Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и направления воздействия ЦБ на деятельность коммерческих банков




 

Правовой основой денежно кредитной политики России являются законы № 394-1 «О центральном банке Российской Федерации» от 02.12.1990 г. и «О банках и банковской деятельности». Эти законы определяют статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, а также структуру банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков.

Центральный банк - главный банк государства. Его деятельность не зависит от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБРФ - экономически самостоятельное учреждение. Конституция РФ и другие федеральные законы определяют статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности ЦБ.

Как уже было сказано в предыдущих пунктах, к основным функциям ЦБ относятся: эмиссия банкнот, финансовый агент правительства, организация платежно-расчетных отношений, регулирование деятельности кредитных институтов, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование кредитно-банковских институтов, проведение валютной политики.

Денежно-кредитная политика ЦБ - составная часть государственного регулирования экономики, включающая совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и т.д.

ЦБ РФ является проводником валютной политики, включающей комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Валютная политика представлена в проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

К инструментам валютной политики отнесены: валютная интервенция, инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к коммерческим банкам и др.).

Валютная интервенция является эффективной системой валютного регулирования. Ее суть заключается в том, что ЦБ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли-продажи иностранной валюты. С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Однако валютная интервенция ЦБ обеспечила плавное изменение курса рубля, что предотвратило развал денежной системы страны.

ЦБ РФ использует ряд административных мер, направленных на регулирование валютного курса в направлении укрепления денежного обращения. К этим мерам относятся:

§ Решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

§ Ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке;

§ Разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту;

§ Установление в 1996-1998 гг. верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке - «валютного коридора», который позволил ЦБ обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, включая темпы инфляции и процесс сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.

После кризиса 1998 г. Россия вновь перешла на установление валютного курса по результатам торгов.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. Однако коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой. Составной частью валютной политики является формирование официальных валютных резервов и управление ими. Валютные резервы состоят из золота, официальных запасов иностранной валюты, находящихся на его счетах и в банках за рубежом, либо вложенных в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Контроль деятельности банков проводится с целью обеспечения их устойчивости и поддержания стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков. Он предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

При осуществлении ЦБ функции надзора и контроля деятельности коммерческих банков в его задачу входят: выдача лицензий на банковскую деятельность, проверка отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах и контроль соблюдения банками норм банковских операций.

Для оценки финансового состояния банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, предоставляя следующие основные формы отчетности:

1.  Годовой отчет банка - предоставляется в ЦБ РФ. В его содержание входят: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной и ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.

2. Общая финансовая отчетность - предоставляется в ЦБ РФ и включает:

ü предварительный и окончательный балансовый отчет;

ü отчет о прибылях и убытках;

ü анализ отдельных счетов;

ü анализ кредитного портфеля;

ü информацию о резервах на возможные потери по ссудам;

ü информацию о наращенных процентах;

ü анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения;

ü данные об основных средствах и нематериальных активах;

ü информацию о движении собственных средств;

ü анализ валютной позиции;

ü сведения о работниках банка.

3.  Экономические нормативы деятельности банка - предоставляются в ЦБ ежемесячно.

4. Данные, характеризующие кредитный портфель банка - предоставляются в ЦБ ежеквартально.

.   Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление - предоставляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ.

.   Отчет о кассовых оборотах - предоставляется в РКЦ ЦБ РФ ежемесячно и каждые 5 дней. Данный отчет содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены в Инструкции ЦБ РФ от 1.10.1997 г. №17 «О составлении финансовой отчетности». В Инструкции №34 подробно описывается механизм проверки банка уполномоченной рабочей группой ЦБ РФ, имеющей право на получение всей информации без ограничений, относящейся к деятельности кредитной организации. Также предусматривается запрос информации у акционеров и клиентов для установления фактических обязательств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации и ее филиалов.

На решение проблемы более тесного взаимодействия органов банковского надзора и частных аудиторов направлен ряд нормативных документов ЦБ. В соответствии с этими нормативными актами аудиторы обязаны сообщать в главные управления ЦБ РФ обо всех ошибках ведения бухгалтерского учета в банках, приведших к искажению баланса и отчета о прибылях и убытках.

Банковский надзор был усилен за счет новой ежемесячной отчетности коммерческих банков. Целью таких мер является получение возможности ежемесячно анализировать достаточно информативные формы отчетности коммерческих банков в более тесной взаимосвязи данных баланса и информации, содержащейся в общей финансовой отчетности, и в результате усилится оперативный контроль их финансового состояния. В целом такие меры приведут к расширению круга анализируемой Центральным банком информации. Это позволит создать информационную базу для эффективного банковского регулирования и надзора в России.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ этих активов и выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. От качества активов в большой степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка. Это искажает показатель достаточности капитала.

При оценке величины созданных банком резервов ЦБ РФ проверяет резервную политику банка, его методы взыскания долгов и систему наблюдения за кредитным риском, структуру задолженности, а также практику получения залога.

Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью банка. На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение о его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.

центральный банк зарубежный регулирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...