Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозное исследование развитие центров помощи семьи и детям в Ростовской области




риск группа семья социальный

Развитие сети центров социальной помощи семье и детям позволит оказывать должное внимание благополучным семьям из категорий риска, и приведет к снижению семейного неблагополучия в Ростовской области.

Данные центры предназначены для осуществления полного комплекса социальных услуг семье, внедрения в практику новых форм и технологий, направленных на своевременное и эффективное решение вопросов профилактики семейного неблагополучия. И это доказывает положительный опыт работы центров социальной помощи семье и детям Аксайского района, г. Азова, г. Донецка и других городов, которые были созданы ранее.

В Ростовской области таких учреждений уже 49, они есть почти в каждом районе области, их необходимость обуславливает социальная, экономическая и др. ситуация.

В настоящее время в области действуют 49 учреждений социального обслуживания семьи и детей разных видов:

социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних c приютами;

социальных приютов для детей;

центров социальной помощи семье и детям;

реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

центр психолого-педагогической помощи;

комплексный центр социального обслуживания населения с приютом;

детских дома-интерната.

 

Виды учреждений 2008 2009 2010
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних c приютами 20 27 28
социальных приютов для детей 5 1 7
центров социальной помощи семье и детям 3 5 6
реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями 3 3 3
центр психолого-педагогической помощи 1 1 1
комплексный центр социального обслуживания населения с приютом - 1 1
детские дома-интернаты 3 3 3

 

Из приведенной таблицы мы видим тенденцию увеличения центров социальной помощи семьи и детям, данный приоритет направленности способствовали реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как, социального института, улучшению социально экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основные задачи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних - профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи приюта - обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и решению вопросов дальнейшего жизнеустройства ребенка.

Основные задачи реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями - оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, а также оказание помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях; социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии.

Основные задачи детского дома-интерната - материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи; осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников.

Основные задачи центра социальной помощи семье и детям - оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.

Основные задачи центра психолого-педагогической помощи населению - оказание специализированной психолого-педагогической помощи населению, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.

На сегодняшний день в центрах открыты и работают семь отделений, в том числе отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия. В работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия Вельского центра используются различные методы и формы работы, созданы специальные службы. Например, детский телефон доверия, служба социальных участковых, раннее выявление социального неблагополучия (целевая группа - одинокие матери и семьи группы риска по социальному сиротству с момента беременности до рождения ребенка).

Для оказания помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций семьям с несовершеннолетними детьми из центра в места проживания семей выезжает бригада специалистов (мобильный экспресс). Также центры организовывают работу клубов. В «Школе семейного общения - родительском клубе» оказывается квалифицированная помощь родителям в организации режима дня, общения, обучения и воспитания ребенка.

Практические навыки по формированию отношений, поиску путей выхода из конфликтной ситуации дают специалисты центра в клубе для молодых семей «Семейный калейдоскоп». Для подростков группы социального риска в центре существует клуб «СемьЯ». В центре созданы и функционируют две группы дневного пребывания несовершеннолетних. В отделении создаются условия, приближённые к домашним, способствующие психологической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, коррекция их поведения и общения.

Приведем пример работы Центра помощи семье и детям в ростовской области г. Донецка.

За 9 месяцев 2011 года количество социальных услуг с обеспечением проживания, предоставляемые детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, составило 7950 койко-дней (выполнение плана на 100%), количество социальных услуг без обеспечения проживания, предоставляемые детям, в том числе детям с ограниченными возможностями, в условиях дневного пребывания - 2760 койко-дней (выполнение на 100%), количество социальных услуг без обеспечения проживания для оказания помощи детям, семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - 5793 (выполнение плана на 100%).

Общее количество социальных услуг, оказанных специалистами учреждения за 9 месяцев 2011 года, составило 12350, что соответствует программе деятельности учреждения.

Количество семей, охваченных нестационарными формами обслуживания за 9 месяцев 2011 года - 1875, что соответствует программе.

В настоящее время на учете в учреждении состоит 2516 семей, в которых воспитываются 4035 несовершеннолетних детей. Из общего количества семей многодетных - 230, с детьми-инвалидами - 124, одиноких матерей - 338, семей с детьми, находящимися по опекой - 79, приемных - 3, семей несовершеннолетних родителей - 1.

На патронаже за 9 месяцев 2011 года году находилось 96 семей группы социального риска (выполнение программы на 100%), 26 из которых имели нарушения детско-родительских отношений, 25 - асоциальное поведение родителей, 15 - ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, 2 - наличие факторов, связанных с моральным или физическим насилием, 8 - медико-социальные проблемы (семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями), 17 - молодые семьи, испытывающие социально-экономические и психолого-педагогические трудности. По результатам реабилитационной работы специалистов 81 семья снята с патронажа с положительным результатом, что составляет 84,4%.

Из общего количества патронируемых семей в «Областном банке семей, находящихся в социально опасном положении в г. Донецке» состояла 21 семья, 17 из которых по результатам реабилитационной работы сняты с положительным результатом.

За отчетный период выездными бригадами специалистов обслужено 67 семей, что на 7 семей больше запланированного количества. По сигналам сотрудников ПДН ОВД по г. Донецку, КДН и ЗП при администрации города, органа опеки и попечительства в семьи были проведены 23 выезда мобильных групп специалистов (МГС).

Для улучшения положения в семьях, нуждающихся в социальной помощи, специалистами оказано содействие в регистрации по месту жительства, решении вопросов трудоустройства, содействии получения адресной помощи, налаживании конфликтных детско-родительских отношений.

В III квартале в целях оздоровления и организации досуга детей, нуждающихся в социальной поддержке, в дни школьных каникул было оказано содействие в сборе необходимых документов и направлению в пансионат «Донецкий» и загородные оздоровительные лагеря «Солнечная поляна», «Котлостроитель», «Шахтинский текстильщик» 218 несовершеннолетних. Специалистами были даны консультации родителям, оказана помощь в сборе документов для подтверждения статуса малообеспеченности семей и оформлении медицинских документов для детей.

На постоянном контроле в учреждении находятся 2 семьи, в которых выявлены факты жестокого обращения с детьми. По поводу одной из них в настоящее время в суде решается вопрос о лишении родительских прав и помещении ребенка-инвалида в специализированное образовательное учреждение. Для защиты прав и интересов ребенка специалистами для консультации был приглашен врач-психиатр О.Ю. Джилиев, составлены ходатайства в органы опеки и попечительства муниципального учреждения отдел образования администрации г. Донецка, социальный педагог принимала участие в судебном заседании. В другой семье после выявления факта жестокого обращения с детьми и проведенной работы с родителями (матерью и отчимом) по предотвращению подобных случаев, в настоящее время родители и старшая сестра отрицают продолжение жестокого физического наказания младших детей, хотя находящаяся в стационарном отделении 8-летняя дочь утверждает обратное. Специалисты продолжают контролировать положение в семье, собирают информацию, посещают бабушку детей, общаются с классным руководителем.

27.07.2011 прошло заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Донецка, на котором был заслушан доклад «О комплексном подходе в организации профилактической работы с несовершеннолетними и их с семьями в ЦСПСД г. Донецка». Комиссия положительно оценила деятельность центра и приняла решение руководителям органов и учреждений системы профилактики г. Донецка активнее привлекать специалистов Центра помощи семье и детям в проведение собственных профилактических мероприятий, муниципальному учреждению отделу образования администрации г. Донецка провести на базе ЦСПСД г. Донецка обучающие семинары со специалистами, занимающимися профилактической работой с семьями, с привлечением сотрудников центра.

В связи с проведением с 12 сентября по 26 сентября текущего года на территории города Донецка Ростовской области межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети Юга», цель которой - предупреждение распространения наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, выявление фактов вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, специалистами проведен рейд по семьям, состоящим в «Областном банке семей, находящихся в социально опасном положении в г. Донецке», поставленным на учет по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками - всего 37 семей. По результатам рейда составлены отчет в КДН и ЗП и ходатайства о снятии 7 семей с учета в связи с улучшением и стабилизацией обстановки в семьях.

Для ознакомления обслуживаемых семей с положениями законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и выявления их мнения специалистами при посещении семей проводилась специальная разъяснительная работа. В подавляющем большинстве в качестве дополнений к законопроекту семьи указывали включение в перечень социальных услуг бесплатные материальные блага («дайте жилье, топливо, денег»). По результатам коллективного обсуждения законопроекта специалистами учреждения было предложено пункт 1 статьи 15 «Типы учреждений социального обслуживания населения» дополнить абзацем 6 «стационарные отделения центров социальной помощи семье и детям», так как согласно данной статье учреждения социальной помощи семье и детям не имеют права оказывать стационарные услуги.

За отчетный период количество несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации в стационарном отделении - 158 человек, при плане 150, количество несовершеннолетних, получивших услуги дневного отделения - 49 человека, при плане - 45 человек. Причиной увеличения обслуженных потребителей сверх контингента, установленного государственным заданием, на 12 человек являются ходатайства администрации города Донецка, МУЗ «Центральная городская больница г. Донецка» о дополнительном приеме несовершеннолетних из семей, попавших в трудную ситуацию.

Основными задачами, поставленными перед специалистами стационарного отделения в III квартале, были:

- разработка методов определения результативности реабилитационных мероприятий;

- увеличение количества и расширение видов предоставляемых медицинских и психологических услуг;

При проведении статистического анализа работы стационарного отделения за отчетный период специалистами выявлена зависимость степени результативности реабилитационно-воспитательной работы от социального статуса воспитанников и динамики развития познавательных процессов и социальных навыков в течение реабилитационного периода. Сравнение статистических данных 3-х заездов (6-ти месяцев) показало явную связь социального статуса и уровня развития детей с результатами реабилитационных мероприятий. Сравнивалось количество детей из различных категорий семей - многодетные, дети-инвалиды, дети одиноких родителей, выявленные уровни развития социальных навыков, познавательных процессов в начале и в конце реабилитационного периода (высокий, средний, низкий), степень результативности реабилитационных мероприятий (положительная динамика, без изменений, отрицательная). У детей из многодетных семей и детей с низким уровнем развития социальных навыков и познавательных процессов выявлена значительная положительная динамика по результатам курса реабилитации. Мы считаем, что это обусловлено тем, что в семьях уделяется недостаточное внимание воспитанию и развитию таких детей по сравнению с той целенаправленной комплексной реабилитационной работой, проводимой в стационарном отделении с каждым воспитанником. Исходя из этого решено было в дальнейшем большее внимание уделять работе с родителями. За отчетный период для них были организованы и проведены:

1) родительское собрание «Глобальные проблемы маленьких детей» - приняло участие 12 родителей, 5 специалистов;

2) родительское собрание по результатам диагностики воспитанников «Психолого-педагогические рекомендации родителям» - 20 родителей, 6 специалистов.

3) индивидуальные консультации родителям логопедом, психологом, воспитателями, медицинскими работниками - 24 консультации;

4) разработаны и распространены памятки для родителей «Как помочь первоклассникам» (25 экз.), информационные листки об услугах, предоставляемых стационарным отделением (30 шт.)

Значительное место в структуре реабилитационно-воспитательной работы в стационарном отделении и в отделении дневного пребывания отведено оздоровлению и охране жизни и здоровья детей. В отчетный период ежедневно проводились мероприятия по укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни, которые включали утреннюю зарядку на площадке, прогулки и экскурсии в места отдыха (лесопарковая зона, городской парк), посещение аквапарка «Водолей», бассейна городского спорткомплекса, физкультурно-массовые мероприятия «Здоровые дети - будущее планеты», «День Нептуна», «Если хочешь быть здоров», «Физкульт - УРА!», игры на местности «Остров сокровищ», «Мы - веселые туристы», профилактические мероприятия «Я здоровье сберегу - сам себя уберегу», «Курить - здоровью вредить», беседы «Не погибай по неведению», «Токсикомания - новые жертвы», просмотр и обсуждение презентаций «Дорога в жизнь», «Наркотики - охотники за здоровьем», анкетирование «Что вы знаете о наркотиках?», «Как я отношусь к курению?»; конкурс рисунков и плакатов «Мы - против наркотиков», конкурс-проект для воспитанников старшего возраста «Здоровое поколение».

Медицинским персоналом проводилась санитарно-просветительская работа: беседы с детьми «Осторожно, клещи!», «Причины и последствия вирусных заболеваний», «Как правильно одеваться», лекции для сотрудников и родителей «Значение физкультуры в развитии организма ребенка», «Эффективность массажа при стрессовых ситуациях», мероприятие для воспитанников «День здоровья».

В рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности детей были организованы и проведены тренировочные эвакуации, викторины «Знает каждый гражданин этот номер 01», конкурс плакатов «Огонь - друг, огонь - враг», экскурсия в 14 ОФПС 43 пожарную часть.

С целью обучения детей правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах были проведены: занятия по социально-педагогической программе «Юные инспекторы движения» «Знаки дорожного движения», «Красный, желтый, зеленый», «Безопасная дорога», игровая программа «Внимание - перекресток», в время которой школьники получили памятки о правильном поведении на дороге, совместное с МДОУ ЦРР д/с №7 «Соловушка» развлечение для воспитанников младшего возраста «Мой друг - Светофор», конкурс рисунков «У светофора нет каникул», организована встреча детей с инспектором ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения А.И. Скляровым.

Ежедневно воспитатели проводили инструктажи по правилам безопасности на дороге, при пожаре, во время массовых мероприятий, в транспорте, антитеррористической направленности.

Формирование навыков законопослушного поведения детей одно из приоритетных направлений воспитательно-реабилитационного процесса. За отчетный период юрисконсультом учреждения проводились занятия по программе «Занимательное правоведение», для подростков был проведен правовой диспут «Гражданская ответственность», организована встреча старших воспитанников с участковым инспектором ПДН ОМВД по г. Донецку А.Н. Глазуновым.

Гражданско-патриотическое воспитание было реализовано через проведение тематических мероприятий «День России», «День памяти и скорби» в честь 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны, посещение воспитанниками «Зала боевой славы» городского краеведческого музея, просмотра видеозаписей хроники военных действий, викторины «Российский флаг».

Решению задач нравственно-эстетического воспитания способствовали календарные мероприятия познавательно-развлекательной и культурно-досуговой направленности: праздники «Детство - это я и ты», «Праздник ромашек», посвященный Дню семьи, любви и верности, «День бантиков и веснушек», «Дни именинников», «В гости к Царице знаний», конкурс рисунков и плакатов «Моя семья», конкурс «асфальтовой живописи» «Планета детства», экскурсии в городской краеведческий музей «Кто такие казаки?», библиотеку им. Погодина, «Акватеррариум», посещение кинотеатра «Кинолюкс», циркового представления в ГДК «Шахтер», представления театра кукол и гигантов «Аватар», лунопарка. 2 коллективные декоративно-прикладные работы воспитанников, изготовленные под руководством педагогов, выставлены на сайте интернет-конкурса «300 лет М.В. Ломоносову» /www/lomonosov300.ru/.

В августе в рамках сотрудничества с Храмом во Имя Державной иконы Божией Матери и по желанию родителей в учреждении прошел обряд крещения четырех воспитанников.

Продолжая работу по повышению квалификации специалистов администрация учреждения организовала прохождение курсов по теме «Новое в трудовом праве» для 3-х специалистов.

Непрерывная профессиональная подготовка специалистов в системе методической работы в течение отчетного периода заключалась в организации и проведении:

- семинара «Современные подходы к проблеме профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- методических советов «Организация системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения», «Методы воздействия, стимулирующие детей к творчеству», «Инновационные технологии воспитательной работы с детьми школьного возраста».

В ходе проведения методических советов педагогическими работниками проанализированы и рекомендованы для использования молодым специалистам наиболее удачные сценарии мероприятий, соответствующие требованиям, доступные для организации и проведения с учетом специфики и условий учреждения:

по физическому воспитанию - развлекательное мероприятие «Морской круиз», «Путешествие в страну здоровья», спортивные эстафеты «Мы зарядку делали, прыгали и бегали», «Мой веселый, звонкий мяч»;

по гражданско-правовому воспитанию - викторина «Москва. Московский кремль», презентация «Государственные символы», познавательное мероприятие «Право на любовь и здоровье», сюжетно-ролевая игра «Семейный паровозик»;

по трудовому воспитанию, профориентации - игровое занятие «Юный пожарный», беседа «Кто построил этот дом», «Праздник профессий», познавательное мероприятие «Все работы хороши»;

по воспитанию нравственного поведения: игра «Большая семейная фотография», познавательно-развлекательное мероприятие «Поищем и найдем волшебные слова», беседа «Дружба живет среди нас;

по экологическому воспитанию - познавательные мероприятия «Волшебная вода», «Экологическая пирамида», презентация «Живая и неживая природа»;

по эстетическому воспитанию - беседа «Гончарный промысел», презентация «7 чудес света».

Проведенный в конце августа анализ воспитательной работы в летний оздоровительный период показал, что запланированные мероприятия выполнены в полном объеме и соответствовали поставленной цели - создание условий для полноценного отдыха и оздоровления воспитанников в летний период. Была разработана программа деятельности стационарного и дневного отделений в летний оздоровительный период «Солнечный круг», в которой предусмотрены мероприятия по всем основным направлениям воспитательно-реабилитационной работы.

Положительным можно признать то, что все мероприятия были разработаны с учетом комплексности и индивидуального подхода, включали большее количество разнообразных форм преподнесения информации и участия детей - слайд-шоу, музыкальные загадки, конкурсы, элементы агитбригад, блиц-опросы, чтение стихотворений, вокальные и хореографические композиции, театрализованные мини-постановки, костюмированные представления, соревнования, многоэтапные игры, чаепития и т.д.

Определенные проблемы, возникшие при проведении летнего оздоровительного периода 2011 года, связаны в основном с невозможностью приобретения учреждением достаточного количества спортивного инвентаря для организации физкультурных мероприятий (футбольных, волейбольных мячей, волейбольной сетки, резиновых мячей, скакалок, бадминтона и т.д.) по причине крайне низкой благотворительной активности граждан нашего города. Решение мы видим в целенаправленном привлечении благотворительных средств городских предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей.

В течение III квартала специалисты принимали участие в общегородских мероприятиях - выставке цветов, плодов и овощей, городском туристическом слете, где завоевали I место в конкурсе художественной самодеятельности.

Деятельность учреждения за отчетный период освещалась в статьях городских СМИ:

«Вот оно какое - лето!»;

«Снова в поход нас зовет турслет»;

«Крестины в центре помощи семье и детям»;

«Главное - стремление к сотрудничеству».

Информация о проведенном в учреждении «Дне Нептуна» размещена на сайте минтруда РО в разделе «Новости».

Авторские разработки специалиста по социальной работе Е.Л. Пархоменко «Мастер-класс от старого рояля» опубликованы в журнале «Обруч» №3 2011 стр. 40-41.

Информация о деятельности учреждения размещается на постоянно действующей странице официального сайта администрации города.

Итак, из всего вышесказанного следует, что центры являются эффективным инструментом по реализации политики Администрации Ростовской области в отношении преодоления социального сиротства, профилактики семейного неблагополучия.

Целями создания Центра социальной помощи семье и детям являются: оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении социального и материального положения, а также психологического статуса.


Заключение

 

На основании анализа и обобщения опыта работы Центров помощи семье и детям можно заключить, что правильно выбранные технологии работы с семьями «группы риска» позволяют решить самые актуальные проблемы семьи, и обеспечить максимальную эффективность социально-педагогической работы, а для этого необходимо:

раннее выявление неблагополучия в семье, особенно, когда есть возможность наладить стабильную связь с дошкольными и школьными учреждениями;

связь с общественными организациями и родственниками семьи, формирование общественного мнения;

информирование ЖЭКов в интересах ребенка с целью защиты его имущественных прав (не допустить никаких сделок с жильем) в отношении выявленных семей;

тщательное обследование условий жизни ребенка, составление акта с целью определения возможностей сохранения за родителями родительских прав;

оказание семье как гуманитарной помощи, так и медицинской (помещение членов семьи на лечение и пр.);

помощь в трудоустройстве, восстановлении социальных связей, бытовом устройстве (санитарная обработка квартиры, косметический ремонт и пр.);

определение детей-дошкольников в социальные группы детских дошкольных учреждений;

помощь в восстановлении утраченных документов, ходатайства в погашении задолженностей по квартплате, за электроэнергию и пр.;

регулярные обсуждения семей, стоящих на учете, на совещаниях ЦСПСиД вместе с представителями местной администрации, психологами, социальными педагогами, наркологами, психиатрами. Коллегиальное обсуждение позволяет лучше разобраться в проблеме, определить оптимальные пути решения и реабилитации.

Таким образом, главным в организации работы с семьями «группы риска» является системность работы, ее комплексный характер (с учетом разносторонней помощи).

 


Список литературы

 

1. Аббасова А.А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. №2.

2. Аналитическая справка за 9 месяцев 2011 года «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка» за 9 месяцев 2011 года [электронный ресурс] // http://donetsk-ro.donland.ru/Default.aspx? pageid=98372

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003

.  Беличева С.А. Социально - педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2006

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988

7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций/под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

.   Гребенников И.В. Социально-педагогические особенности детей из неполных семей // Педагогика. 2011. - №1.

9. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подход // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2002. №1

10. Ефимов С.Г. Современные аспекты благополучия и неблагополучия современной семьи // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №5.

11. Захаров А.И. Детские неврозы - СПб., 2005

12. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье // Социальная педагогика. 2010. №6

.   Караваева Е.В. Организация полифункциональной профилактической помощи детям из семей социального риска // Вестник Самарского муниципального института управления. 2010. №2.

14. Конева О.Б. Неблагополучная семья на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №14

.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Л.И. Маленкова; М.: Педагогическое общество России, 2002.

16. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии: Учеб. пособ. - Рязань, 1999.

17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям.-СПб.: Речь, 2008.-

18. Морозова О.В. Педагогика семьи: Учеб. пособ. - Омск, 2007

19. Скидан Е.И.В области действуют 49 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов и видов [электронный ресурс] //http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=101933

.   Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009

21. Титаренко В.Я. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. №2.

22. Учреждения социального обслуживания семьи и детей Ростовской области [электронный ресурс] //donland.ru/Default.aspx? pageid=593

.   Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособ. - М.: Дашков и К, 2008.

.   Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьи группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. №4

.   Юсупова Х.Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. 2009. №7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...