Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование федерального бюджета




Федеральный бюджет – фонд денежных средств, находящийся в распоряжении федеральных органов государственной власти и обеспечивающий выполнение возложенных на них функций и задач.

Федеральный бюджет является федеральным фондом государственных финансовых ресурсов. Средства федерального бюджета находятся в федеральной собственности. Формирование федерального бюджета регулируется федеральными нормативными правовыми актами. Управление средствами федерального бюджета осуществляется федеральными органами государственной власти.

Федеральный бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования социально-экономического развития государства. В ходе формирования федерального бюджета органы государственной власти осуществляют воздействие на отраслевые и территориальные пропорции экономики, темпы развития научно-технического прогресса, уровень социального обеспечения граждан. За счет средств федерального бюджета обеспечивается функционирование органов государственной власти Российской Федерации, реализация общегосударственных природоохранных мероприятий, развитие системы государственных социальных услуг, обороноспособность и национальная безопасность государства.

Формирование федерального бюджета осуществляется в процессе перераспределения ВВП посредством:

Ø мобилизации в федеральный бюджет доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета;

Ø осуществления расходов федерального бюджета и использования источников финансирования его дефицита на решение социально-экономических задач и удовлетворение общественных потребностей в ходе реализации федеральными органами государственной власти возложенных на них полномочий.

Федеральный бюджет ежегодно утверждается федеральными органами государственной власти в форме федерального закона о федеральном бюджете. С 2008 года федеральный бюджет утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Результаты исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год утверждаются федеральным законом об исполнении федерального бюджета.

Основной объем финансовых ресурсов федерального бюджета обеспечивается посредством мобилизации доходов.

В 2007 г. доходы федерального бюджета утверждены на уровне 22% к ВВП. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (ст. 1) объем доходов федерального бюджета на 2008 и 2009 гг. – 19% к ВВП, 2010 г.– 18% к ВВП.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (гл. 6, 7), федеральными законами о федеральном бюджете (например, Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»), постановлениями Правительства Российской Федерации (в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2007 № 126 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год») и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения в Российской Федерации.

Как указано на схеме 3.1 в составе доходов федерального бюджета выделяют налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы федерального бюджета включают (схема 3.2):

ü федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в федеральный бюджет;

ü денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Налоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 46, 50), а также федеральным законом о федеральном бюджете (по доходам, для которых нормативы отчислений не закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации).

В полном объеме в федеральный бюджет зачисляются налог на добавленную стоимость, акцизы по отдельным подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (на спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого, на табачную продукцию, на легковые автомобили и мотоциклы), акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный), водный налог, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) (тест 3.1, 3.2). Налог на прибыль организаций и единый социальный налог поступают в федеральный бюджет по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации для зачисления в федеральный бюджет (тест 3.2). Также в федеральный бюджет зачисляются: акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья в размере 50% от общего объема поступлений дохода, акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей – по нормативу 40%, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95% и иных полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%.

Суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, зачисляются в федеральный бюджет по нормативам отчислений, установленным применительно к соответствующим налогам и сборам.

Объем налоговых доходов федерального бюджета в 2007 г. превысил 60% общего объема доходов федерального бюджета. Основной объем налоговых доходов обеспечен налогом на добавленную стоимость, доля которого превышает 40% от объема налоговых доходов федерального бюджета.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся (схема 3.3):

ü доходы от внешнеэкономической деятельности, в т.ч. таможенные пошлины и таможенные сборы;

ü доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в т.ч.:

· доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий) (тест 3.1);

· доходы по остаткам бюджетных средств на счетах федерального бюджета в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях;

· плата за пользование бюджетными кредитами;

· дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации и доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах (тест 3.3);

· часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

· доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации (тест 3.3);

ü платежи при пользовании природными ресурсами, в т.ч.:

· плата за использование лесов (в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений);

· плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

· плата за негативное воздействие на окружающую среду;

· платежи за пользование недрами, в т.ч. плата за геологическую информацию о недрах, плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.;

ü доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, в т.ч. плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, консульский сбор, патентные пошлины и др. (тест 3.3);

ü доходы от продажи материальных и нематериальных активов, в т.ч. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, а также имущества автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий), средства от реализации конфискованного, обращенного в доход государства и др.;

ü административные платежи и сборы, в т.ч. исполнительский сбор;

ü штрафы, санкции и возмещение ущерба Российской Федерации, в т.ч. денежные взыскания за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации и государственной власти Российской Федерации, за административные правонарушения в области налогов и сборов, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в части федерального бюджета и др.;

ü другие неналоговые доходы.

Зачисление неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществляется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 46, 51) и федеральным законом о федеральном бюджете.

В основной части зачисление неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществляется по нормативу 100%. Исключение составляют: плата за негативное воздействие на окружающую среду, поступающая в федеральный бюджет в размере 20% от объема дохода; денежные взыскания по отдельным видам нарушений федерального законодательства (например, штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 50%, за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе – по нормативу 40%); прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и сборов и зачисляемая в федеральный бюджет в размере 50%; другие платежи.

В 2007 г. неналоговые доходы федерального бюджета превышают 39% общего объема доходов. При этом основными видами неналоговых доходов явились: доходы от внешнеэкономической деятельности – 90% от общего объема неналоговых доходов; доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности – 4%; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 4%.

В федеральный бюджет могут поступать безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в формах межбюджетных трансфертов; от юридических и физических лиц; от международных организаций, правительств иностранных государств.

В 2007 г., а также на период 2008 – 2010 гг. безвозмездные поступления в федеральный бюджет не предусматриваются.

Налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (кроме субвенций), зачисляемые в федеральный бюджет, являются его собственными доходами.

Доходы, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, поступают на счет органов Федерального казначейства с целью их распределения между бюджетами по установленным нормативам. Доходы считаются поступившими в федеральный бюджет с момента их зачисления органами Федерального казначейства на счет по учету средств федерального бюджета со счета доходов, распределяемых между бюджетами.

С 2008 года в составе доходов федерального бюджета выделяют нефтегазовые доходы. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозные таможенные пошлины на нефть сырую; вывозные таможенные пошлины на газ природный; вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти(схема 3.4).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета зачисляются на отдельные счета по учету средств федерального бюджета и используются в особом порядке.

На 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета утверждены в объеме более 35% к общему объему доходов федерального бюджета, на 2009 г. – свыше 31%, на 2010 г.– более 29%.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета направляются на формирование нефтегазового трансферта, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (схема 3.5) (тест 3.4).

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемую в ходе финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета (тест 3.4). Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете и не может превышать в 2008 г. 6,1% прогнозируемого объема ВВП, в 2009 г. - соответственно 5,5%, в 2010 г. – 4,5%.

Нефтегазовые доходы выступают основным источником финансового обеспечения нефтегазового трансферта. При недостаточности нефтегазовых доходов федерального бюджета формирование нефтегазового трансферта осуществляется за счет средств Резервного фонда.

В случае превышения объема нефтегазовых доходов федерального бюджета над величиной нефтегазового трансферта, часть нефтегазовых доходов направляется на формирование Резервного фонда.

На период 2008 - 2010 гг. формирование федерального бюджета предусматривает превышение нефтегазовых доходов федерального бюджета над планируемым объемом нефтегазового трансферта в среднем в 1,14. Превышение утвержденного объема нефтегазовых доходов над утвержденным объемом нефтегазового трансферта подлежит направлению в Резервный фонд.

Нефтегазовые доходы направляются на формирование Резервного фонда при условии, если накопленный объем Резервного фонда не превышает нормативной величины (10% прогнозируемого объема ВВП). Если указанное условие не выполняется (накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину), нефтегазовые доходы в объеме, превышающем объем нефтегазового трансферта, утвержденного на соответствующий финансовый год, направляются на формирование Фонда национального благосостояния.

В ходе формирования федерального бюджета федеральные органы государственной власти самостоятельно определяют направления и формы расходования бюджетных средств. Использование средств федерального бюджета призвано обеспечить исполнение обязательств, возникающих перед гражданами, субъектами хозяйствования, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, субъектами международного права в ходе осуществления федеральными органами государственной власти возложенных на них полномочий. Федеральный бюджет выступает основным источником финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета обеспечивается исполнение расходных обязательств Российской Федерации, которые

ü устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорами и соглашениями, заключенными Российской Федерации или от имени Российской Федерации, в т.ч. федеральными бюджетными учреждениями (схема 3.6, тест 3.5);

ü связаны с исполнением федеральными органами государственной власти государственных полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В составе расходных обязательств Российской Федерации, исполняемых за счет средств федерального бюджета, выделяют:

ü расходные обязательства по обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации, судебной системы Российской Федерации;

ü расходные обязательства по обеспечению функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной службы безопасности, а также обеспечению государственного оборонного заказа;

ü расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

ü расходные обязательства по оплате государственных услуг, предоставляемых федеральными государственными учреждениями и иными некоммерческими организациями (включая автономные учреждения) социальной сферы;

ü расходные обязательства по социальному обеспечению населения (например, граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, лиц, подвергшихся политическим репрессиям и др.);

ü расходные обязательства по предоставлению субсидий субъектам хозяйствования – производителям товаров, работ и услуг (за исключением федеральных государственных учреждений в т.ч. для государственных нужд (в частности, организациям топливно-энергетического комплекса, российским экспортерам промышленной продукции, российским авиакомпаниям и др.);

ü расходные обязательства по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации в соответствии с федеральными целевыми программами и федеральной адресной инвестиционной программой;

ü расходные обязательства по обслуживанию государственного долга Российской Федерации;

ü расходные обязательства по осуществлению взносов и платежей в соответствии с международными и межгосударственными договорами и соглашениями.

Расходные обязательства Российской Федерации, исполняемые за счет средств федерального бюджета, учитывается в реестре расходных обязательств Российской Федерации, который ведется Министерством финансов Российской Федерации.

В 2007 г. основной объем расходов федерального бюджета (34%) связан с исполнением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Расходы федерального бюджета на содержание федеральных органов государственной власти составляют более 15% общего объема расходов федерального бюджета; на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 27%; на содержание социальной сферы и социальное обслуживание граждан – 14%.

Финансовое обеспечение некоторых расходных обязательств Российской Федерации сопряжено с обособлением части средств федерального бюджета в отдельные фонды. В расходной части федерального бюджета предусматривается образование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций, резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и др.

Указанные фонды представляют собой обособленную часть средств федерального бюджета, используемую федеральными органами государственной власти по определенному целевому назначению (выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение расходных обязательств, обусловленных выполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий, переданных федеральными органами государственной власти; финансирование непредвиденных мероприятий). Состав и объем данных фондов, а также распределение средств фондов (за исключением резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) по видам расходных обязательств Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете. Резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются в пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, – не более соответственно 1% и 3% утвержденного объема расходов федерального бюджета. Использование средств данных резервных фондов осуществляется в соответствии с правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

При формировании федерального бюджета федеральные органы государственной власти обеспечивают его сбалансированность. Сбалансированность федерального бюджета означает соответствие между объемом расходов федерального бюджета и суммарным объемом доходов и поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Сбалансированность федерального бюджета осуществляется поэтапно, предусматривая финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, а также финансовое обеспечение исполнения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собою разницу между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Основным источником финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета выступает нефтегазовый трансферт, формируемый за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазового трансферта финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета предполагает привлечение источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета обеспечивают финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, превышающего нефтегазовый трансферт; погашение государственного долга Российской Федерации; исполнение Российской Федерации отдельных обязательств, предусматривающих использование бюджетных средств и не являющихся долговыми.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 94) предусматривается, что общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета (не связанных с использованием средств Резервного фонда) не может превышать 1% прогнозируемого объема ВВП.

В составе источников финансирования дефицита федерального бюджета выделяют источники внутреннего финансирования, привлекаемые в валюте Российской Федерации, и источники внешнего финансирования, выраженные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются (схема 3.7):

ü поступления от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации (тест 3.6);

ü бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

ü кредиты кредитных организаций;

ü кредиты иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты), международных финансовых организаций и иных субъектов международного права (тест 3.6);

ü остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

ü поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

ü поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

ü иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Основу источников финансирования дефицита федерального бюджета составляют средства, привлекаемые на условиях государственных заимствований, а также посредством продажи отдельных видов имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.

В 2007 г. основной объем поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета обеспечен за счет средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации (более 80%) и от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Российской Федерации (около 10%).

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета не могут быть кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также средства от приобретения Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации.

За счет источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществляется:

ü финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, не обеспеченного нефтегазовым трансфертом;

ü погашение долговых обязательств Российской Федерации (в части основного долга) по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; привлеченным кредитам кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права; бюджетным кредитам других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ü предоставление бюджетных кредитов иным бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и субъектам хозяйствования;

ü исполнение государственных гарантий Российской Федерации в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению регрессного требования;

ü приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...