Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы анализа объема выработанной продукции и пути его увеличения




 

Объем выпуска и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет от­дается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных по­казателей имеет большое значение. Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли предприятия. Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

1) оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы; 2) оценки динамики выпуска и реализации продукции;

3) оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

4) установление причин снижения объектов производства и неритмичности выпуска;

5) количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции, разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция. Объекты анализа, предлагаемые Любушиным Н.П. представлены на рис. 1.

 

 

 


Рис. 1. Объекты анализа объема произведенной продукции

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Перспективный анализ выпуска и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

Ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции Любушин Н.П. предлагает проводить в несколько этапов:

1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.

2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции проводится с помощью показателей: базисных темпов роста; цепных темпов роста; среднегодовых темпов роста (прироста).

Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при этом являются валовая, товарная, реализованная продукция, оцененные в стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях.

Этап 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить: степень выполнения договорных обязательств; качество планирования; качество менеджмента.

В то же время планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала. Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.

Этап 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Этап 4. Анализ по оценке точки безубыточности.

Анализ объема выпуска и реализации продукции является частью управленческого анализа и проводится с целью обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства. Кроме того, большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах «минимальный – максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону, «безопасности» предприятия и при отрицательном значении «безопасности» снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства и тем самым снизить издержки или прекратить производство продукции. Сравнение достигнутого объема выпуска с макси-мальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприя-тия, позволяет оценить возможности роста прибыли при увеличении объемов производства, если увеличивается спрос или доля предприятия на рынке.

Савицкая Г.В. также предлагает анализ начинать с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

 Твп = n±11234*Т5*Т6 (1),

где Твп - темп роста выпуска продукции;

Трп - темп роста реализации продукции;

Тпр - темп прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а так­же отклонение от плана

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важней­ших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

     При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой про­дукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при умень­шении доли низкорентабельной продукции.

Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объём незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачи­ваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и пред­приятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

 Для оценки ритмичности работы используют коэффициент вариации (Кв), он определяется как отношение среднеквадратического отклонения от плано-вого задания за сутки (дека­ду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекад-ному, среднеме­сячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

 Кв = [^å(x-x’)2/n]/x’пл (2),

где (х – х’)2 – квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячного) задания;

n – число периодов;

xпл – среднеквартальный плановый (среднемесячный) выпуск продукции.

Причины аритмичности – трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.

Резервы роста объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации. Любушин Н.П. предлагает прирост объема выпуска продукции производить за счет следующих факторов:

Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест.

1. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования.

2. Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени.

3. Приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования.

4. Приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда.

5. Приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда.

6. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.

Полнота подсчетов резервов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа определяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.

Савицкой Г.В. также особое внимание уделяет изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффектив­ность их использования:

 ВП = ЧР*ГВ (3)

 РП = ЧР*ГВ*Дв (4),

где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

 Дв – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

 ВП = ОПФ*ФО (5)

 РП = ОПФ*ФО*Дв (6),

где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предпри-ятия;

 ФО - фондоотдача основных производственных фондов;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффек­тивность их использования:

 ВП = МЗ*МО (7)

 РП = МЗ*МО*Дв (8),

где МЗ - сумма потребленных материальных запасов для производства про-дукции;

 МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.

После этого определяют резервы увеличения производства и реали­зации продукции, основные источники которых приведены на рис. 2.

 

 


Рис. 2. Источники резервов увеличения объема выпуска продукции

 

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбаланси­рованы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, уста­новленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...