Цели и задачи денежно- кредитной политики ЦБ РФ.
2.1. Цели денежно- кредитной политики ЦБ РФ.
Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком, как правило, имеет 7 основных целей: · высокий уровень занятости; · экономический рост; · стабильность цен; · стабильность ставки процента; · стабильность на финансовых рынках; · стабильность валютного рынка; · антиинфляционные мероприятия В течение периода 1992-98 гг. Банк России считал главным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике снижение инфляции. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень государственного долга подрывает доверие к политике Центрального банка и к банковской системе в целом даже при достижении минимального темпа инфляции. К тому же жесткая антиинфляционная политика провоцирует углубление экономического спада. Поэтому в 1999 г. цели денежно-кредитной политики были скорректированы: "При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России следует учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса". Так, объявляя цели денежной политики на 2000 год, Банк России указывает в качестве своей главной задачи снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.
В краткосрочном периоде часто возникает конфликт целей - например, высокий уровень занятости и стабильная ставка процента могут противоречить поддержанию стабильных цен. Борьба с инфляцией требует проведения рестрикционной монетарной политики, направленной на повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. При спаде экономической активности, напротив, Центральный банк должен проводить стимулирующую кредитно-денежную политику, означающую расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за увеличением денежного предложения и понижение процентных ставок. Теоретически передаточный механизм денежно-кредитной политики действует следующим образом - при увеличении (уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спроса на деньги уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результате возрастают (сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонент совокупного спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства и занятости в экономике. В реальности, однако, данный механизм не всегда работает адекватно. Помимо необходимости сопоставления чувствительности спроса на деньги и чувствительности инвестиционных расходов к ставке процента для оценки эффективности денежно-кредитной политики, надо учитывать такие ограничения, как уровень государственного долга, степень доверия экономических агентов к банковской системе, наличие долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, возможности альтернативных инвестиций в финансовом секторе и, наконец, кредитоспособность предприятий реального сектора. Так, высокий уровень бюджетного дефицита в 1992-1998 гг. и отказ от монетизации долга путем прямого кредитования правительства Центральным банком привели к невозможности проведения адекватной политики снижения рыночных процентных ставок и эффекту вытеснения частных инвестиций более доходными ГКО-ОФЗ.
Центральный банк не может напрямую воздействовать на параметры конечных целей. Поэтому он определяет промежуточные и операционные цели. Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются: · денежные агрегаты (М1, М2 или М3); · ставка процента (краткосрочная или долгосрочная). В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Банком России на 2006 год определен прирост денежной массы М2, который может составить 10-15% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении. Надо отметить, что цели поддержания стабильности и денежных агрегатов и процентной ставки одновременно несовместимы. Поэтому приходится выбирать одну из промежуточных целей в соответствии с критериями измеримости, управляемости и предсказуемости влияния на конечные цели. В различных странах в разные периоды времени выбирался тот или иной целевой параметр. Так, в 80-х гг. Федеральная Резервная система США пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой связи между колебаниями М1 и уровня экономической активности. В результате ФРС стала ориентироваться не на денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний процентной ставки. В Великобритании промежуточным целевым параметром является значение денежной базы М0, в Германии - денежный агрегат М3, в Японии (М2+объем депозитных сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, и другого целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти все страны стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к. поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменению денежного предложения, а денежно-кредитная политика должна, напротив, играть стабилизирующую роль.
Операционными (непосредственно достижимыми) целями денежно-кредитной политики являются уровень резервов или ставки процента (межбанковские или по краткосрочным государственным ценным бумагам).Так, Банк России при изложении целей денежно-кредитной политики на 2006 год отмечает, что решения в области денежно-кредитной политики в ежедневном режиме не могут приниматься на основе динамики денежной массы, поэтому в качестве операционной цели сохранено изменение параметров денежной базы. Как и в предыдущие годы, операционная процедура денежно-кредитной политики Банка России будет основываться на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования. В принципе возможны как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков, регулирующие денежное предложение. Реакция финансовых рынков на административные методы проявляется более быстро и ощутимо, в то время как использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования в банковской системе, а эффект применения замедлен и неоднозначен. В то же время, меры, идущие вразрез с рыночными условиями, могут дать лишь кратковременный положительный эффект, до тех пор пока экономические субъекты не найдут способа их избежать, а в дальнейшем только увеличат трансакционные издержки. При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты: · квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; · введение лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; · определение перечня банков, допущенных к отдельным видам операций; · лимитирование процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q, действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку капитала на рынок акций и в оффшорные зоны). К экономическим методам управления денежным предложением относятся: · установление норм обязательного резервирования; · определение ставки рефинансирования коммерческих банков; · операции на открытом рынке. Каждый из этих инструментов воздействует либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|