Образовательные программы как часть муниципальной молодежной политики
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В практике работы с молодежью много различных форм, среди которых молодежные политические форумы, слеты и акции молодых политиков, разнообразные конкурсы. В рамках летней оздоровительной кампании открываются профильные лагеря патриотической направленности, к работе привлекаются молодые общественники, так называемые волонтеры. Многообразие форм работы с молодежью доказывает направленность действий со стороны взрослых на стимулирование социальной активности молодежи, привлечение ее к участию в общественно-политической жизни. Не умаляя роли создаваемых молодежных объединений общественно-политической направленности и не ставя задачу глубокого анализа их деятельности, все же следует отметить, что нередки случаи, когда работа с молодежью носит бессистемный, а порой и формальный характер. «Молодые люди вовлекаются в деятельность, не зная предмета. Часто приоритеты отдаются форме, а не содержанию деятельности молодежных объединений». По-прежнему главным остается вопрос: чем наполнить это содержание, чтобы оно носило целенаправленный и системный характер. Чтобы каждый молодой человек, участвуя в социально значимых мероприятиях, мог получить еще и личностно-значимый результат. Одним из путей решения этой проблемы в Озерском городском округе стало проектирование и реализация образовательных программ общественно-политической направленности для молодежи. Большой плюс подобных программ заключается в том, что они представляют собой инструмент системного подхода к образовательной деятельности молодежи. Содержание их определяют те цели, которые ставят перед собой органы власти, политические партии, общественные организации, заинтересованные в формировании молодежной общественно-политической элиты. Освоение образовательных программ приводит к конкретным оцениваемым результатам. Немаловажную роль в нынешней образовательной практике играет документ об освоении образовательных программ. Полученный по итогам аттестации сертификат дополняет «портфолио» молодого человека и может стать стимулирующим фактором для достижения его личностных и профессиональных целей.
Актуализируя местное самоуправление в современном устройстве российского общества, предметом серьезного обсуждения становится определение места молодежи в решении вопросов местного значения, ее включенность в общественно-политическую жизнь муниципального образования. Образовательная программа «Молодой лидер местного самоуправления» разработана по заданию Собрания депутатов Озерского городского округа для реализации ее в рамках деятельности Общественной молодежной палаты при Собрании депутатов, как инструмент в формировании молодежной политической элиты, кадрового резерва для муниципального управления. В то же время образовательная программа призвана удовлетворить потребности членов Общественной молодежной палаты в знаниях о местном самоуправлении, а также в освоении способов участия в местном самоуправлении. Она направлена на совершенствование у молодых людей лидерских качеств, воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, а также служит средством социализации личности. Цель программы - формирование у молодежи теоретических представлений и способов деятельности, обеспечивающих их активное участие в местном самоуправлении. Поставленная цель достигалась через реализацию следующих задач: · актуализацию понятия «местное самоуправление»; · формирование теоретических представлений и способов деятельности в области местного самоуправления;
· определение направлений и видов деятельности молодежи для участия в местном самоуправлении; · обеспечение ситуации выбора различных видов деятельности с целью проявления и совершенствования у молодежи лидерских качеств; · создание условий для осмысленного использования компьютерных технологий и Интернета, интерактивного общения, рефлексии; · формирование способов социального проектирования по решению актуальных социальных проблем муниципального образования. Члены Общественной молодежной палаты при Собрании депутатов, освоившие 32-часовую программу, в которой 22 часа были отведены практическим занятиям, получили сертификаты о ее освоении по результатам итоговой аттестации, которая проходила в форме публичной защиты проекта «Путь к лидерству». На защиту были приглашены представители Законодательного Собрания Челябинской области, председатель Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления», глава Снежинского городского округа Челябинской области Михаил Железнов, представители областной Общественной молодежной палаты и молодежной палаты города Снежинска. Важную роль в ходе реализации образовательной программы играло широкое информирование молодежи городского округа об этом процессе. Общественной молодежной палате при Собрании депутатов был дан «зеленый свет» на публикацию материалов о программе, о том опыте и ощущениях, которые участники выносили с занятий. Думается, что такой подход сыграл положительную роль, поскольку заинтересованность местной власти в сотрудничестве с молодежью, ее открытость и движение навстречу данному социальному слою стимулировало молодых людей к включению в активную общественную жизнь. Свидетельством тому служат добровольцы, изъявившие желание работать в Общественной молодежной палате, которая поначалу воспринималась молодежью скептически и лишь в качестве очередной «инициативы низов, спущенной сверху». Необходимо сказать и о некоторых практических результатах, которые принесла данная программа. Члены Общественной молодежной палаты по собственной инициативе и своими силами возродили в Озерске турниры дворовых футбольных команд. По их инициативе состоялся летний профильный лагерь «Молодой лидер местного самоуправления» для старшеклассников. В рамках пятидневного лагеря участники прошли ускоренный курс программы «Молодой лидер местного самоуправления». Мероприятия программы готовили сами члены молодежной палаты. Двое из молодых парламентариев участвовали в выборах депутатов в органы местного самоуправления в марте 2010 года. Некоторые выполняют функции помощников депутатов. Один из членов молодежной палаты выбрал для поступления факультет государственного и муниципального управления МГУ, где и учится в настоящее время. Успешная реализация программы стала поводом для издания сборника информационно-методических материалов «Образовательные проекты для молодых лидеров местного самоуправления», отражающих опыт работы представительного органа местного самоуправления по развитию молодежного парламентаризма в муниципальном образовании.
В настоящее время, после выборов марта 2010 года, состав Собрания депутатов практически полностью сменился. Наработанная практика остается невостребованной. Сформирована новая Общественная молодежная палата при Собрании депутатов, которая на первом этапе была полностью исключена из общественно-политической жизни и перенаправлена на организацию развлекательных мероприятий. Теперь же этот общественный орган остается вне зоны внимания Собрания депутатов. На мой взгляд, отсутствие преемственности в деятельности органов местного самоуправления вообще, и в реализации отдельных направлений молодежной политики в частности, является существенным недостатком, поскольку игнорируются апробированные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны методы работы, способные принести еще немало пользы. Кроме того, подобные «повороты» отрицательно влияют на имидж местной власти, доверие населения к которой и так не слишком высоко.
Заключение
В рамках настоящей работы были проанализированы теоретические основы и практика реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне на примере Озерского городского округа Челябинской области, описан инновационный подход Собрания депутатов к деятельности в этом направлении.
Раскрыто содержание понятия «государственная молодежная политика», выявлены некоторые проблемы и противоречия. Исходя из посыла Президента РФ, поставившего задачу модернизации страны, государственная молодежная политика должна стать приоритетным направлением деятельности на всех уровнях, поскольку именно молодежь является тем социальным слоем, который наиболее восприимчив к переменам, наиболее прогрессивен. Сегодня делается немало, чтобы активизировать молодежь, включить ее в общественно-политическую жизнь. На федеральном и региональном уровнях для молодежи разрабатываются новые масштабные проекты, создаются молодежные общественные объединения политического и неполитического характера. В том или ином виде ведется такая работа и на муниципальном уровне. Реализация государственной молодежной политики, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>, опирается на обширную законодательную базу. Однако все позиции рассредоточены по множеству документов. В то же время объединяющего документа, каким мог бы стать Федеральный закон «О молодежи», нет. Это приводит к тому, что на региональном уровне, например, в Челябинской области, создаются собственные законы о молодежи. Но они содержат самые общие позиции без необходимой конкретики. На муниципальном уровне в рамках реализации молодежной политики исполняются целевые программы соответствующей направленности. В то же время органы местного самоуправления находят новые подходы, позволяющие более продуктивно подключать молодежь к общественно-политической жизни. В частности, в Озерском городском округе по заказу Собрания депутатов разработана и апробирована образовательная программа «Молодой лидер местного самоуправления», позволяющая молодым людям глубже познать суть и основы местного самоуправления, освоить способы принятия решений, попробовать свои силы в социальном проектировании и т.п. Инициатива по разработке и внедрению подобных программ, на мой взгляд, должна исходить от представительных органов, поскольку они, согласно Европейской хартии местного самоуправления, являются основополагающим звеном в местном самоуправлении. К тому же представительные органы имеют парламентскую сущность.
Программа разработана как инструмент в формировании молодежной политической элиты, кадрового резерва для муниципального управления. Знания и умения, полученные в процессе прохождения программы «Молодой лидер местного самоуправления», были применены членами Общественной молодежной палаты при Собрании депутатов Озерского городского округа при выдвижении и самостоятельной реализации собственных инициатив. К большому сожалению, новый состав Собрания депутатов отказался от всех имеющихся наработок. Образовательная программа «Молодой лидер местного самоуправления» остается невостребованной, членов молодежной палаты не приглашают на заседания профильных комиссий Собрания депутатов, молодые парламентарии в этом году были лишены возможности участвовать в разработке целевой программы «Молодежь Озерска». По сути, в настоящее время Общественная молодежная палата при Собрании депутатов предоставлена самой себе, и с Собранием депутатов ее связывает только название. Список л итературы 1. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне, 21 мая 2003 г. . Европейская хартия местного самоуправления, 15 октября 1985 г. 3. Конституция Российской Федерации. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 5. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. №98. . Указ Президента РФ от 18 сентября 2008 г. № 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи». . Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. . Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. . Закон Челябинской области от 24 августа 2006 года № 45-ЗО «О молодежи». . Устав Озерского городского округа Челябинской области. . Положение «Об Общественной молодежной палате при Собрании депутатов Озерского городского округа» от 11 июня 2006 г. . Костин В.А. Теория управления. / В.А. Костин. - М.: Гардарики, 2004. 13. Костин В.А. Менеджмент. / В.А. Костин, Т.В. Костина. - М.: Гардарики, 2008. 14. Золотухин А.В. Формы проявления социальной активности населения на местном уровне. / А.В.Золотухин. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. 15. Ильясов Д.Ф. Образовательные программы. Учебное пособие / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. 16. Молчанов С.Г. Образовательная программа как объект управления: учебно-методическое пособие / С.Г. Молчанов, Т.И. Иванова. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004. 17. Иванова Т.И. «Образовательные проекты для молодых лидеров местного самоуправления» / под ред. Т.И. Ивановой. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2009. 18. Жидких В.А. «Государственная молодёжная политика в Российской Федерации: основные направления» / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2009. - №9. 19. Правовой портал Правотека.ру / http://www.pravoteka.ru/enc/4694.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|