Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации




Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и предназначенный для выполнения возложенных на них функций и задач.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации находятся в собственности субъектов Российской Федерации. Управление средствами бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации регулируется нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации формируются посредством мобилизации доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджетов, а также осуществления расходов и использования источников финансирования дефицита бюджетов на решение вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 2008 года бюджеты субъектов Российской Федерации ежегодно утверждаются сроком на один год (очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Показатели исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджетов за отчетный финансовый год утверждается законами субъектов Российской Федерации об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (гл. 6, 8), федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации (в т.ч. о бюджетах субъектов Российской Федерации), нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В состав доходов бюджетов субъектов Российской Федерации входят налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (схема 3.8).

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся (схема 3.9):

ü федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации;

ü региональные налоги, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации;

ü денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

Местные налоги в бюджеты субъектов Российской Федерации не зачисляются.

Нормативы зачисления налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 46, 56), а также федеральным законом о федеральном бюджете (по отдельным налоговым доходам, нормативы отчислений по которым не установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации).

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации как полностью, так и частично. Так, по нормативу 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации поступают акцизы на алкогольную продукцию и на пиво, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов, сбор за пользование объектами животного мира, государственная пошлина, взимаемая по основаниям, указанным в ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации (тест 3.8). По нормативу 70% в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на доходы физических лиц, по нормативу 60% - налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых), по нормативу 50% - акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и на спиртосодержащую продукцию, по нормативу 30% - сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) и по нормативу 5% - налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного). Среди налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 90% и единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 30% (тест 3.7).

Региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полном объеме.

Денежные взыскания в виде санкций за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным применительно к соответствующим налогам и сборам (тест 3.8).

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации: по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую в Российской Федерации, из расчета распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации 80% от общего объема поступлений по данным акцизам; по акцизам на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, из расчета распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации 60% от общего объема поступлений данных акцизов; по доходам, нормативы отчислений по которым не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации (по отмененным налогам и сборам, по отдельным налогам и сборам в части погашения задолженности прошлых лет).

Для бюджетов краев (областей), в состав которых входят автономные округа, установлен особый порядок зачисления налоговых доходов. Так, федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, подлежат зачислению в бюджет края (области) (если иное не предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области) и органом государственной власти автономного округа). Региональные налоги, установленные органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области); в то время как региональные налоги, установленные органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отличие от иных субъектов Российской Федерации федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляются по нормативам, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации могут передаваться полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в местные бюджеты. Передача налоговых доходов местным бюджетам осуществляется путем установления единых (для бюджетов муниципальных образований одного вида) нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также от региональных налогов. Указанные нормативы отчислений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия).

Кроме того, субъектами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц в счет причитающихся муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности. Дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц являются дифференцированными и утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают (схема 3.10):

ü доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации (в т.ч. дивиденды по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации; проценты от предоставления бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; доходы от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений (за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации) и др.);

ü платежи при пользовании природными ресурсами (в т.ч. плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений; плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; плата за пользование водными объектами, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации; разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, и по участкам недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые; плата за негативное воздействие на окружающую среду; регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации и др.);

ü доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (в т.ч. доходы от оказания платных услуг государственными учреждениями субъектов российской Федерации; сбор за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; прочие сборы за выдачу лицензий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.);

ü доходы от продажи материальных и нематериальных активов (в т.ч. доходы от реализации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации (кроме акций и иных форм участия в капитале, а также имущества государственных автономных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации); средства от реализации конфискованного имущества, обращенного в доходы субъектов Российской Федерации; доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков автономных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации); доходы от продажи нематериальных активов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и др.);

ü административные платежи и сборы;

ü штрафы, санкции и возмещение ущерба субъектам Российской Федерации (в т.ч. денежные взыскания за нарушение: законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа; лесного законодательства на лесных участках, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации; водного законодательства на водных объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации; законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд субъектов Российской Федерации; бюджетного законодательства Российской Федерации в части бюджетов субъектов Российской Федерации; а также конфискации, компенсации и иные средства, изымаемые в принудительном порядке в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и др.);

ü другие неналоговые доходы.

Неналоговые доходы зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным ст. 46, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (например, по доходам от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации; по плате за использование лесов; по плате за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; по плате за негативное воздействие на окружающую среду и др.), федеральным законом о федеральном бюджете (по неналоговым доходам, нормативы отчислений по которым не установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, в т.ч. по регулярным платежам за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации; по платежам при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых; по платежам, взимаемым государственными организациями субъектов Российской Федерации за выполнение определенных функций и др.), законами субъектов Российской Федерации (например, по перечислению части прибыли государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации).

Зачисление неналоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется преимущественно по нормативу 100%. Вместе с тем по отдельным видам неналоговых доходов установлен порядок их зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации на долевой основе (так, плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 40% (в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – по нормативу 80%); регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации и денежные взыскания за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа – по нормативу 60% и др.).

Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации (схема 3.11) зачисляются в формах безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субсидий из федерального бюджета и местных бюджетов, субвенций из федерального бюджета и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также от международных организаций и правительств иностранных государств (тест 3.7).

Налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (кроме субвенций), зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, являются собственными доходами их бюджетов (тест 3.9).

Налоговые и неналоговые доходы зачисляются на счета средств бюджетов субъектов Российской Федерации со счетов, открытых органам Федерального казначейства для распределения доходов между бюджетами, а безвозмездные поступления – со счетов средств федерального бюджета и средств местных бюджетов.

При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют направления и формы расходования бюджетных средств (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субсидий и субвенций из федерального бюджета и субсидий из местных бюджетов). Использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства субъектов Российской Федерации устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также договорами (соглашениями), заключенными субъектами Российской Федерации или от имени субъектов Российской Федерации, в т.ч. бюджетным учреждениями субъектов Российской Федерации (схема 3.12).

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации исполняются расходные обязательства субъектов Российской Федерации, связанные с исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

ü полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отнесенных федеральным законодательством к их компетенции;

ü полномочий, переданных федеральными органами государственной власти;

ü полномочий, не исключенных из компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Расходные обязательства субъектов Российской Федерации, связанные с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отнесенных федеральным законодательством к их компетенции, исполняются за счет собственных доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, обусловленных реализацией полномочий, переданных федеральными органами государственной власти, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с решением вопросов, не исключенных из компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляется при наличии средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с осуществлением полномочий, отнесенных к их компетенции, если доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (без учета субвенций) превышает 20% собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (в течение двух из трех последних финансовых лет).

Расходные обязательства субъектов Российской Федерации, исполняемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, учитываются в реестре расходных обязательств субъектов Российской Федерации, который ведется финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации выступают источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации:

ü по обеспечению деятельности высшего должностного лица субъектов Российской Федерации, законодательного (представительного) органа и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ü по материально-техническому обеспечению мировых судей и содержанию конституционного (уставного) суда субъектов Российской Федерации;

ü по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований и иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (тест 3.10);

ü по оплате государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и иными некоммерческими организациями (включая автономные учреждения) социальной сферы;

ü по социальному обеспечению определенных категорий граждан (инвалидов, граждан пожилого возраста, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, ветеранов труда, малоимущих граждан и др.);

ü по предоставлению субсидий субъектам хозяйствования – производителям товаров, работ и услуг (за исключением государственных учреждений субъектов Российской Федерации), в т.ч. для государственных нужд субъектов Российской Федерации (например, организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственным товаропроизводителям и др.);

ü по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с долгосрочными целевыми программами;

ü по обслуживанию государственного долга субъектов Российской Федерации.

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом обеспечения их сбалансированности, что предполагает установление соответствия между объемом расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и суммарным объемом доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации (тест 3.10).

При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно учитываться требование Бюджетного кодекса Российской Федерации: размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году, устанавливаемый законом субъектов Российской Федерации о бюджете субъектов Российской Федерации, не должен превышать 15 процентов общего объема доходов их бюджетов без учета безвозмездных поступлений. Исключение составляют субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированных бюджетов этих субъектов Российской Федерации. Размер дефицита бюджета в этом случае не должен превышать 10 процентов общего объема доходов бюджетов субъектов Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. Установленные ограничения размера дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации могут быть превышены только на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации с 2008 года в состав источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации включаются не только источники внутреннего финансирования (в валюте Российской Федерации), но и источники внешнего финансирования (в иностранной валюте).

К источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации относятся (схема 3.13):

ü поступления от размещения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации (тест 3.11);

ü бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (тест 3.11);

ü кредиты российских кредитных организаций;

ü кредиты иностранных банков, международных финансовых организаций;

ü остатки средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

ü поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

ü иные источники финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации.

В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации не могут выступать кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также средства от приобретения Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

За счет источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечивается:

ü погашение долговых обязательств субъектов Российской Федерации (в части основного долга) по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени субъектов Российской Федерации; полученным бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; привлеченным кредитам российских кредитных организаций, иностранных банков, международных финансовых организаций;

ü предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и субъектам хозяйствования;

ü исполнение государственных гарантий субъектов Российской Федерации в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъектов Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...