Установление норм обязательного резервирования.
В современной двухуровневой банковской системе для коммерческих банков устанавливаются нормативы минимальных обязательных покрытий в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Их размер определяется в процентах от вкладов в коммерческие банки и дифференцирован по видам вкладов: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады. Изменение нормативов обязательного резервирования действует через величину денежного мультипликатора. Однако считается, что это очень грубый инструмент, не позволяющий проводить "тонкую настройку": мультипликатор значительно увеличивает даже небольшие изменения резервных требований. Кроме того, этот инструмент не позволяет Центральному банку управлять избыточными резервами коммерческих банков, а также соотношением "наличность-депозиты". Оба эти параметра зависят от инфляционных ожиданий банков, предприятий и населения, от стабильности банковской системы и от соотношения ожидаемой доходности и инвестиционных рисков. Поэтому в большинстве развитых стран данный инструмент почти не применяется. Помимо денежно-кредитного регулирования, рефинансирование банков играет важную стабилизирующую роль поддержания ликвидности банковской системы. В СССР Госбанк фактически не имел возможности проводить самостоятельную политику, находясь в жесткой зависимости от административно-командной системы. Его главной задачей стало льготное кредитование и финансирование государственных предприятий, денежное предложение формировалось исходя из плановых потребностей экономики. В 1988 г. началось восстановление банковской системы, в 1990 г. был принят закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
Основной формой кредитования коммерческих банков в 90-е гг. являлся ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг, а также стабилизационные кредиты в период банковского кризиса 1998 г. Положение ЦБР № 65-П от 30.12.98г. "О проведении Банком России переучетных операций" устанавливает достаточно жесткие нормы для принятия векселей к переучету. Принятие указанного Положения можно рассматривать как первый реальный шаг Центрального банка к стимулированию кредитования промышленности. Однако предельно жесткие требования к качеству принимаемых к переучету векселей делают процедуру недоступной для массового применения. Кроме того, 1 июля 1999 года Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации был принят Меморандум об экономической политике, пункт 31 которого гласит: "В течение 1999 года Банк России не будет переучитывать векселя банков или проводить целевое кредитование конкретных отраслей экономики, в том числе проводить целевое кредитование коммерческих банков". Приостановление данной программы вызвано требованиями, предъявляемыми международными финансовыми организациями к Правительству и Центральному Банку РФ, выполнение которых является условием получения внешних заимствований. Несмотря на то, что в современной международной практике операции переучета векселей Центральными банками почти не используются, на данном этапе применение этого механизма в России могло бы стимулировать расширение кредитования реального сектора, помочь решить проблему недостатка оборотных средств у предприятий, создавая предпосылки для роста промышленного производства. В современной практике Центральный банк, регулируя уровень ставок рефинансирования, влияет на величину денежной базы. В случае повышенного спроса на кредитные ресурсы и опасности "перегрева" экономики Центральный банк проводит политику "дорогих денег", повышая ставку рефинансирования. Увеличение учетной ставки понижает спрос коммерческих банков на кредитные ресурсы, предоставляемые через "дисконтное окно" и уменьшает сумму на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке (денежную базу). Изменения денежной базы приводят к соответствующим изменениям денежного предложения, усиленным с эффектом денежного мультипликатора. В связи с ростом стоимости кредита сокращается спрос на инвестиции, замедляется рост производства и инфляция, увеличивается безработица.
В случае спада экономической активности, стагнации производства Центральный банк, напротив, проводит политику "дешевых денег", понижая ставку рефинансирования, тем самым расширяя объем кредитования, стимулируя инвестиции и рост производства. При этом возрастает опасность роста цен. Поскольку объем кредитов, получаемых через "дисконтное окно" в настоящее время достаточно незначителен, ставка рефинансирования выполняет скорее роль индикатора намерений Центрального банка относительно будущей денежно-кредитной политики, косвенно воздействуя на уровень рыночных процентных ставок ("эффект сигнала"). В современных условиях в большинстве развитых стран считается, что изменение ставки рефинансирования - не очень эффективный инструмент денежно-кредитной политики, т.к., во-первых, объемы рефинансирования не полностью контролируются Центральным банком, во-вторых, механизм применения достаточно громоздкий, последствия не всегда предсказуемы и труднообратимы. На протяжении периода январь 1995 - октябрь 1996 ставка рефинансирования превышала стоимость кредита для реального сектора, в период с ноября 1996 по май 1998 их значения были достаточно близки. Резкое повышение ставки рефинансирования в мае 1998 (до 150% годовых) было вызвано паникой на валютном рынке и стремлением Центрального банка удержать обменный курс в границах валютного коридора. После августа 1998 до марта 2000 г. значения ставки рефинансирования изменялись незначительно и несколько превышали процентные ставки по кредитам предприятиям. За период 2006 г. ставка рефинансирования уменьшилась с 11,5% до 11%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|