Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие семьи «группы риска»




Социальное обслуживание семьи группы риска

 

 

Изменения в социальной и экономической политике государства в значительной степени сказались и на ухудшении внутрисемейных отношений российской семьи. В научно-исследовательской литературе С.А. Беличева, А.Н. Елизаров, М.А. Галагузова, Е.А. Черняк и др. определяются негативные тенденции, имеющие место в жизни современного российского общества и обеспечивающие появление семей «группы риска»:

- высокая занятость родителей,

рост числа малообеспеченных семей,

- социальная дифференциация семей по материальному признаку,

рост числа неполных и разводящихся семей,

- рост числа семей с аморальным и противоправным поведением родителей (семьи наркоманов, алкоголиков и пр.);

низкий уровень защищенности (социально-экономической, правовой) семьи как социального института;

нестабильность нормального социального функционирования, отчего проявление негативных факторов социализации членов семьи.

Все это позволяет определить факторы социального риска, которые, прежде всего, отрицательно сказываются на основных функциях семьи, то есть на способности семьи создавать благоприятные условия для социализации детей и воспитывать здоровых в физическом и психическом плане детей.

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, неудовлетворительные жилищные условия. Парадоксом времени является и то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей, среди которых также очень высок процент дезадаптации.

Медико-социальные факторы: неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейное насилие, проявление жестокости, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры, пренебрежение родительскими обязанностями по содержанию и воспитанию детей.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.

Наряду с неполной семьей комплексная социально-экономическая, медико-социальная и социально-психологическая помощь требуется многодетным семьям. Так, например, исследования современных многодетных семей показывают, что несмотря на серьезные трудности экономического характера на первом месте у этих семей с большим отрывом выступает потребность в психологической и психолого-педагогической помощи.

Создающаяся в последнее время сеть социальных учреждений, прежде всего, обслуживает категории семей «группы риска»: многодетные, неполные, материально необеспеченные, семьи, где родители больны или имеют инвалидность.

В современной психолого-педагогической литературе существуют несколько подходов к классификации семей «группы риска».

Социально-правовой (О.В. Морозова): неблагоприятные социальные условия, нарушение прав, требующие социальной помощи и поддержки. Работа социального педагога с этим типом семей направлена на защиту прав членов семьи и обеспечение достойного образа жизни.

Психого-педагогический подход (в исследованиях М.И. Буянова, И.В. Гребенникова, А.И. Захарова, Л.И. Маленковой, В.Я. Титаренко и др.). Признаки:

неблагоприятный морально-психологический климат в семье,

- снижение социализирующего потенциала семьи,

- деструктивные варианты поведения членов семьи,

- формирование асоциальных норм и ценностей, противоречащих общественно принятым.

В данном случае работа социального педагога носит психолого-педагогический характер, направленный на коррекцию взаимоотношений в семье и повышение воспитательного потенциала семьи.

Классификация семей «группы риска» по уровню воспитательного потенциала, обусловленного субъективными и объективными факторами (О.В. Морозова):

семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку;

семьи, допускающие безнадзорность детей, расширяющие сферу «социального сиротства»;

семьи с жестоким обращением по отношению к детям;

семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью (разводящиеся семьи);

семьи с низким материальным обеспечением, находящиеся за чертой бедности, провоцирующие и стимулирующие безнравственный образ жизни и поведение;

семьи, ведущие аморальный образ жизни;

семьи безработных, не имеющие возможность обеспечить детям достойный образ жизни;

семьи, попавшие в экстремальную ситуацию (беженцев, вынужденных переселенцев и пр.);

семьи, проживающие в неблагоприятных условиях (экономических, жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических и пр.).

По степени реализации своих функций семьи делятся на семьи функционально состоятельные и семьи функционально несостоятельные (» группы риска»). До 60% таких семей - это семьи с неблагоприятными социально-психологическими факторами (Л.В. Мардахаев, А.А. Галагузова).

Кроме того, в «группу риска» попадают и семьи с недееспособными по разным причинам родителями, а также семьи, где имеются хронически больные или нетрудоспособные родители, семьи, где родители несовершеннолетние - все эти семьи нуждаются социально-педагогической, психологической и материальной помощи.

Вышеизложенное позволило определить высокую степень необходимости социально-педагогической работы с молодой семьей «группы риска».

Семьи группы риска или неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы.

. Семьи, где низкая педагогическая культура.

Когда родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с ребенком, возникают риски протеста и непослушания детей. В семье не принято доверительные отношения между родителями и детьми.

В результате чего, выбранные средства, формы и методы воспитания детей «выливаются» в большие семейные проблемы.

. Семьи, где допускается беспризорность детей в силу занятости родителей.

Бесконтрольные, с неорганизованным досугом дети, часто предоставленные сами себе, попадают под негативное влияние.

. Семьи, где родители безответственно относятся к воспитанию детей.

Где образ жизни и моральное поведение родителей не являются достойным примером.

Все эти семьи характеризуются тем, что они не видят проблемы с детьми достаточно долгое время, пока не возникает криминального факта с ребенком. Чаще в таких семьях проблемы не пытаются решать потому, что их:

. Не замечают сами родители,

. Словесно решать не умеют, не умеют обсуждать зачатки проблем,

. Диалог заменяется авторитарной агрессивностью.

В неблагополучные семьи могут попасть семьи после трагических последствий, когда семья несет утрату и долгое время не может наладить жизнь «по-новому».

В семьи группы риска могут попасть неполные семьи, пережившие развод, если родители, закончив выяснять свои разногласия, не гуманно без внимания относятся к ребенку.

Крайне сложные проблемы возникают в неблагополучных семьях, где положение усугубляется пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...