Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования местных бюджетов




Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов местного самоуправления и обеспечивающий решение вопросов местного значения.

Средства местных бюджетов являются объектом муниципальной собственности. Управление местными бюджетами осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации в местные бюджеты доходов и поступлений источников финансирования дефицита местных бюджетов, а также использования средств местных бюджетов на решение вопросов местного значения в процессе реализации органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Ежегодно местные бюджеты утверждаются муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. С 2008 года местные бюджеты могут утверждаться сроком на один (очередной) финансовый год или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период), что устанавливается муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления. Показатели исполнения местных бюджетов утверждаются решениями представительных органов муниципальных образований об исполнении местных бюджетов.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (гл. 6, 9), законами субъектов Российской Федерации (в т.ч. о бюджетах субъектов Российской Федерации), нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Доходы местных бюджетов включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (схема 3.14).

Налоговые доходы местных бюджетов образуют (схема 3.15):

ü федеральные налоги, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

ü региональные налоги, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

ü местные налоги, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

ü денежные взыскания в виде санкций, применяемых по налогам и сборам, подлежащим зачислению в местные бюджеты.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет налоговых доходов, закрепляемых за соответствующим видом местного бюджета Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также передаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в отдельных случаях - органами местного самоуправления иного муниципального образования.

В составе налоговых доходов бюджетов поселений выделяют:

ü федеральные налоги, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (налог на доходы физических лиц (10%), единый сельскохозяйственный налог (30%) и др.), и местные налоги (земельный налог (100%) и налог на имущество физических лиц (100%)), закрепляемые за бюджетами поселений Бюджетным кодексом Российской Федерации (тест 3.12);

ü федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, и региональные налоги, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты поселений;

ü федеральные налоги, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов и передаваемые органами местного самоуправления муниципального района бюджетам поселений.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов формируются за счет:

ü федеральных налогов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на доходы физических лиц (20%), налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (30%), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%), единого сельскохозяйственного налога (30%), единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях (60%) и др.), и местных налогов (земельного налога, взимаемого на межселенных территориях (100%), налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (100%)), закрепляемых за бюджетами муниципальных районов Бюджетным кодексом Российской Федерации;

ü федеральных налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Налоговые доходы бюджетов городских округов включают:

ü федеральные налоги, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (налог на доходы физических лиц (30%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%), единый сельскохозяйственный налог (60%) и др.), и местные налоги (земельный налог (100%) и налог на имущество физических лиц (100%)), подлежащие зачислению в бюджеты городских округов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

ü федеральные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, и региональные налоги, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты городских округов.

Зачисление налоговых доходов в местные бюджеты осуществляется по нормативам, устанавливаемым:

ü Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 56, 61, 61.1, 61.2);

ü законами субъектов Российской Федерации (за исключением законов о бюджетах субъектов Российской Федерации и иных законов на ограниченный срок действия) - в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемых местным бюджетам;

ü законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации – в части налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемого местным бюджетам в счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

ü решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов (за исключением решений о бюджетах муниципальных районов или иных решений на ограниченный срок действия) – в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов и передаваемых бюджетам поселений.

Нормативы отчислений от налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований устанавливаются едиными для бюджетов поселений, едиными для бюджетов муниципальных районов и едиными для бюджетов городских округов. Дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований устанавливаются дифференцированными для поселений, муниципальных районов и городских округов.

В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются (схема 3.16):

ü доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в том числе, дивиденды по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям (100%); доходы от размещения временно свободных средств бюджетов муниципальных образований (100%); проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов за счет средств местных бюджетов (100%); доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами); доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) (100%); доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (80% - в бюджеты городских округов), в границах поселений (50% - в бюджеты поселений, 50% - в бюджеты муниципальных районов), в границах межселенных территорий муниципальных районов (100% - в бюджеты муниципальных районов) и др.) (тест 3.13);

ü платежи при пользовании природными ресурсами (в том числе, плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципального образования (100% - в местный бюджет в зависимости от права собственности на водные объекты); плата за негативное воздействие на окружающую среду (40% - в бюджеты городских округов и муниципальных районов) и др.) (тест 3.13);

ü доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства (в том числе, доходы от оказания платных услуг муниципальными учреждениями; сбор за выдачу органами местного самоуправления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (100% - в бюджеты городских округов и муниципальных районов) и др.) (тест 3.12);

ü доходы от продажи материальных и нематериальных активов (в том числе, доходы от продажи имущества (кроме акций и иного участия в капитале, а также имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий), находящегося в муниципальной собственности (100%); средства от реализации конфискованного имущества, обращенного в доходы муниципальных образований (100%); доходы от продажи нематериальных активов, находящихся в собственности муниципальных образований (100%); доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах городских округов (80% - в бюджеты городских округов), в границах межселенных территорий муниципальных районов (100% - в бюджеты муниципальных районов), в границах поселений (50% - в бюджеты поселений и 50% - в бюджеты муниципальных районов) и др.);

ü административные платежи и сборы;

ü штрафы, санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям (в том числе, денежные взыскания за нарушение: лесного законодательства в части лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (100%); водного законодательства в части водных объектов, находящихся в муниципальной собственности (100%); законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных образований (100%); бюджетного законодательства Российской Федерации в части местных бюджетов (100%); законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части нарушения сроков или уклонения от постановки на учет в налоговые органы, нарушения сроков представления сведений об открытии и закрытии счета и других нарушений (50% - в бюджеты муниципальных районов или городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о денежном взыскании); за административные правонарушения в области налогов и сборов (50% - в бюджеты муниципальных районов или городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о денежном взыскании); а также конфискации, компенсации и иные средства, изымаемые в пользу муниципального образования в принудительном порядке и др.).

Безвозмездные поступления в местные бюджеты составляют (схема 3.17):

ü безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в т.ч. дотации из бюджетов субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации; дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, субсидии из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, иные межбюджетные трансферты из местных бюджетов) (тест 3.14);

ü безвозмездные поступления от физических и юридических лиц (тест 3.14).

Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, а также безвозмездные поступления (за исключением субвенций), относятся к собственным доходам местных бюджетов.

Зачисление налоговых и неналоговых доходов по нормативам отчислений на счета средств местных бюджетов осуществляется со счетов, открытых органам Федерального казначейства для распределения доходов между бюджетами, зачисление безвозмездных поступлений – со счетов средств бюджетов субъектов Российской Федерации и счетов средств иных местных бюджетов.

Использование средств местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами, а также договорами (соглашениями), заключенными муниципальными образованиями или от имени муниципальных образований (в т.ч. муниципальными бюджетными учреждениями) (схема 3.18) (тест 3.15).

Все расходные обязательства муниципального образования, исполняемые за счет средств местного бюджета, отражаются в реестре расходных обязательств муниципального образования, который составляется финансовым органом муниципального образования.

Формирование местных бюджетов осуществляется в условиях разграничения расходных обязательств между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, что обусловлено сложной территориальной организацией местного самоуправления в Российской Федерации.

Разграничение расходных обязательств муниципальных образований предусматривает, что органы местного самоуправления устанавливают расходные обязательства, обусловленные решением вопросов местного значения, отнесенных к сфере ведения соответствующего муниципального образования. Расходные обязательства, возникающие в ходе решения вопросов местного значения поселения, исполняются за счет средств бюджета поселения. За счет средств бюджета муниципального района осуществляется финансирование расходных обязательств, обусловленных решением вопросов местного значения муниципального района. Средства бюджета городского округа направляются на исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения городского округа. Тем самым разграничение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется в соответствии с разграничением вопросов местного значения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наряду с расходными обязательствами, обусловленными решением вопросов местного значения, органами местного самоуправления принимаются расходные обязательства, связанные с исполнением переданных государственных полномочий, а также полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органа местного самоуправления иного муниципального образования.

Таким образом, в составе расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет средств местных бюджетов, выделяют:

ü расходные обязательства, возникающие в ходе реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

ü расходные обязательства, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;

ü расходные обязательства, обусловленные выполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления иного муниципального образования;

ü расходные обязательства, возникающие в ходе решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения данного муниципального образования, а также не исключенных из компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования и не отнесенных компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований.

Исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и поступлений источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Исключение составляют муниципальные районы, представительные органы которых состоят из глав поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, и из депутатов представительных органов данных поселений. Расходные обязательства указанных муниципальных районов, возникающие в ходе решения отдельных вопросов местного значения межмуниципального характера[6], исполняются за счет межбюджетных субсидий из бюджетов поселений.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, обусловленных исполнением переданных государственных полномочий и полномочий по решению вопросов местного значения иного муниципального образования, осуществляется за счет средств межбюджетных трансфертов, поступающих соответственно из бюджета субъекта Российской Федерации (регионального фонда компенсаций) или из иного местного бюджета.

Средства местных бюджетов не могут направляться на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти, не переданных органам местного самоуправления. Исполнение расходных обязательств, возникающих в ходе осуществления органами местного самоуправления полномочий, не исключенных из их компетенции и не включенных в компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления иного муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов соответствующих местных бюджетов.

Органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения, если доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета субвенций) превышает 30% собственных доходов местных бюджетов (в течение двух из трех последних финансовых лет).

Основной объем финансовых ресурсов местных бюджетов направляется на исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения. В их составе выделяют:

ü расходные обязательства по содержанию органов местного самоуправления муниципального образования, обеспечению муниципальных выборов и местных референдумов;

ü расходные обязательства по охране общественного порядка, обеспечению деятельности муниципальной милиции и муниципальной пожарной охраны, защите муниципального образования от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

ü расходные обязательства по оплате муниципальных социальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями (в частности, муниципальными учреждениями общего образования, муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, муниципальными учреждениями социального обслуживания пожилых людей и инвалидов и др.) и иными некоммерческими организациями;

ü расходные обязательства по предоставлению субсидий субъектам хозяйствования – производителям товаров, работ и услуг (за исключением муниципальных учреждений), в т.ч. для муниципальных нужд (в частности, организациям жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, дорожного хозяйства и др.);

ü расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов другим местным бюджетам, а также бюджетам субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 142, 142.2));

ü расходные обязательства по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности;

ü расходные обязательства по обслуживанию муниципального долга (тест 3.15).

Органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов устанавливают соответствие между объемом расходов местных бюджетов и суммарным объемом доходов и поступлений источников финансирования дефицита местных бюджетов, обеспечивая реализацию принципа сбалансированности бюджета.

Размер дефицита местных бюджетов на соответствующий год, а также состав и объем источников, привлекаемых для его финансирования, утверждаются решениями о бюджетах (тест 3.16). Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации дефицит местных бюджетов не должен превышать 10 процентов общего объема доходов местных бюджетов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (тест 3.16). В случае, если в местных бюджетах доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема их собственных доходов, предельный размер дефицита местных бюджетов сокращается до 5 процентов от общего объема доходов местных бюджетов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Превышение установленных размеров дефицита местных бюджетов может быть осуществлено на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местных бюджетов.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для финансирования дефицита местных бюджетов привлекаются только источники внутреннего финансирования, в состав которых включаются (схема 3.19):

ü поступления от размещения муниципальных ценных бумаг;

ü бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ü кредиты кредитных организаций;

ü остатки средств на счетах по учету средств местных бюджетов;

ü поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципальных образований;

ü иные источники финансирования дефицита местных бюджетов.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также средства от приобретения Центральным банком Российской Федерации муниципальных ценных бумаг не могут являться источниками финансирования дефицита местных бюджетов.

За счет источников финансирования дефицита местных бюджетов осуществляется:

ü погашение долговых обязательств муниципальных образований (в части основного долга) по муниципальным ценным бумагам, выпущенным от имени муниципальных образований; полученным бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; привлеченным кредитам кредитных организаций;

ü предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и субъектам хозяйствования;

ü исполнение гарантий муниципальных образований в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...