Анализ объема произведенной продукции Учебно-опытного лесхоза и пути его увеличения
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
За анализируемый период 2003-2005 гг. изменений в составе промышленного производства не произошло. В основном, ассортимент выпускаемой продукции остался прежним (табл. 14-15): филенчатые двери с блоками, оконные рамы с блоками, тарные комплекты, хлебные лотки, вагонка, обналичка, плинтус, половая рейка, пиломатериалы.
Таблица 14 Ассортимент выпускаемой продукции учебно-производственных мастерских лесхоза за 2003-2004 гг.
Фактический объем товарной продукции в 2004 г. выполнен на 102,7% по сравнению с 2003 г. и вырос по таким показателям, как лафет на 238,1%, штакетник на 346,3 %, двери филенчатые на 104%, двери на иглах на 123,1%, пиломатериал на 111,6 %. Снижение производства в 2004г. произошло на производстве вагонки, половой рейки, плинтуса, тарных комплектов, обналички, оконных блоков, штапика. Фактический объем товарной продукции в 2005 году выполнен на 129% по сравнению с 2004 г. и вырос по таким показателям, как, брус на 119,3 %, двери филенчатые на 105%, пиломатериал на 121,5%, плинтус на 170,6%, обналичка на 200,5%, вагонка на 115,6%, половая рейка на 105,8%. Снижение объемов производства в 2005 г. произошло на производстве по выпуску оконных блоков 46,2%, штакетник 53,6% (табл. 15).
Таблица 15 Ассортимент выпускаемой продукции учебно-производственных мастерских лесхоза
Объем реализованной продукции в 2001г. составил 5109,6 тыс. руб. из общего объема вывезенной древесины 8399,2 кбм реализовано в круглом виде 229,16 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 79%, население- 21%. Объем реализованной продукции в 2003г. составил 4928,1 тыс. руб. из общего объема вывезенной древесины 7743,2 кбм реализовано в круглом виде 105,16 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 77,4%, население- 22,6%. Объем реализованной продукции в 2004г. составил 5529,8 тыс. руб. из общего объема вывезенной древесины 7827,0 кбм реализовано в круглом виде 233,9 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 83,6%, население- 16,4%. Средняя стоимость реализованной продукции по потребителям существенно не различалась.
Объем реализованной продукции за 2005 г. составил 7692,2 тыс. руб. В учебно-производственные мастерские вывезено 9856,6 кбм древесины, из неё реализовано в круглом виде 44,92 кбм. Из общего объема реализованной продукции на предприятия и организации приходится 69,7%, население -30,3%. Средняя стоимость реализованной продукции по потребителям существенно не различалась. На 2005 год необходимо ввести новые мощности по переработке пиломатериалов в конечную продукцию, расширить выпуск из отходов. Бюджетные ассигнования на финансирование лесного хозяйства уменьшаются год от года. Таким образом, лесхозу необходимо рассчитывать на поступление собственных средств. Анализ структуры показал, что наибольший удельный вес занимают поступления за лесопродукцию. Большие резервы для поступления собственных средств заложены в получение прибыли от промышленного производства. Здесь упор необходимо сделать на организацию переработки древесины в лесхозах. Необходимо так организовать производство, чтобы от древесины не оставалось никаких отходов. Для расширения производства можно использовать кредиты. Если производство будет рентабельным и быстро окупится (например, производство древесностружечных плит), то деньги на его организацию можно найти. Далее рассмотрим решения по дальнейшему увеличению объема произведенной продукции лесхоза. Группу продукции «пиломатериал» можно считать «Звездой», не требующими для своего существования каких-то дополнительных усилий. Данный вид продукции занимает лидирующее положение, его следует оберегать и укреплять. Общий прирост объемов продаж предприятия происходит в основном за счет группы пиломатериала, это означает, что при принятии финансовых решений в первую очередь должны рассматриваться вопросы, связанные с финансированием мероприятий, направленных на поддержание темпов роста именно этой группы продукции.
Изучению подлежат возможности укрепления конкурентной позиции продукции. Данные товары незначительно воздействуют на рынок отрасли. Подлежат изучению возможности укрепления конкурентной позиции данной продукции и наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях. Необходимо «спасать» группы рейки, вагонки, дверных блоков, «избавляться» от группы оконных рам, если нет веских причин, чтобы ее сохранить. Далее необходимо проанализировать, какие группы оказывают наибольшее влияние на ситуацию при производстве УОЛ и как повлиять на ситуацию в нужном направлении. Вторая по степени влияния - группа рейки, вагонки и бруса. Учитывая положительную тенденцию в темпах роста данных групп, при длительном их поддержании предприятие вполне может получить еще два перспективных вида продукции и тем самым, завоюет еще один сегмент рынка. Доходность группы рейки и вагонки уступает только доходности пиломатериала (табл. 13). Предприятие на этой группе зарабатывает львиную долю своих доходов. Пересчитав доходность из процентов в рубли и взяв из таблицы объем реализации, можно получить очень точную оценку суммы получаемых доходов. Данный подход является инструментом достижения целевой прибыли, особенно если в полномочиях руководства решения о цене продукта. Аналогичная картина происходит и с другими группами продукции лесхоза. В группе пиломатериалов доходность самая высокая. Это может быть связано с ограничением спроса высокой ценой из-за недостатка производственных мощностей, и некоторыми другими факторами. Что же с проблемными группами рейки, вагонки и бруса. Доходность их многим меньше группы пиломатериала. Своевременно скорректировав и цену продукта, и все маркетинговые мероприятия, предприятие может поправить положение дел и с этой группой. Возможна и другая мотивировка: ставилась задачи в короткий срок любой ценой заработать определенный объем прибыли. Поэтому на короткий промежуток времени предприятие пошло на понижение цены, зная, что позиции будут восстановлены как только цена станет конкурентоспособной. На основе анализа сформируем продуктовую стратегию предприятия по отдельным видам продукции. Она содержит следующие стратегические решения по увеличению объемов произведенной продукции (табл. 16).
Таблица 16 Продуктовая стратегия УОЛ
Таким образом, мы определили решения по распределению ресурсов и установления размера увеличения (уменьшения) видов деятельности, а также ликвидации (освоения новых). Относительно наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях, наиболее перспективными являются группы рейки, вагонки, бруса, плинтуса и обналички. Продукция Учебно-опытного лесхоза в настоящее время является тем товаром, который способен приносить немалую прибыль. Лесхоз должен поддерживать достаточное количество лидирующих товаров (группа пиломатериала должна обеспечить долгую жизнь предприятию), обеспечивающих основную массу прибыли и способствующих финансированию других товаров. Не смотря на то, что продукция УОЛ не имеет постоянного устойчивого спроса, существует возможность увеличения продаж наиболее рентабельной продукции. Для Учебно-опытного лесхоза должно стать постоянное наблюдение за объемами сбыта и прибыли от реализации производимых товаров с целью определения стадий жизненного цикла, на которых они находятся. Как показал анализ (табл. 13), производство большинства видов продукции лесхоза в 2005 году является убыточным вследствие превышения затрат над доходами. Основным видом продукции лесхоза, имеющим наибольший удельный вес в структуре продаж и доходность, является пиломатериал. Учебно-опытному лесхозу необходимо осваивать новые производства с целью расширения предприятия, увеличения прибыли, повышения ассортимента и качества выпускаемой продукции. Для укрепления своих позиций, повышения конкурентоспособности лесхозу необходимо разработать новую производственную программу с целью привлечения инвестиций для расширения сфер деятельности предприятия. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных товаров. Следовательно, у каждого предприятия должна быть своя программа разработки новых товаров. Для этого разрабатывается маркетинговая стратегия на следующий период времени, с тем, чтобы организовать сбыт своей продукции и возможность выхода на новые рынки в будущем. Включение в производственную программу лесхоза новых видов продукции позволит ему наращивать объемы производства и прибыли, достигнуть лучших показателей финансово-хозяйственной деятельности, открыть новые перспективы развития деревообрабатывающего производства. Поэтому целесообразно предложить несколько мероприятий по организации новых видов производств, которые нужно разработать для увеличения объемов прибыли и покрытия недостатка финансирования источниками собственных средств. Мероприятия, направленные на увеличение объема произведенной продукции: 1. По организации новых видов производств: - организация изготовления плетеных изделий; - заготовка новогодних елок; - заготовка банных веников; - заготовка метел. 2. По использованию продуктов побочного пользования: - сбор березового сока; - производство пихтового масла. 3. По оказанию услуг: услуги по предоставлению информации о лесфонде; 4. Введение калькуляции на вырубку молодняка под линиями электро-передач, нефте - и газопроводах. Прогнозируемый рост объемов производства продукции Учебно-опытного лесхоза составит 20,8% в 2007 году по сравнению с 2005 годом (в сопоставимых ценах – 6,3%). При этом возрастут показатели среднегодовой выработки на одного работника, фондоотдачи основных производственных фондов и рентабельности продаж. Таким образом, наблюдаем рост всех показателей развития производственного потенциала лесхоза. В настоящее время Учебно-опытный лесхоз нацеливается на долгосрочные рыночные позиции, рассчитывая твердо удерживать занимаемую долю рынка, а при наращивании объемов производства Выводы и предложения
Проведенный в работе анализ производственно-хозяйственной деятельности и объема выработанной продукции Учебно-опытного лесхоза за период 2003-2005 гг. позволил сделать следующие выводы: 1) Лесосечный фонд Учебно-опытного лесхоза использовался рационально. Основным лесозаготовителем является МарГТУ. В основном преобладает платный отпуск древесины. В составе лесохозяйственной деятельности лесхоза ведущее место занимают лесохозяйственные работы. 2) Лесхоз испытывает очень большие трудности в изыскании финансовых средств, что влияет на общее финансовое состояние, низкую заработную плату, наличие просроченной задолженности по заработной плате, долгов по налогам и сборам. 3) Основную долю в основных фондах лесхоза составляют здания, т.е. пассивная часть основных средств. Основные средства имеются в достаточном количестве, но с большим процентом изношенности и требуют обновления за счет капитальных вложений из бюджета, так как нет собственных средств на приобретение. 4) В лесхозе наблюдается снижение среднесписочной численности. Фонд заработной платы увеличивался в связи с ростом минимальной заработной платы. В результате в условиях низкой заработной платы наблюдается большая текучесть кадров, что объясняется тяжелыми условиями труда. 5) Учебно-опытный лесхоз имеет подсобное промышленное производство, занимающееся переработкой древесины, однако данное производство не прибыльно. 6) Фактический объем товарной продукции выполнен в 2004 году на 102,7% по сравнению с 2003 годом, в 2005 году на 129% по сравнению с предыдущим годом. Ассортимент выработанной продукции лесхоза широкий, возрастает производство дверей филенчатых, пиломатериала, плинтуса, обналички. Наблюдается снижение в 2004-2005 гг. производства оконных блоков, половой рейки, штакетника. 7) Из общего объема реализованной продукции лесхоза наибольшая часть приходится на предприятия и организации (70-80%), оставшаяся часть продаж – на население. 8) Предприятию необходимо увеличить объем производства продукции, однако наблюдаем превышение затрат над вырученными доходами по основным видам продукции лесхоза, и, как следствие, убыточность производства. На перспективу целесообразно ввести новые мощности по переработке пиломатериалов в конечную продукцию, расширить выпуск из отходов. 9) В работе выделены направления роста объема произведенной продукции лесхоза. Перспективным направлением роста объемов выпуска и реализации продукции является производство пиломатериала в силу наибольшей доходности, также необходимо расширять производство рейки, вагонки, дверных блоков. Целесообразно лесхозу сократить производство оконных рам. 10) Продукция Учебно-опытного лесхоза в настоящее время является тем товаром, который способен приносить немалую прибыль. Лесхоз должен поддерживать достаточное количество лидирующих товаров, обеспечивающих основную массу прибыли и способствующих финансированию других товаров. Необходимо увеличение производства наиболее рентабельной продукции, не смотря на то, что продукция Учебно-опытного лесхоза не имеет постоянного устойчивого спроса. Библиографический Список
1. Абрютина Н.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2000. – 256 с. 2. Адамов В.И. Экономика и статистика фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 367с. 3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высш.шк., 2000. – 398 с. 4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 414с. 5. Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия: Справ.-метод. пособие. – Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. – 219с. 6. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с. 7. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 501с. 8. Графова Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 283с. 9. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208с. 10. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: Учеб. пособие. - Уфим. гос. авиац. техн. ун-т., 2004.- 249 с. 11. Ковалева В.В., Волкова О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Проспект, 2003. – 367 с. 12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности.–М.:Финансы и статистика, 2000. – 456 с. 13. Кондратова Л.Ю. Основы управленческого учета: Учебное пособие.-.М. Бизнес-центр., 2000. – 298 с. 14. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство «Дело», 2004. – 233с. 15. Крюкова Л.Г. Проблемы анализа производственной программы// Финансы и кредит. – 2004. - №19. – с. 19-22. 16. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720 с. 17. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-471 с. 18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: 5-е издание, переработанное и дополненное. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2005.– с. 498. 19. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 639 с. 20. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304с. 21. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 296 с. 22. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с. 23. Управление затратами на предприятии / Под общей ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Бизнес-пресса, 2003. – 276 с. 24. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: АКАЛИС, 2005 – 516с. 25. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – 333 с. 26. Экономика предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Семенова В.М. –М.:Центр экономики и маркетинга, 2003. – 312 с. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред..Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 718с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|