Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центр помощи семье и детям как основное учреждение социального обслуживания семей группы риска




 

Социальный педагог - лицо, уполномоченное государством, действует от имени семьи, устанавливая контакт с ее окружением и компетентными органами, общественными организациями.

Традиционно, социально-педагогическая помощь семье «группы риска» осуществляется в следующих аспектах.

Социально-правовой: защита прав всех членов семьи, обеспечение социальных гарантий, необходимых условий для удовлетворения определенных жизненно важных потребностей, помощь в получении финансовой поддержки и социальной помощи.

Медико-социальный: создание благоприятных условий и реальных возможностей для сохранения здоровья и жизни членов семьи, обеспечение их социально-медицинскими услугами; помощь в решении социально-бытовых, психологических, юридических проблем, возникших в результате болезни или нетрудоспособности; связь, организация и координация деятельности правоохранительных органов, отделов социальной защиты, органов здравоохранения, специальных медико-социальных центров.

Психологический: работа по обеспечению благоприятного морально-психологического климата в семье, решение проблем семейных дисгармоний, конфликтных взаимоотношений, коррекция негативных личностных проявлений членов семьи (неадекватная самооценка, агрессивность), помощь в организации лечения неврозов, алкоголизма, наркомании, связь с центрами психологической поддержки и реабилитации.

Педагогический: работа по повышению педагогической культуры семьи, педагогическое просвещение, коррекция неадекватного поведения и воспитательной деятельности родителей, обеспечение тесной связи и координации профессиональной деятельности учителей школы, школьного психолога, других воспитательно-образовательных учреждений, и центров социальной помощи в работе с семьей.

В последнее время в Российской Федерации появляются различные учреждения социального обслуживания населения: комплексные центры социальной помощи населению, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи и др., предоставляющие широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых услуг детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям и другим гражданам, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

Достаточно большим опытом и возможностями социально-педагогической, профилактической и реабилитационной работы с семьей «группы риска» обладают Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) - государственные учреждения, относящиеся к системе социального обслуживания, призванные содействовать реализации семейной политики государства.

В Центрах оказывается комплексная социальная помощь в виде экономических, юридических, медицинских, психолого-педагогических услуг различным категориям семей с детьми; непосредственно ведётся работа с детьми и подростками в специальных Отделениях дневного пребывания. Эти Центры стали появляться сравнительно недавно, поэтому сфера их деятельности и потенциал не достаточно ещё изучены. Главной особенностью работы центров является оказание адресной помощи различным категориям семей и граждан.

Для оказания комплексной и многоаспектной социальной помощи семьям, детям и подросткам в Центрах созданы отдельные структурные подразделения.

Отделение приёма граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования предназначено для выявления потребности граждан, семей и детей на обслуживаемой территории в конкретных видах социальных услуг, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями - для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-трудовой, социально-медицинской) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также для обучения родителей особенностям их воспитания в семье и методикам реабилитации.

В структуре Центров социальной помощи семье и детям существует Отделение срочного социального обслуживания - для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних служит для профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних; индивидуальной работы с детьми и подростками «группы риска»; социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Специалисты, в лице социальных работников, социальных педагогов и психологов непосредственно осуществляют деятельность по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних (в основном работа ведётся с неблагополучными семьями), разрабатывают индивидуальные групповые программы социальной реабилитации семей и детей, проводят открытые мероприятия и акции, ориентированные на профилактику безнадзорности детей и подростков и т.д.

Отделение психолого-педагогической помощи семье. Целью работы отделения является обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.

Центры оказывают социальные услуги всем гражданам, в том числе детям и подросткам, как обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов и учреждений системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др. Большой популярностью у населения пользуется отделение дневного пребывания несовершеннолетних (ОДП). Это отделение предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания детей, реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних детей и детей с ограниченными возможностями, организации досуга, семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов, привлечения к посильной трудовой деятельности несовершеннолетних. Как правило, в ОДП принимаются дети и подростки из категории семей «группы риска». Продолжительность их пребывания может соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами реабилитации.

Работники Центров организуют досуговую деятельность детей и подростков, проводят реабилитационную, реадаптационную и разного рода профилактическую работу. Социальное обслуживание семей, детей и отдельных граждан структурными подразделениями Центров может осуществляться на разовой, временной или постоянной основе.

Технологии и конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей «группы риска» в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с семьей имеют много общего.

Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь в необходимый для полноценного развития уровень жизни. В практике работы Центров помощи семье и детям сложились следующие направления деятельности с семьями «группы риска»: профилактической, диагностической, коррекционной и реабилитационной работы.

Профилактическая работа - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи в центрах психолого-педагогической помощи семье и детям. На данном этапе деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из путей к улучшению состояния - разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При Центрах социальной помощи семье и детям создаются курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха, для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. Педагогическое просвещение включает деятельность информационного в обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей в базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.

Диагностическая работа в условиях Центров помощи семье и детям предполагает два варианта деятельности социального педагога:

при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

• сбор информации;

• анализ информации;

• постановка социального диагноза.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы: конфиденциальность; степень открытости - право клиента; невмешательство в частную жизнь.

Одним из важнейших направлений в работе с семьей является реабилитационно-коррекционная работа, так как проводится она на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Реабилитационная работа состоит из индивидуальной, групповой и общинной форм работы с семьями. В индивидуальной работе с родителями или ребенком используются несколько технологий.

Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Групповая работа включает:

беседы (диалог между двумя участвующими сторонами);

лекции (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышение уровня информированности клиента);

диспуты (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);

дискуссии (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

собрания (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников).

В ходе занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, мозгового штурма и т.д.

Технологии общинной реабилитационной работы включают лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники, благотворительные акции, спортивные состязания и пр.). Для их проведения нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.

Одна из базовых технологий социальной педагогики - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных). Основной инструмент связи с общественностью - средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование).

Специфика работы социального педагога с семьями «группы риска» в условиях Центров помощи семье и детям определила принципы его работы:

гуманный подход в работе со всеми членами семьи;

педагогический оптимизм, приоритет семьи и семейного воспитания;

обеспечение государственных гарантий социальной помощи и защиты семье;

индивидуализация и адресность социальной работы, системность и последовательность;

формирование основ здорового образа жизни;

обеспечение добровольности и автономности семьи в выборе путей социального развития, педагогический такт и конфиденциальность.

Таким образом, выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...