Характеристика экономики стран Балтийского региона
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как рыночный социализм. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под рыночным социализмом понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свое место и выполняет свои функции в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г. Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант пути к «обществу всеобщего процветания и благоденствия» и они действительно много сделали в этом направлении. Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском обществе высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемой для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики. Успешное функционирование экономической системы швеции в общем зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста, в частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Из этого следует что при этой модели экономики, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Эстония представляет собой развивающуюся страну с постиндустриальной рыночной экономикой, в которой сфера услуг составляет 68,5 % ВВП. Одна из главных характеристик эстонской экономики - высокая степень ее открытости. Политика реформ проводимая в Эстонии в целом отвечает классическому набору рекомендаций монетаризма: практически полный отказ от прямого государственного регулирования работы предприятий; решительные действия по либерализации цен и условий хозяйственной деятельности в целом; поддержка частного предпринимательства, акционирование и приватизация государственной собственности; перестройка производства в целях переориентации хозяйственных связей с союзного на европейский и мировые рынки; привлечение иностранного капитала; жесткая финансово-кредитная политика, предполагающая сокращение расходов. За годы реформ в Эстонии произошла резкая переориентация внешней торговли с рынков республик бывшего СССР на западные. Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку с либерализацией экономики внешнеэкономические связи Эстонии стали определяться геополитическим положением страны, ее сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Важной причиной такой переориентации явилось и ухудшение условий торговли с Россией вследствие высокой инфляции, усложненной системы взаимных расчетов, введения импортных тарифов, быстрого роста цен на сырьевые ресурсы. Во многих случаях эстонские фирмы предпочитали импортировать более дорогое и качественное западное сырье, но с гарантированным сроком поставок. Эстонские товары теряли конкурентоспособность на российском рынке также из-за своей относительно высокой стоимости. Положение еще более усугубилось, когда Россия ввела в 1994 г. двойное таможенное обложение эстонского экспорта, поскольку республика не имела статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В целом Россия продолжает оставаться важным торговым партнером Эстонии и стабильно занимает второе место по доле как экспорта, так и импорта.
Сложившаяся структура торговли со странами Западной и Северной Европы сформировалась под влиянием фактора географической близости: крупнейшими торговыми партнерами Эстонии являются Финляндия, Германия, Швеция. Доля западных стран в общем объеме ее внешней торговли продолжает расти, что усиливает зависимость эстонской экономики от колебаний спроса на их рынках. Что касается стран Балтии и Центральной Европы, то масштабы торговли с ними ниже потенциальных возможностей. Это объясняется, с одной стороны, ориентированностью экспортных потоков на страны с более высоким уровнем цен, а с другой - во многом сходной структурой производства и неразвитостью региональной производственной кооперации. В условиях общего спада производства, приспособления к спросу западных рынков важное значение приобрел экспорт сырья и материалоемких полуфабрикатов. В товарной структуре импорта произошли определенные сдвиги. Устойчиво растет доля импорта потребительских товаров. Увеличение доли импорта транспортных средств связано и с повышением внутреннего спроса, и с развитием реэкспорта в страны СНГ. В структуре внешней торговли Эстонии реэкспорт вообще играет важную роль. В последние годы на него приходилось около одной трети стоимости экспорта. Классическая теория развития экономики предполагает, что экономический рост способствует сокращению безработицы, однако столь быстрые изменения, происходящие в современном мире, не подтверждают эту теорию. В Эстонии сложилась ситуация, когда при большом количестве безработных имеется также и много вакантных мест. Эстонская безработица носит структурный характер, так как образование и место проживания ищущих работу не совпадает с требованиями и регионами имеющихся рабочих мест. Основной задачей Эстонии является сохранение экономического роста, основанного на увеличивающейся производительности, ограничение дефицита текущих счетов и снижение инфляции. Для этого правительство и Банк Эстонии обеспечат преемственность экономической политики последних лет в Эстонии и поддержат ее новыми, возможно не совсем правильными, финансово-политическими шагами. Успешному развитию экономики Эстонии содействует быстрое развитие финансового сектора, основанного на частном капитале.
Несмотря на успешное экономическое развитие, правительство и Банк Эстонии учитывают опасности, сопутствующие быстрому экономическому росту, которые выражаются прежде всего в достаточно большом дефиците текущих счетов и стремительном росте кредитных портфелей банков. По первоначальным данным, меры, предпринятые Банком Эстонии, оказывают позитивное влияние на поведение банков в желаемом направлении. При необходимости центральный банк готов предпринять дополнительные шаги, в том числе повысить адекватную меру капитала. По словам руководства Банка Эстонии, столпы эстонского успеха – это консервативная бюджетная политика и построение стабильной экономической среды, основанной на здоровой конкуренции и минимальном вмешательстве со стороны государства. Кроме того, важное значение имеет строгая бюджетная и финансовая дисциплина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|