Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины государственного вмешательства в экономику

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Причины государственного вмешательства в экономику

Типы регулирования экономики

Основные инструменты государственного регулирования экономики

ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕС

Характеристика экономики стран ЕС  

Характеристика экономики стран Балтийского региона

Особенности регулирования экономики в современных условиях   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕРМАНИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭСТОНИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИТАЛИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШВЕЦИИ


ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.

Государственное регулирование, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. Хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть множество промежуточных, которые и используются во многих странах.

Цель данной работы в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:

1. Проанализировать основные инструменты государственного регулирования экономики;

2. Дать характеристику темпов экономического развития экономики некоторых стран ЕС;

3. Исследовать особенности регулирования экономики в современных условиях.

Основываясь на этой информации автор считает что эта тема актуальна и важна будет до тех пор пока есть государство и рынок. На взгляд автора знать данную информацию полезно будет всем.

 


ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Причины государственного вмешательства в экономику

 

Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Во многих странах фундаментальные исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета, а также нельзя забывать об инициируемых государствами иследованиях.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Очень грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике, служит тот факт, что в настоящее время примерно около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности.

Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет о следующих проявлениях:

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества. А так как поддержание конкуренции как основного регулирующего механизма в рыночной экономике является одной из приоритетных задач государства, обществу с рынком, но без государства, никак.

2. Макроэкономическая нестабильность. Функционирование рыночного механизма приводит к равновесию между спросом и предложением. Но такое равновесие может установиться при неполной занятости экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей и инфляцией, со сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

3. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, с латиноамериканскими совсем недавно.

4. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим, обездоленным, и прочим нуждающимся в поддержке слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем, однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. В данной ситуации государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем.

5. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

6. Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) обычно иллюстрируются примерами, связанными с загрязнением окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет своими отходами чистый водоём, вблизи которого он располагается. Стороной, которая страдает в данной ситуации (несёт дополнительные издержки), является население этого региона. Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учёта расходов на очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объём производства растёт до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию. Государственное регулирование издержек перелива может быть разным: законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.

7. Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении определённых товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом, так как среди них имеется много товаров жизненно необходимых обществу.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...