактных норм права;

4. моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

5. многообразие используемых для достижения цели ресурсов.

Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения:

а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты;

б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...