Основные этапы выполнения ВКР
Работа над ВКР начинается с …..
Написание текста ВКР. В ВКР необходимо продемонстрировать, не только владение навыком выявления и изучения литературы по теме, но и умение логически изложить основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал, а также продемонстрировать собственную точку зрения на изучаемую проблему. Основное содержание работы составляет самостоятельный анализ практической деятельности организаций. Важно обобщить накопленный опыт, выявить наиболее значительное, новое, инновационное в практической деятельности. При этом необходимо отметить, насколько полученные данные соответствуют теоретическим разработкам, методическим рекомендациям и др. Источниковой базой ВКР являются разнообразные опубликованные и неопубликованные документы, на которые необходимо ссылаться. Использование цитат является обязательным условием объективности изложения материала. В соответствии с этикой научного изложения, надо строго следить за правильностью цитирования и соответствием ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т. п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них; способ и форма изложения материала должны облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и пр.), упоминаемых в работе, являются авторскими, а какие – продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже стали общепринятыми. Общие требования к цитируемому материалу сводятся к следующим обязательным условиям: - цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений);
- цитировать надо полно (без произвольного сокращения текста) и точно (соответственно авторскому тексту, грамматической форме), ссылка на источник должна включать указание номера страниц, на которых содержится цитата. Во избежание избыточности текста допускается пропуск в цитате, но при этом смысл текста не должен искажаться (пропуск слов обозначается многоточием). Цитату можно изложить и собственными словами, если при этом не нарушается целостность изложения и не искажается авторская мысль. Ссылка на источник в этом случае приводится без указания конкретной страницы из источника; - при цитировании следует избегать избыточности и недостаточности, так как избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточность снижает ее научную ценность; - текст цитаты необходимо заключать в кавычки, каждую цитату сопровождать указанием на источник. Следует помнить, что к цитированию нужно прибегать только тогда, когда действительно нельзя обойтись без ссылки на документы (законы, стандарты и т. п.), а также мнения ведущих ученых и специалистов. При изложении дискуссионного материала особенно важна персонифицированность ссылок (например, «По мнению ведущего специалиста в области теории менеджмента, профессора О. С. Виханского, … [2, с. 212].»). Изложение дискуссионного материала необходимо завершить собственными выводами, определением своей позиции. При введении цитат в текст целесообразно использовать специальные вводные слова и словосочетания, примеры которых приведены в Приложении 3 (строка «Введение цитаты в контекст»). Некорректное цитирование приводит к увеличению объема заимствования (плагиату) (см. пп. 1.4.6). Библиографические ссылки обязательно следует оформлять в виде отсылок к списку использованной литературы (если используются неопубликованные документы – к списку использованных источников и литературы). В тексте в квадратных скобках в конце цитаты или ее изложения приводят следующие цифры: первая отсылает к номеру библиографической записи в списке использованной литературы, вторая – к конкретной странице или нескольким страницам цитируемой работы, например: [2, с. 212–214]. Если ссылка дается на несколько публикаций, то цифры разделяются точкой с запятой, например: [18, с. 321; 34, с. 42]. В случаях, когда в тексте упоминается несколько работ одного или разных авторов (например, при характеристике разработанности темы ВКР), в скобках перечисляются через точку с запятой только номера библиографических записей, например: [2; 11; 24; 35–37].
Наиболее распространенные недостатки изложения – употребление непонятных самому автору слов и выражений, запутанных фраз, обширных цитат, употребление чужих фраз и выражений без ссылки на источник, загромождение основного текста фамилиями, названиями работ, цифрами, которые следует помещать в примечания или таблицы. Целесообразно прибегать к конструкциям неопределенно-личных предложений (например: «Вначале производят…, а затем устанавливают…»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»). Такой оборот позволяет не вводить в текст ВКР личные местоимения. Редактирование текста ВКР. Следует тщательно вычитать и отредактировать работу самостоятельно. Необходимо перечитать весь текст, проверить его с точки зрения стиля научной работы, убедительности и точности приводимых доказательств, логичности изложения материала, наличия в работе резюме по параграфам, главам, правильности оформления ссылок и соответствия библиографического описания документов в списке использованной литературы (списке использованных источников и литературы) указанным выше ГОСТам. Оформление ВКР. ЗДЕСЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЕСТЬ.
Общие положения: ─ набор текста на компьютере на одной стороне листа. Текст на иностранных языках должен быть целиком напечатан или вписан от руки. Сочетание того и другого не допускается;
─ формат – А4, цвет бумаги – белый; ─ тип шрифта – Times New Roman (не допускается использовать шрифт разных гарнитур); ─ размер шрифта (кегль) – 14 (в таблицах – 12); ─ междустрочный интервал – полуторный (в таблицах – одинарный); ─ размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; ─ нумерация страниц – в нижнем колонтитуле по центру арабскими цифрами, на титульном листе и в оглавлении номер страницы не ставится, хотя они входят в общий объем страниц ВКР; ─ заголовки – по центру, без переносов и точки в конце, с полужирным выделением, без отступа красной строки; ─ основной текст – выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25 см; ─ переносы слов в тексте (за исключением заголовков) – обязательны; ─ выделение фрагментов текста – полужирным, курсивом, разрядка, подчеркивание (одновременно использовать подчеркивание и другие виды выделения не следует); ─ маркированные сноски оформляются в соответствии со следующими требованиями: маркер (использовать символ –) располагается в начале строки с абзацным отступом 1,25 мм и отделяется от элемента списка одним пробелом; ─ приложения к ВКР – имеют нумерацию и название; ─ заглавия оглавления, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений выравниваются в тексте по центру. Заглавие отдельных приложений выравниваются по правому краю; ─ каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников и литературы, приложениям, указателям и т. п. Параграфы на новую страницу не переносятся; ─ заголовки и подзаголовки оформляются в виде соответствующих стилей (Заголовок 1, Заголовок 2 и т. д. с включенной автоматической нумерацией), отделяются от основного текста 1 интервалом и располагаются по центру строки. Названия глав записываются прописными (заглавными) буквами, параграфов – строчными. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Главы – одной цифрой с точкой (1., 2.), параграфы – двумя арабскими цифрами с точкой в середине и в конце (1.2., 2.2.). Заголовок главы и параграфа располагается без абзацного отступа первой строки. Например:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ
1.1. Содержание понятия «экономический потенциал предприятия»
─ формулы, даже состоящие из единственного символа, набираются только с использованием редактора формул Education Editor или Math Type. Не допускается замена латинских и греческих букв сходными по начертанию русскими. Русские буквы в формулах набираются в текстовом стиле. Формулы должны быть пронумерованы и разъяснены в тексте (с указанием значений символов).
Формулы оформляются следующим образом: где Б – сумма баллов по рейтингу, где Ре – рейтинг, Кл – классность, n – количество показателей, i – показатель. Формулы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация сквозная по всей работе от правого поля в строке с формулой. После написания формул помещается перечень всех примененных в формуле символов и числовых коэффициентов с пояснением их значений. Перечень символов располагается в виде колонки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без знаков препинания. Колонку выравнивают по знаку тире между символом и его пояснением. Двоеточие ставят перед формулой только тогда, когда этого требует построение текста. Например: «по формуле Э. Альтмана можно определить алгоритм: Z=l,2Ki+l,4Kz+3,3K3+0,6K4+K5, где...». Переносы формул на другую строку допускаются на знаках равенства, умножения, сложения, вычитания и знаках соотношения (>, <); между знаками ставится пробел (с двух сторон). Нельзя переносить при знаке деления (:). Для обозначения умножения недопустимо использовать знак «*»; в этом случае применяется символ «×». Знак, на котором сделан перенос формулы, пишут два раза – в конце первой и в начале второй строки. ─ нумерация страниц проставляется в середине нижнего поля листа с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Нумеровать следует со 2-й страницы (лист «Оглавление»). Титульный лист выпускной квалификационной работы включаются в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. В тексте ВКР не должно быть сокращений. Если в работе многократно используются устойчивые словосочетания (например: «Лицо, принимающее решение (далее – ЛПР)…»), их можно заменить аббревиатурой. При первом упоминании устойчивого словосочетания в скобках приводится аббревиатура, при последующих употреблениях аббревиатура приводится без каких-либо пояснений.
Общий объем ВКР – 60-70 страниц (без приложений). ВКР должна быть представлена в двух экземплярах: один экземпляр представляется в печатной форме, в сброшюрованном или переплетенном виде, второй – на машинном носителе, полностью повторяющем печатный вариант работы. Оформление иллюстративного и справочного материалов, таблиц. Рисунки, графики, схемы, диаграммы должны выполняться в графических редакторах, поддерживающих векторную графику, располагаться центрировано и именоваться рисунками с присвоением сквозного номера для всей работы. Все они должны быть пронумерованы и иметь названия и расшифровку данных либо под изображениями, либо в тексте работы. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей квалификационной работы и имеют центрированную без знака абзаца подрисуночную подпись, а при необходимости и подрисуночный текст без точки в конце Например: Рис. 14. Совокупный доход МУК «Зоопарк» за период с 2006 по 2010 гг., тыс. руб. Таблица как форма представления данных применяется в ВКР при изложении цифровой или словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Все иллюстрации и т. д. помещаются на той же странице, на которой отражена их сущность. Они должны содержать только те данные, которые поясняются в тексте. На все таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки ранее по тексту, например: (табл. 2), (рис. 3), (прил. 1). Без указания цифры при ссылке на рисунок, таблицу, приложение эти слова пишутся полностью. Иллюстративный материал вспомогательного характера дается в приложении. Таблицыдолжны быть пронумерованы (сквозная нумерация: «табл. 4, рис. 5») и иметь название. Номер помещается после слова «Таблица». Номер таблицы помещается в тексте отдельно от названия у правого поля текста (без символа «№»). Ниже располагается название таблицы (по центру). При переносе таблицы на другой лист не повторяют наименования столбцов, а нумеруют их во второй строке головы таблицы на первой странице, а на второй странице, содержащей таблицу, указывают: «Продолжение табл. 4» и повторяют строчку с нумерацией столбцов. Все заголовки в таблицах указываются в единственном числе, а слова пишутся без сокращений, допускаются лишь общепринятые сокращения. Если табличные показатели были опубликованы в печати, то необходимо делать ссылку на источник данных. Например:
Таблица 6 Группировка активов по степени ликвидности
Окончание таблицы 6
Таблица имеет два уровня членения: вертикальный (графы) и горизонтальный (строки). Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически согласовывают с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Каждая таблица имеет заголовок, который печатают посередине страницы. Над заголовком справа печатаются с прописной буквы слово «Таблица» и ее порядковый номер. Ссылка на таблицу внутри текста имеет следующую форму: (см. табл. 5, с. 17). Иллюстративные материалы, занимающие много места в ВКР (например, таблица или схема на нескольких страницах), могут быть вынесены в приложения, а также оформлены в виде плакатов и использованы при защите ВКР. Приложения. Располагаются после списка литературы. На странице, следующей после списка литературы, проставляется по центру страницы одно слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». На следующей странице располагается первое и последующие приложения. В правом верхнем углу указывают слово «Приложение». При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Тематический заголовок приложений располагают в центре листа. Каждое приложение начинается с новой страницы с номером 1 и имеет содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Если в качестве приложения используется документ или инструкция, то в правом верхнем углу вписывается слово «Приложение» и проставляют его номер, а также нумеруются его страницы. Если приложение содержит более 1 страницы текста, то на последующих страницах указывается: «продолжение (окончание) приложения» и проставляется его номер.
Структура ВКР Структура ВКР (последовательность расположения ее основных частей) определяется темой исследования, методикой проведения, степенью изученности темы в научной литературе и сложностью практических аспектов. Необходимо избрать тот порядок организации научного материала, который максимально убедительно раскрывает исследовательский замысел и показывает внутреннюю логику работы. Наиболее распространенной формой представления результатов научной работы можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела научной работы структурируют изложение в логике, удобной для понимания сути научного исследования, каковым является ВКР: – введение; – основная часть; – заключение. Аппарат ВКР включает оглавление, список использованной литературы и приложения (в случае необходимости). Введение к ВКР должно составлять не менее 4 страниц. Во введении кратко указывают: – актуальность темы исследования; – степень научной разработанности проблемы; – объект и предмет исследования; – цели и задачи исследования; – базу исследования; – обоснование структуры работы
ИМЕННО В ЭТОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Актуальность темы исследования. Обоснование актуальности темы отражает объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость ее изучения, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Актуальность – это оценка избранной темы с точки зрения ее современности и социальной значимости. Это требование предполагает обоснование соответствия квалификационной работы потребностям современной экономики и управления экономическими процессами в организации. В ее обосновании также должны найти отражение необходимость уточнения или получения определенных результатов в практической деятельности конкретного органа управления, предприятия или организации. Иными словами, актуальность темы ВКР исходит из попытки решить одну из насущных проблем экономики и управления предприятием. Речевые клише, которые могут быть использованы при формулировке актуальности, приведены в Приложении 3 (блок «Актуальность проблемы»). Степень научной разработанности проблемы. На основе аналитического изучения источников, включенных в список использованной литературы, необходимо представить краткую историю развития знаний по данной теме, провести анализ закономерностей (тенденций) ее развития, раскрыть научные результаты, достигнутые предшественниками. Кроме краткой истории вопроса, необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное состояние исследований в этой области. Изложение материала следует организовать не в виде набора фактов и цитат, а путем обоснованного с помощью ссылок авторского анализа и интерпретации предлагаемых подходов и известных фактов, структурирования материала, исходя из логики раскрытия проблемы исследования. При описании степени изученности темы автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики ее развития и обосновать необходимость собственного подхода к постановке проблемы исследования. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы (в качестве такого резюме может идти вывод о том, что избранная тема еще не раскрыта исследователями, либо раскрыта частично, либо раскрыта не в том аспекте, который изучается автором). Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения (то есть объект – то, что изучается). Предмет – то, что находится в границах объекта (то есть, предмет – то, в каком аспекте, каким образомизучается избранный объект). Как правило, под объектом понимается определенная экономическая, организационная и управленческая категория (в том числе предприятие, организации) или проблема, исследуемая в работе. Предмет исследования – более конкретная характеристика каких-либо аспектов объекта. Это более узкое понятие, чем объект. Предмет – это часть, элемент объекта. Например, объектом исследования является система финансового планирования деятельности организации, а предмет – принципы и методы организации финансового планирования деятельности организации. Цель и задачи исследования. Цель ВКР вытекает из формулировки научной проблемы, связанной с теоретической или практической нерешенностью темы или ее аспекта. Цель формулируется коротко и однозначно, она должна быть достигнута к концу работы. Исходя из единственной цели работы, определяется несколько задач. Разрешение каждой задачи является последовательным шагом на пути достижения цели. Разрешение каждой из задач осуществляется в структурной единице текста ВКР (параграфе). Цель работы содержит возможности решения проблемы, определенной в актуальности исследования. Формулировка проблемы в актуальности исследования дается на основе оценки реальных экономических явлений и процессов и сопоставления их с должным состоянием. Проблема должна выявлять несоответствие между реальным и необходимым состоянием экономических, организационных и управленческих явлений и процессов, а цель должна содержать определенные действия, которые преодолевают данное несоответствие. При постановке цели нужно учитывать, что она может быть достигнута в том случае, если есть возможность, пути вмешательства в явления и процессы для разрешения проблемной ситуации. Поиск решения проблемы должен быть вариативным, т. е. в процессе исследования необходимо разработать и обосновать различные подходы к решению проблемы. Экономическое обоснование дается по каждому варианту: прогнозируются и рассчитываются затраты, связанные с данным вариантом решения проблемы, оцениваются возможные доходы от реализации этого варианта, оценивается эффективность предложенных управленческих, экономических и организационных решений, раскрываются технологии решения проблемы. Формулировка цели может включать следующие обороты: «проанализировать и обобщить опыт...», «выявить возможности использования...», «разработать и обосновать систему мер по...» и др. Формулировки «повышение эффективности процесса...», «совершенствование процесса учета (анализа)...», «разработать обоснованные рекомендации...» – это не цели работы, а задачи, способствующие повышению практической значимости работы. После определения цели работы формулируются задачи, в которых отражено, каким образом студент намерен достичь поставленной цели. Задачи – это пути достижения цели. Состав задач должен быть упорядочен и систематизирован, т. е. каждая следующая задача исследования должна служить логическим продолжением предыдущей, а последовательное их решение должно обеспечивать достижение цели. Задачи логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав или параграфов квалификационной работы. Формулировки задач можно использовать и в названии глав работы. Далее, при написании заключения, целесообразно будет сделать выводы, отражающие достижение цели и решение задач работы. Стилистическое изложение задач делается в форме перечисления: «проанализировать...», «разработать...», «обобщить...», «выявить...», «доказать...», «внедрить...», «показать...», «выработать...», «изыскать...», «найти...», «изучить...», «определить...», «описать...», «установить...», «выяснить...», «дать рекомендации...», «установить взаимосвязь …» и т.п. (см. Приложение 1, блок «Целевая установка»). База исследования. Указывается предприятие, на базе которого былавыполнения практическая часть ВКР. Базой исследования могут являться разного рода источники (например, коллекция и т. п.). База исследования определяет исследовательский инструментарий (какие методы сбора, обработки и анализа материала использовались и почему были избраны именно эти методы). Научные методы исследования принято делить на три группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Данные методы определяют приемы и способы сравнения, анализа и организации всего исследования; 2) методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Они определяют научное обоснование исследования, необходимым условием которого является анализ различных сторон изучаемого предмета, вычленение его составных частей и соединение их в единое целое; 3) методы, используемые в теоретических исследованиях (метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.). Обоснование структуры работы. Краткое описание наполнения, проблематики различных разделов текста: каждой главы (с указанием их названий), заключения, списка литературы (с указанием количества библиографических записей), приложений (с указанием их общего количества, характера и формы). Хотя введение открывает работу, писать его следует после завершения исследования и написания основного текста, потому что именно к этому времени автору обычно становится ясно, что именно он хотел сказать. Требование практической значимости сводится к тому, что ВКРБ выполняется на основе конкретного фактического материала, собранного студентом на базе реально действующего субъекта социально-экономической сферы (предприятия/организации), и должна представлять интерес для организаторов такой деятельности. Основная часть. В основной части ВКР должны быть представлены основные результаты исследования, отражена его методика и техника. Основная часть ВКР должна составлять не менее 80 % ее полного объема. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания и решения научной задачи и дополняющие основной текст, выносятся в приложения. Основная часть ВКР делится на разделы (именуемые «главами» и «параграфами»). Главы ВКР – основные структурные единицы текста. Каждая глава освещает самостоятельный вопрос темы ВКР, а параграф – отдельную часть вопроса, которая связана с формулировками задач исследования. При этом названия глав и параграфов не могут повторять общую тему ВКР. Формулировки должны быть кратки и информативны, но при этом не шире темы ВКР. Последовательность глав (параграфов) должна соответствовать логике раскрытия темы (от общего к частному). Количество структурных единиц текста определяется по согласованию с научным руководителем, при этом учитываются специфика изучаемой проблемы, объем материала. ВКРБ содержит, 2 главы. Каждая из них включает 3 параграфа. Объем параграфа – не менее 6-7 страниц. Содержание глав должно точно соответствовать теме ВКРБ и полностью ее раскрывать. Главы должны быть логически связанны. Главы и параграфы необходимо называть кратко, включая ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку. Излагать материал необходимо аргументировано, стилистически грамотно, четко, сжато, простым и ясным языком. Весь собранный эмпирический материал следует обобщить, иначе мысли и рассуждения автора могут затеряться в обилии фактографического материала. Особое внимание необходимо обратить на наличие выводов. Каждая глава завершается выводами, которые вытекают из текста и являются переходом к изложению следующей главы. Это обеспечивает единство всей ВКР и преемственность ее структурных частей. Первая глава носит общетеоретический характер. В ней раскрываются сущность экономических категорий, основные понятия, подходы к решению проблемы исследования. Рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся обозначенной в ВКРБ проблемы, а также возможности ее решения с обоснованием собственной позиции студента. В эту главу желательно включать иллюстративный материал. Она же содержит максимальное количество ссылок на используемые источники (но не более 2 на страницу). Вторая глава – аналитико-практическая. Здесь дается технико-экономическая характеристика предприятия/организации («2.1. Общая характеристика ООО…»), на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические («2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ООО…»). Рекомендуется проанализировать состояние деятельности экономического субъекта на определенном участке. Анализ проводится с учетом достоверности, сопоставимости данных. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а определяет тенденции развития экономического субъекта, выявляет соответствующие недостатки, их причины, пути возможного устранения. Этот параграф должен служить экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества его выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий. В этот параграф обязательно включается иллюстративный материал (диаграммы, графики, рисунки), характеризующий экономические процессы на предприятии/организации в динамике. Параграф 2.3. является практическим. Его формирование может быть рекомендовано с целью более детальной проработки и реализации практических мероприятий. Он должна содержать методическое, организационное и экономическое решение задач, предложения и рекомендации. Студентом самостоятельно разрабатываются предложения и рекомендации по проблемам совершенствования исследуемого объекта с целью улучшения характеристик его деятельности, экономических показателей и др. Предложения должны быть конкретными, иметь практическую значимость и прямо следовать из выявленных в параграфе 2.2. проблемных зон предприятия. Обязателен расчет экономической эффективности внедрения разработанных мероприятий (их стоимость и прогнозируемый эффект в рублях). Практическая значимость заключается в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическому субъекту для повышения эффективности своей деятельности. Форма внедрения результатов выражается в предложениях по совершенствованию систем социально-экономического регулирования деятельности объекта исследования или рекомендациях по совершенствованию механизма управления экономическими процессами его деятельности. Актуальность разработки или совершенствования расчетных методик обычно выражается в положительном эффекте, связанном с повышением точности расчетов, возможностью на стадии прогнозирования получить количественную оценку выбора рациональных параметров. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы в параграфе 2.2, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Следует учесть, что главным является не просто анализ и обобщение конкретного материала (констатация фактов), а умение студента на основе анализа выявить причины тенденций и найти оптимальное решение наиболее актуальных проблем деятельности организации. На данном этапе работы важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности производственно-хозяйственной системы. Здесь определяется эффективность их внедрения. Существенно повысит ценность работы расчет относительных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации после внедрения разработанных студентом мероприятий (рентабельность, оборачиваемость и др.). Высказанные предложения, которые необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, должны быть связаны с задачами, сформулированными во введении. Разрабатывая комплекс мероприятий по теме исследования, важно определить их состав, содержание, последовательность и сроки внедрения. При этом рекомендуется использовать программный продукт Project Manager. Обязательно провести экономическое обоснование путем сопоставления разработанного варианта с фактическим положением дела. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость ВКРБ. Наибольшую ценность представляют ВКРБ, проектные предложения которых будут приняты предприятием для реализации, что требуется подтвердить специальными документами: письмом с предприятия, актом внедрения, протоколом, справкой и т. п. Примерный объем каждой из глав – 25 страниц. ВКР может быть реализована в одной из следующих форм: - работа прикладного характера; - работа методического характера. Рассмотрим особенности структурирования и представления материала основной части ВКР по каждой из трех форм. Работы прикладного характера включают две главы. Первая глава представляет собой теоретическую основу ВКР и включает освещение теории вопросов по избранной теме, степень их практического решения. В ней следует сделать упор на творческое, критическое осмысление и освещение имеющихся научных знаний, теоретических разработок. Вторая глава имеет прикладной характер. В ней с использованием различных научных методов и современных технологий исследования анализируется собранный автором ВКР практический материал. Эта глава должна содержать анализ, оценку состояния рассматриваемой проблемы на примере организации, выполнение конкретных расчетов, практическую апробацию предложенных теоретических разработок. Последний параграф главы содержит разработку основных рекомендаций и предложений, направленных на улучшение и оптимизацию деятельности конкретной организации. Отличительная особенность данного параграфа заключается в практической применимости и реальности использования предложений и рекомендаций, содержащихся в ВКР. Таким образом, практическая часть ВКР органически продолжает теоретическую; на основе данных собственного исследования подтверждаются или опровергаются выдвинутые в предыдущих разделах работы концепции, наблюдения, закономерности. Исходный материал для практической части исследования собирается в ходе поисково-исследовательской работы, производственной и преддипломной практик. Работы методического характера посвящены характеристике методик (методики) организации производственной деятельности. Методическая тема должна быть достаточно узкой, представлять конкретную проблему, актуальную для профессиональной практики. Чрезмерно широкие, общие темы приводят к поверхностному и описательному изложению. Теоретическая часть работы предполагает углубленный сравнительный анализ существующих методик на основе публикаций. При этом необходимо формулировать собственную точку зрения на разрабатываемый вопрос, основанную на собственном учебном и практическом опыте. Практическая часть представляет собой авторский вариант разработки по теме критического осмысления и разработки на этой основе собственной методики (плана, программы) совершенствования управленч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|