Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования




Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования м Федерации по обязательному медицинскому страхованию населения (реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования на основе базовой программы обязательного медицинского страхования, предусмотренных программой государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению), а также полномочий, переданных субъекту Российской Федерации исполнительными органами государственной власти Российской Федерации (бесплатное лекарственное обеспечение, финансовое обеспечение государственного задания) (схема 4.27).

Доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования включают:

- налоговые доходы, в т.ч.

w единый социальный налог по ставке в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования,

w часть налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения,

w часть налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения,

w часть минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,

w часть единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

w часть единого сельскохозяйственного налога,

- неналоговые доходы, в т.ч.

w недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования,

w доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования,

w штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возникновения ущерба,

- безвозмездные поступления, в т.ч.

w межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования,

w межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в т.ч. поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Расходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования отражаются по разделам 01 Общегосударственные вопросы, 07 Образование и 09 Здравоохранение, физическая культура и спорт.

Состав расходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования можно рассмотреть на примере бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год[14] (таблица 4.7).

 

Таблица 4.7

Структура расходов бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год, млн. рублей

 

  Код бюджетной классификации Сумма
Рз ПР ЦСР ВР
Другие общегосударственные вопросы         782,0
Руководство и управление в сфере установленных функций     001 00 00   782,0
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов     001 00 00   782,0
Здравоохранение         59969,2
Территориальная программа обязательного медицинского страхования     771 00 00   52586,8
Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма, в т.ч.     771 00 00   52586,8
Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)     771 00 00   157,4
проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан     771 00 00   180,0
Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)     771 00 00   1092,6
Обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан     771 00 00   5424,8
Прочие расходы     771 00 00   685,0

Тема 5. Бюджетная политика Российской Федерации

Содержание и основы разработки бюджетной политики Российской Федерации

Бюджетная политикаэто совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования (схема 5.1).

Основными нормативными правовыми актами, определяющими цели и задачи, направления современной бюджетной политики РФ, а также механизм ее реализации являются: Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»; Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации; Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах и плане мероприятий по реализации данной Концепции»; Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)» (схема 5.2).

Субъектами бюджетной политики государства являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития бюджетных отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах граждан, общества и государства (схема 5.3, тест 5.1)

Объектами бюджетной политики является совокупность бюджетных отношений и бюджетных ресурсов, образующих звенья и виды бюджетов, а также основные характеристики бюджетов (схема 5.3, тест5.2).

Бюджетная политика является частью финансовой политики и выступает ядром экономической политики, средством осуществления социально-экономической политики государства.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач бюджетная политика подразделяется на бюджетную стратегию и бюджетную тактику ( схема 5.4, тесты 5.3, 5.4). Временной аспект бюджетной политики состоит в том, что бюджетная стратегия рассчитана на перспективу, предусматривает решение крупномасштабных задач, оказывающих влияние на развитие общества в целом, а бюджетная тактика направлена на решение задач конкретного этапа общественного развития, связана с проведением мероприятий в конкретном финансовом периоде. Бюджетная стратегия относительно стабильна, а бюджетная тактика должна отличаться определенной гибкостью. Следует отметить их взаимосвязи и взаимозависимость. Тактика должна осуществляться в рамках стратегии, подчиняться ей. В то же время ошибки в стратегии ведут к хаосу в тактике.

В связи с этим годовой бюджет не позволяет видеть перспективу, тенденции развития бюджета (доходов, расходов, сбалансированности). К тому же отсутствует непосредственная связь с целевыми программами, которые реализуются в течение ряда лет. Поэтому бюджетному процессу приданы свойства, позволяющие выйти на качественно новый уровень управления общественными финансами, когда «…Основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты, а само бюджетное планирование приобрести долговременный характер»1.Начиная с 2006 года федеральный бюджет стал составной частью Перспективного финансового плана, сформированного на три года, что положительно отразилось на долгосрочной сбалансированности бюджетной системы. Впервые утвержден федеральный бюджет на среднесрочный период (2008–2010 годы). В ряде субъектов РФ перешли к формированию годового бюджета как составной части трехлетнего перспективного финансового плана.

Содержание бюджетной политики раскрывается в ее структурных элементах или этапах ее разработки: определение концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве; формирование цели и задач бюджетной политики; выработка конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач (схема 5.5, тест 5.5).

Следует отметить, что для бюджетной политики характерна многогранность ее содержания, включающей этапы (структурные элементы) ее разработки в строгой последовательности, увязку во времени ее проведения и по объектам ее осуществления.Совокупность структурных элементов бюджетной политики дает возможность органически соединить функции бюджета как экономической категории с возможными путями использования бюджетных отношений для эффективного воздействия государства на социально-экономические процессы в стране.

На этапе определения концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве выявляется объективная необходимость в реализации намеченных мероприятий бюджетной политики и обосновывается степень изменения существующего бюджетного механизма (его качественных и количественных параметров).

В условиях рынка бюджетная политика – главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное воспроизводство. Бюджетная политика базируется на концепции государственного регулирования экономики с помощью рыночных способов (создания благоприятных условий деятельности субъектов хозяйствования, сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики и видов деятельности, имеющих стратегическое значение, но не способных успешно развиваться в условиях конкурентной среды, государственная поддержка отечественных производителей и экспортеров). При этом вмешательство государства должно ограничиваться только теми функциями и задачами, которые по причинам невозможности или нецелесообразности не могут осуществлять юридические и физические лица.

Формирование цели и задач бюджетной политики происходит с учетом того, что ее основу составляют определяемые в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации стратегические цели развития страны и направления социально-экономической политики государства. Охватывая все стороны жизнедеятельности общества, выделяя общее направление и приоритеты национального развития, они предопределяют размеры и пропорции концентрируемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных отношений. Исходя из основных направлений использования бюджетных отношений определяются цели и задачи бюджетной политики, которые при четкой их формулировке, адекватном отражении реальной действительности, позволяют увязать все бюджетные меры в единый слаженно работающий комплекс.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» отмечается, что в основном были достигнуты поставленные стратегические цели бюджетной политики «…обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений».

Бюджетная политика определяет стоящие перед бюджетной системой цели и задачи, на решение которых направляется формирование, распределение и перераспределение бюджетных средств.

Главными целями и задачами бюджетной политики являются: обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса; обеспечение роста общественного богатства; повышение уровня и качества жизни населения (схема 5.6). Она «…должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами».[15]

Для обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста надо поддерживать макроэкономическую стабильность (низкий уровень инфляции, стабильность, прогнозируемый курс национальной валюты, общую финансовую устойчивость) путем создания эффективной системы управления государственными финансами и снижения налоговой нагрузки на экономику.

Создание и поддержка таких условий - главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение макроэкономической устойчивости. В свою очередь высокие и стабильные темпы экономического роста - главные способы формирования надежной основы для решения социальных проблем. При этом бюджетная политика играет крайне важную роль в создании экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях глобализации и ускоренного развития информационных технологий.

Для повышения уровня и качества жизни населения с помощью бюджета государство должно: способствовать повышению реальных доходов и занятости населения; повышать доступность и качество бюджетных услуг, удовлетворять потребности граждан в услугах образования, здравоохранения, культуры, пенсионном и социальном обеспечении.

Задачами бюджетной политики конкретно в области бюджета являются (схема 5.7):

Ø оптимизация размера бюджетного фонда, то есть обеспечение соответствия между финансовыми ресурсами субъектов власти и субъектов хозяйствования. Государство должно иметь необходимый объем ресурсов, для финансового обеспечения возложенных на него расходных обязательств;

Ø снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;

Ø концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач,

Ø оптимизация распределения бюджетных средств по уровням управления;

Ø реформирование межбюджетных отношений;

Ø обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств. Правовое регулирование вопросов балансирования бюджетов, допустимости профицита или дефицита бюджета, в особенности на региональном и местном уровне;

Ø обеспечение эффективного использования бюджетных средств на каждом уровне управления. Разработка правовых норм, которые определяют систему бюджетного финансирования и кредитования.

Следует отметить н аправленность бюджетной политики на достижение конкретных целей и результатов, а в среднесрочной перспективе – на сокращение объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. Основное требование к бюджетной политике – долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, снижение зависимости бюджетной системы и страны в целом от внешних условий, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней.

Выработка конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач позволяет реализовать основные направления использования бюджетных средств в определенных сферах на том или ином отрезке времени.

Бюджетная политика охватывает определенные сферы, то есть функциональный аспект ее включает политику в области: доходов; расходов; обеспечения сбалансированности бюджета; эффективного управления государственным (муниципальным) долгом; межбюджетных отношений (схема 5.8, тест 5.6). Так, например, для повышения эффективности использования федеральных средств, направленных на решение приоритетных задач, предусмотрена р еализация концепции «бюджетирования, ориентированного на результаты». В отличие от сметного планирования программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направлять бюджетные ресурсы на достижение общественно значимых, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

Инструментом реализации бюджетной политики является бюджетный механизмсовокупность методов мобилизации доходов, форм предоставления бюджетных средств и межбюджетного распределения и перераспределения средств (схема 5.9).

Данный этап, по существу, означает совершенствование бюджетного механизма и отражает предполагаемые, намечаемые изменения его элементов, которыми выступают: формы, виды организации бюджетных отношений (установление налогов и других платежей в бюджет, форм предоставления межбюджетных трансфертов, направлений использования средств); способы количественного определения форм, видов организации бюджетных отношений.

Формы, виды организации бюджетных отношений образуют конструкцию бюджетного механизма, которая приводится в действие с помощью способов их количественного определения, подверженных наиболее частому изменению.

Четкое функционирование бюджетного механизма обеспечивается посредством его правового оформления. Так, налоговым законодательством, нормативными актами закрепляется порядок исчисления и взимания налогов. Бюджетным законодательством, нормативными актами регламентируется порядок и условия предоставления бюджетных средств. От принципов и правил формирования и использования бюджетных средств зависит качество управления государством общественными финансами, степень выполнения им возложенных на него функций и задач, а также эффективность работы всего государственного механизма.

Условиями эффективности бюджетного механизма являются:

объективная обоснованность бюджетного механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства; соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования;

связь бюджетного механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов бюджетных отношений; взаимосвязь составных элементов бюджетного механизма, их взаимное регулирование (схема 5.10).

Совокупность установленных юридических норм, регулирующих бюджетные отношения, составляют бюджетное право.

Основными принципами разработки бюджетной политики являются (схема 5.11):

· Научный подход к разработке бюджетной политики. Он предполагает соответствие бюджетной политики основным закономерностям общественного развития, учет выводов экономической науки. Например, ошибочна была установка, что рынок все отрегулирует, когда ссылались на формулу Людвига Эрхарда: «как можно меньше государства», упуская из виду ее продолжение «но не меньше, чем необходимо».

· Учет исторического опыта, как отечественного, так и зарубежного. Исторический опыт надо рассматривать и соизмерять с позиции изменившихся условий, а также с учетом особенностей национальной экономики, если речь идет о зарубежном опыте. Следует принимать во внимание имевший в прошлом отрицательный опыт, его последствия, чтобы избежать не оправдавших себя решений.

· Учет конкретных исторических условий, социально-экономической ситуации в стране, конкуренции на мировых рынках, основных тенденций, складывающихся в мировой экономике, возможности привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Только в этом случае можно говорить о реалистичности бюджетной политики. Ошибки в оценке и прогнозировании социально-экономического развития, а также внешних факторов, отрицательно сказываются на бюджетном планировании. Особое внимание необходимо уделять прогнозу валютного курса рубля, темпов инфляции, темпов роста валового внутреннего продукта и других макроэкономических показателей. Объём расходных обязательств должен быть прогнозируемым и стабильным и не зависеть от неконтролируемых внешних условий.

· Многовариантность бюджетной политики, разрабатываемой с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства, определяемых на основе прогнозирования и среднесрочного планирования. Учет реального состояния экономики, финансов и бюджетной системы страны, подтвержденного расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями в рамках стабильной бюджетной политики, но и предвидеть отдаленные финансовые последствия.

· Комплексный подход, который означает, что все проводимые в рамках бюджетной политики мероприятия должны быть тесно взаимосвязаны и согласованы между собой. А в целом, проведение взвешенной и ответственной бюджетной политики означает не допущение роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое он направляет Федеральному Собранию Российской Федерации (тест 5.7). Это послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета.

Бюджетная политика разрабатывается на всех уровнях управления (федеральном, региональном и местном). Следует стремиться к проведению самостоятельной бюджетной политики, которая позволит проявлять творческий подход на всех уровнях управления бюджетными отношениями.

Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Бюджет служит своеобразным барометром экономики, показатели которой могут свидетельствовать об эффективности проводимой бюджетной политики наряду с такими критериями, как уровень собираемости налогов и неналоговых доходов бюджета; уровень выполнения бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного (муниципального) долга; объем ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного (муниципального) долга, последовательное сокращение долгового бремени; степень реализации нормативных правовых актов, касающихся сферы бюджетных отношений; наличие и величина просроченной задолженности по оплате труда, государственных заказов, межбюджетных трансфертов, трансфертов населению (схема 5.12).

Органы власти, реализуя закрепленные за ними бюджетные полномочия, обязаны обеспечивать преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов, формировать четкие цели развития страны, региона, муниципального образования.

Бюджетная политика занимает ключевое место среди всех инструментов и форм государственной политики, так как практически все действия государства должны быть обеспечены бюджетными средствами. Стабильная бюджетная политика придает уверенность в том, что принимаемые государством обязательства будут выполнены не только в очередном году, но и во все последующие годы, формирует доверие к государству со стороны юридических и физических лиц, что очень важно для максимально возможного привлечения средств внутри страны на общественные потребности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...