Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и статус Центрального банка




Введение

 

К основным целям данной работы по изучению деятельности Центрального банка можно отнести следующие:

·   изучение структуры и функций Центрального бака;

·   изучение влияния деятельности ЦБ на функционирование коммерческих банков и других кредитных организаций, а также на всю экономику страны в целом;

·   изучение методов регулирования Центральным банком показателей экономического развития страны и субъектов экономики;

·   сравнение организации банковской системы России с банковской системой США.

Современное банковское дело представляет собой очень динамичный бизнес во всем мире. В России банковский бизнес еще очень молод, однако он прошел все основные фазы становления и падения, характерные для стран с устоявшейся рыночной экономикой.

Коммерческие банки стали центральным звеном рыночной системы функционирования экономики. Развитие банковской системы является одной из основ развития экономики государства.

Процесс экономических преобразований в России начался с реформирования банковской системы, которая продолжает развиваться и модернизироваться до сих пор.

Роль банков в экономике очень велика. В процессе своей деятельности они вступают во взаимоотношения как с другими банками и клиентами разных форм собственности, так и с различными субъектами хозяйственной жизни страны. В связи с этим в основу рассмотрения деятельности банка положен комплексный подход, который позволяет связать деятельность банков с процессами воспроизводства и развития экономики.

Так, в первой главе данной работы, которая называется «Функции и статус Центрального банка», представлен краткий экскурс в историю формирования и становления денежных отношений в общем, а затем подробно рассмотрены функции Центрального банка. Данный вопрос очень актуален в настоящее время и позволяет разобраться в вопросе о том, зачем государству нужен центральный банк, с какой целью он создается, а также какие принципы должны быть положены в основу его работы.

Среди основных функций ЦБ будут рассмотрены следующие:

1) Эмиссия банкнот;

2) Осуществление денежно-кредитной политики;

)   Рефинансирование кредитно-банковских институтов;

)   Осуществление валютной политики;

)   Контроль над деятельностью кредитных институтов;

)   Функция финансового агента правительства;

)   Организация платежно-расчетных отношений.

В главе «Центральный банк - орган регулирования экономики кредитно-денежными методами» будут рассмотрены основные инструменты, посредством которых Центральный банк воздействует на стабильность экономического развития.

В настоящее время в нашей стране и не только происходит бурное развитие различных кредитных организаций, предлагающих свои услуги для развития промышленности, различных сфер малого бизнеса и просто для удовлетворения текущих потребностей населения. Естественно, что для любого, кто хочет воспользоваться кредитом для удовлетворения своих потребностей (будь то физическое или юридическое лицо), важным фактором является процентная ставка кредита. Скорее всего, он воспользуется услугами той кредитной организации, где этот показатель имеет наименьшее значение, и условия кредитования для него окажутся наилучшими.

Однако мало кто задумывается над вопросом, а чем же обусловлен тот или иной размер процентной ставки кредитной организации. Почему в определенные периоды времени предложение кредитов вдруг возрастает и он становится более дешевым, а в другие периоды кредиты дорожают, и их предложение несколько снижается; чем подкреплена деятельность коммерческий банков, и каков механизм их защиты от возникающих и возможных рисков?

Ответы на все эти вопросы можно найти во второй главе представленной работы.

Денежно-кредитная политика ЦБ - составная часть государственного регулирования экономики, включающая совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и т.д.

Правовой основой денежно кредитной политики России являются законы № 394-1 «О центральном банке Российской Федерации» от 02.12.1990 г. и «О банках и банковской деятельности». Эти законы определяют статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, а также структуру банковской системы России, ее функции, порядок и виды деятельности коммерческих банков.

Осуществляя свою деятельность, коммерческие банки обязаны постоянно отчитываться перед органами Центрального банка. В результате проверки по таким отчетам, а также, применяя дополнительные методы контроля, Центральным банком определяется законность и эффективность деятельности того или иного коммерческого банка, и в случае нарушений установленных нормативов применяются соответствующие меры наказания вплоть до ликвидации организации.

Для оценки финансового состояния банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

Подробнее различные формы отчетности представлены в главе 2 в подпункте 2.3 «Методы и направления воздействия Центрального банка на деятельность коммерческих банков».

Банковская система России является типом организации кредитной системы с Центральным банком. Однако выделяется еще и тип кредитной системы с Федеральным резервом. Примером такой организации является банковская система Соединенных Штатов Америки, рассмотренная подробно во второй главе в пункте 2.3 «Структура Федеральной резервной системы США и Центрального банка РФ».

Банк в целом - это автономное, независимое, коммерческое предприятие, продуктом которого являются формирование платежных средств и разнообразные услуги (предоставление кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управление имуществом).

При рыночной экономике банки являются ключевым звеном, поставляющим дополнительные денежные средства в народное хозяйство. Банками осуществляется перераспределение денежных ресурсов из области их избыточности в область их дефицита. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре.

Таким образом, банки - это основополагающие, ключевые элементы экономического регулирования. Поэтому актуальность изучения их функционирования, развития и методов регулирования очень высока.


Функции и статус Центрального банка

 

Исторически существовали два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г. В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 - 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры. После второй мировой войны были созданы государственный эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.). С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на: Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах; Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям; Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц). Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии. Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы. Наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в ФРГ - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов. Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам. Первая группа - страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония. Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства. Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег. В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах. Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику. Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства. В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка. В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства. И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту. Пятый фактор независимости центрального банка - наличие законодательного ограничения кредитования правительства. По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ. Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством. Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства. В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке. Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства. Поэтому особое внимание при характеристике Центрального банка уделяют зависимости/независимости его от органов государственной власти. Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т. е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция. Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их). Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т. д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении. Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...