Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические характеристики основных видов речи




 

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи такие особенности как

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей;

-  И нтонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, а прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т.е. обработанной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико: именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

.   устную: диалогическую и монологическую;

.   письменную.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Характеризуя эти два вида устной речи - разговорный (диалог) и монологический (монолог) - отмечают не их внешнее, а психологическое различие. Внешне они часто могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может выглядеть как диалог если говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Эта форма речи психологически наиболее простая и естественная, она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер.

Монолог и диалог могут быть как активными, так и пассивными. Активной называют такую форму речи, когда говорит один человек, а речь же слушателя выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Основным исходным видом устной речи является речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Например, речь оратора. Монологическая речь психологически очень сложна и требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом оратор должен обладать способностью следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

Для монологической речи характерны следующие признаки:

-  последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

-  грамматически правильное оформление;

-  выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

В России возникновение самого ораторского искусства связывают обычно с созывом Первой Государственной Думы (1906), главные деятели которой были, как правило, прекрасными ораторами. Образцом политической риторики считался Петр Столыпин, глава правительства и организатор аграрной реформы в России. Столыпин произнес в Думе ряд блестящих речей, рассуждая о власти и ее роли в государственной жизни: «Власть не может считаться целью… Власть - это средство для сохранения жизни, спокойствия и порядка».

По его мнению, истинному политику должно быть присуще благородство и ответственность государственного руководителя, но его слова скорее изящны и художественны, чем деловиты и решительны, в них мало воли, политическая же речь требует точных указаний, куда двигаться обществу и стране. Сегодня это уже история, но очевидно, что столыпинская Государственная Дума не смогла своим словом объединить народ так, как этого требовала политическая ситуация.

Во время перестройки был предложен другой образ оратора как новый стиль думанья и рассуждений - Горбачёв начал говорить по-иному, спонтанно. «Демократический» стиль речи тут же был подхвачен, и все начальники заговорили без бумажки. Тем не менее, немногие новоиспеченные «ораторы» были готовы к импровизации, и опят горбачевщины показал, что чаще всего неподготовленное слово обесценивалось сразу после произнесения.

Плоды русской политической риторики мы продолжаем пожинать до сих пор. Достаточно только послушать некоторые выступления и политические дебаты… Человек, который не в состоянии правильно и связно построить предложение, вряд ли способен законодательно упорядочить и нашу жизнь. Можно предположить, что витиеватость речи - это продуманный прием. Но в том-то и дело, что носители русского разговорного давно привыкли отличать пустой заумный треп от содержательной речи и не готовы идти за пустомелями.

Избиратели, именуемые безликим словом «электорат», понимают, что политик - это, прежде всего, оратор, который не просто жонглирует красивыми словами, но занимает определенную позицию и отстаивает ее в словесных единоборствах. Иногда этому оратору и помолчать не грех, потому, что нет ничего значимее правильной паузы в риторике. Но нет политиков бессловесных, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать через стиль своей речи стиль общественной жизни - важнейшие качества настоящего политика.

Речевые ошибки нынешних трибунов неизменно подмечаются и высмеиваются в обществе, побуждая их ответственнее относиться к своей речи, развивать и совершенствовать свои ораторские навыки - ведение политического диалога, дискуссии, поведение во время пресс-конференций и интервью. Речевая деятельность политиков приобретает индивидуальные черты, которые являются важным элементом в предвыборных выступлениях.

Становится очевидным, что русский человек по природе своей ценит не внешне красивую говорливость, а ответственность и знания в словах политика. Сегодня стиль выступлений власть имущих делается все более низким, вульгарным и смахивает больше на заигрывание с народом, чем на серьезный разговор. А ведь доверие - основное, чего добивается любой политик-оратор.

Искусство управлять, осуществляемое словом, должно основываться на честности и нравственности. Не исключено, что не каждый политик ставит перед собой такие задачи. Это возможно только тогда, когда политика - «не тщеславие, не карьера… Политика есть искусство объединять людей».

И если сегодня спросить у избирателей, кого они ценят из политических лидеров за красноречие, то большинство из них ответит - Владимира Жириновского. В его речи четко прослеживается применение главных ораторских психологических приемов: активная жестикуляция, практическая и визуальная аргументация сказанного. Жириновский никогда не забывает, что в политическом диалоге всегда выигрывает тот, кто умеет управлять аудиторией. Именно это позволяет ему до сих пор оставаться одним из самых ярких ораторов в политике.

Устная речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь «про себя») - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - «речь минус звук».

Утверждение о том, что внутренняя речь - это речь с самим собой, не совсем точно: она по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. Таким образом, внутренняя речь может быть внутренней беседой.

Тем не менее, она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутреннюю речь характеризуют как словесную оболочку мышления. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Всякая реальная конкретная речь или высказывание человека является определённой специфической деятельностью или действием его, которое исходит из тех или иных мотивов и преследует определённую цель. Предметный текст оказывается снабжённым более или менее богатым и выразительным подтекстом. Образующийся таким образом личностный контекст определяет смысл речи, как высказывания данного человека.

Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и являться действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными побуждениями.

Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, т.е. прежде всего ее основную цель.

Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть осуществлена. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...