Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность речи как психического процесса




Введение

 

Психология изучает процессы говорения и речь, а язык здесь рассматривается как форма проявления этих процессов. Язык, наряду с речью, неразрывно связан с процессами мышления и играет важную роль в общении и формировании сознания. Значительная часть всего содержания психологии строится на наглядном отражении действительности. С помощью речи посредством языка человек отражает реальный мир, в котором он живет, а так же получает субъективный образ объективного мира.

При помощи речи человек способен рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Наличие речи позволяет переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию и является главным отличием психики человека от психики животного.

Язык, кроме всего прочего, входит в понятие «второй сигнальной системы» (система речевых сигналов произносимых, слышимых и видимых), которая неразрывно связано с мыслительной деятельностью человека. А это значит, что речь консолидирована с мышлением. В свою очередь, в основе мышления лежат два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение содержания из определенной его словесной формы сообщения. Речь дает нам возможность думать, воображать, представлять, доверять, внушать и многое другое.

Мы учим язык с самого детства, мы постоянно находимся в языковой среде. Вроде бы речевая деятельность не должна доставлять нам никаких трудностей. Язык окружает нас как воздух, поэтому и говорить мы должны так же легко, как и дышать. Отчего же нынешним трибунам так трудно бывает выразить свою мысль, а уж тем более заставить массы двигаться за своей идеей? Возможно потому, что человеческая речь - очень сложный механизм. Кроме непосредственных смыслов слова несут в себе еще и подтекст. Эмоциональная сторона определяется тоном звучания и общей интонацией, которую мы используем для произнесения фразы.

Цель данной работы: разобраться в глубинах характеристик и происхождения речи как психологического явления. Мы ставим перед собой задачу дать развернутые объяснения функций речи.

 


Сущность речи как психического процесса

 

Крысько В.Г. в своей «Психологии и педагогике в схемах и таблицах» дает следующее объяснение понятию «речь»:

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свои свойства:

Содержательность речи определяется количеством выраженных вней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью: она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания - это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, - это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Приведем в пример такое великое и многогранное понятие, как «русская речь». Ведь оно включает в себя не только письменную и устную речь, но и образ мышления - особое сознание.

В этом отношении самым ярким примером можно считать русской письменной и устной речи с русским же менталитетом.

Литературный русский язык, язык Пушкина, по преимуществу своему - язык Веры, я зык православия как основы государственности. Пушкин считал, что народ пронес его как святыню через все годы лихолетья. «…Предки наши, в течение двух веков стенания под татарским игом, на языке родном молились русскому Богу, проклинали грозных властителей… Войны литовские не имели также влияние на судьбу нашего языка; он один оставался неприкосновенною собственностью несчастного нашего отечества».

XX век - время тяжких испытаний для русской государственности: революции, перевороты, смена существующего строя и власти, политические и экономические реформы. Но не только народ подвергся насилию со стороны государства, впервые в отечественной истории пострадал русский язык. В XX веке он испытал жесточайший террор - русская литература была практически уничтожена, существовала в условиях подпольного самиздата или была изгнана за пределы СССР, на официальном уровне ее насильственно заменили казенным соцреализмом. Любая живая, свободная от идеологии мысль, высказанная на великом русском языке, ожесточенно преследовалась. У советской власти с русским языком разногласия были не политические, а поэтические и эстетические. Он словно мешал ей своей образностью, своим величием. Она вроде бы распространяла его на всем пространстве - от Балтики до Тихого океана, но в каком-то урезанно-казенном виде. Дежурные циркуляры, доклады, инструкции, отчёты и такие же скучные романы практически убили великую русскую литературу, а вместе с ней пострадал и язык.

Вы только вдумайтесь. Всего за один век возникли в русской литературе Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам. Назовите еще хоть одну европейскую литературу, которая за это время дала бы миру столько имен, а вместе с ними столько культурологических смыслов, без которых истинное развитие человечества невозможно. И вдруг пропасть, смысловая пустота. Советская власть самыми зверскими способами убивала в русском языке жизнь, убивала сокральные смыслы, заложенные в нем. Это одна из самых больших культурных трагедий России за всю историю ее существования. То, что не удалось сделать врагам внешним, удалось дуракам внутренним.

В итоге, когда в 90-е годы XX века была объявлена свобода устного и письменного высказывания, мы услышали не речь, а треп и болтовню. Потому что смыслы были потеряны, мы умели говорить только при помощи клише. Возник дефицит здравых мыслей, выразительных слов, эстетики произношения, честности и веры в свои слова. Кроме того, демократизация языка привела к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и неравный уровень речевой культуры. Постепенно складывался тот образ политической риторики, который сегодня мы можем наблюдать с голубых экранов и высоких трибун.

Сейчас русский язык относится к крупнейшим языкам мира и принадлежит к числу наиболее развитых. А какие нюансы таят в себе русские слова! Как они многозначны, как совершенен строй нашей речи, как смысл в ней зависит от контекста! Иосифа Бродского в эмиграции часто спрашивали, почему он продолжает писать стихи на русском, хотя эссе начал писать по-английски. Он отвечал, что образный русский язык больше подходит для поэзии, чем деловой и лаконичный английский.

Нельзя не согласиться с поэтом: только русский человек, не зная истинного значения слова, может произносить его в конкретной ситуации и быть уверенным в том, что соотечественники его непременно поймут. И ведь поймут же! В этом и заключается особенность русского мышления посредством речи.

Речь - это деятельность общения с помощью языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности (общения) и определенного содержания, которое обозначает и отражает бытие. То есть, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. Язык есть явление психическое, а психология является вспомогательной (базисной) наукой языкознания.

Язык в самом широком значении этого слова - это универсальный рефлекс на внешние раздражения, а мысль и язык - проявления реакции мозга на внешние раздражения.

Для советской психологической и физиологической науки с самого начала был характерен материалистический подход к трактовке психических процессов. Подобная точка зрения была широко распространена среди советских психологов 20-х годов. На ней стоял выдающийся педагог и психолог еще дореволюционной формации П.П. Блонский. Ее отстаивал в первых своих работах Л.С. Выготский.

Выготский резко выступает против попыток анализировать целостное речевое мышление, разлагая его на образующие его элементы и ставя проблему как проблему отношения этих элементов. «Разлагая речевое мышление на образующие его элементы, чужеродные друг по отношению к другу… эти исследователи пытаются затем, изучив чистые свойства мышления, как такового, независимо от речи, и речь, как таковую, независимо от мышления, представить себе связь между тем и другим как чисто внешнюю механическую зависимость между двумя различными процессами». Этот путь исследования - анализ «по элементам» - бесплоден, ибо он не дает нам ключа к изучению действительных внутренних отношений между мыслью и словом в процессе речевого мышления, речевой деятельности.

Природу происхождения речевой деятельности Выготский определяет, как то, что «мысль рождается… из мотивирующей сферы нашего сознания. На пути к словесному выражению она испытывает двоякого рода опосредствование, не только внешне опосредствуется знаками, но и внутренне опосредствуется значениями».А значение, по Выготскому, есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления».

Психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание с общественным, психология человека с идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком. Лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

Речь или слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое - семантическое - содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно отражает. Такое отражение предметного содержания составляет значение слова. В свою очередь, значение слова - это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, характеризующееся общественными отношениями между людьми.

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи, а слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Речь человека довольно многообразна и имеет множество различных форм: внешняя и внутренняя; монолог и диалог и т.д. Тем не менее, любая из этих форм непременно будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. Нужно отметить, что оба эти вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

В отличие от речи язык Крысько определяет как средство общения людей друг с другом.

Но для большинства людей слова «язык» и «речь» неразрывно связаны между собой и часто понимаются, как синонимы. Либо же «язык» - понятие чисто физиологическое - человеческий орган, а «речь» - лишь продукт этого органа. Правильно ли это? Ведь на самом деле речевая деятельность, которая объединяет эти два термина, понятие гораздо более глубокое.

В мировой научной практике известна концепция противопоставления языка и речи, которая приписывается женевскому лингвисту Фердинанду де Соссюру. Де Соссюр противопоставляет язык как абстрактную систему языковой способности речи как функции индивида. То есть р ечевая деятельность противопоставляется «речи», которая в данном случае рассматривается как индивидуальный акт, реализующий языковую способность как социальную систему. Таким образом, Язык и Языковая способность противопоставлены как социальное и индивидуальное; речевая деятельность (язык + языковая способность) противопоставлена речи как потенция и реализация.

В ходе исследования этой концепции C.Л. Рубинштейн категорически утверждал, что «психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку, как таковому, не применим: это в корне ошибочный психологизм, т.е. неправомерная психологизация языковедческих явлений».

Наряду с разного рода толкованиями дизъюнкции «язык - речь» в современной науке есть и другие концепции, вообще отказывающиеся от нее. Таковы почти все концепции языка, связанные с американской бихевиористской психологией: они проводят разграничение не между речью и языком, как между текстом и его интерпретацией лингвистом.

Г. Штейнталь на вопрос что такое язык, отвечал: «Он - не покоящаяся сущность, а протекающая деятельность. Мы должны рассматривать его, по существу, не как подручное орудие, которое можно использовать, но которое имеет свое собственное бытие даже и тогда, когда оно не применяется; он выступает как свойство или способность… Язык не есть нечто существующее, как порох, но процесс, как взрыв…».

Речь (речевая деятельность) может получать двоякое объяснение. Первое: деятельность - это «поток речи», образовавшийся при пересечении и взаимоналожении полей речевой активности говорящих. Второе: речь - один из видов деятельности, а именно «сложной совокупности процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта».

Вторая трактовка «деятельностная» в корне отличается от первой «континуальной». Она предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Речевая деятельность здесь берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, - это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания - с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.

У всякой специфической человеческой деятельность важнейшими являются две характеристики: структурность и целенаправленность. И как, скажем, политическая деятельность - не простая совокупность действий, а строго организованные действия, подчиненные иерархии целей, точно так же речевая деятельность не есть совокупность речевых актов или совокупность «брошенных» высказываний.

Строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку, делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Но, несмотря на сказанное, мы будем далее все-таки говорить о речевой деятельности, помня при этом, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта. Такая терминологическая неточность имеет свои преимущества: упоминание слова «деятельность» заставляет нас все время помнить о специфически «деятельностном» понимании речевых проявлений.

Итак, в терминологическом плане вопрос трактовки понятий «язык» и «речь» остается открытым, поскольку они несут слишком большую ассоциативную нагрузку. Можно использовать разные их заменители: например, «языковой стандарт» (язык как предмет), «языковая способность» или «языковой процесс», равно как и термин «речевая деятельность».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...