Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средние значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми весами




Городская выборка Сельская выборка
Уровень ИИ Среднее значение Уровень ИИ Среднее значение
ПД 2,16 ПД 2,7
ВСИ 3,24 ВСИ 2,16
Л 1,13 Л 2,31
МИ 1,62 МИ 1,08

 

Согласно полученным данным в городской и сельской выборках обнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделено одинаковое количество значимых факторов, показатели сред­ней насыщенности каждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровню метаиндивидуальности и психодинами­ческим особенностям, что свидетельствует о приблизительно одина­ковом вкладе показателей данных уровней в приспособительную дея­тельность старших школьников.

Различия связаны с более значимым влиянием особенностей по­знавательных функций (уровень вторичных свойств индивида) в струк­туре индивидуальности у городских школьников и личностных качеств у сельских школьников.

2. Наполняемость выделенных факторов разноуровневыми пока­зателями интегральной индивидуальности.

Как видно из таблицы 1, в городской выборке один из пяти факто­ров (2-й) является полным, то есть содержащим показатели всех уров­ней интегральной индивидуальности, а остальные четыре — частич­ными, но тем не менее они содержат показатели 3-х уровней ИИ.

В сельской выборке из пяти факторов один полный (1-й), один фак­тор содержит показатели 3-х уровней ИИ (3-й) и 2 фактора состоят из Показателей 2-х уровней (2-й и 5-й факторы). То есть по сравнению с сельской выборкой у городских школьников обнаруживаются более Упорядоченные, целостные структуры ИИ, хотя как в той, так и в других выборках обнаружено одинаковое количество полных и частичных факторов.

3. Количество облических зависимостей в структуре ИИ.

У городских школьников выявлена одна облическая зависимость между показателями психодинамического уровня, в то время как у сельских школьников — три облические зависимости, одна между психодинамическими свойствами и две между свойствами личностного уровня. Эти данные говорят о том, что у школьников сельского социума структуры интегральной индивидуальности более пластичны и не так жестко детерминированы, как у школьников городского социума.

Таким образом, внешняя детерминация (принадлежность к различному социуму) оказывает воздействие на структурирование интегральной индивидуальности. Однако следует отметить, что это влияние — результат не только одностороннего процесса (специфических условий жизнедеятельности, обстоятельств и т. д.), это и результат встречного процесса — процесса развития специфических внутренних особенностей индивидуальности, проживающей, в частности, в конк­ретном социуме. Внешняя и внутренняя детерминация не взаимоисключающие понятия, они являются взаимодействующими факторами.. «Строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренним причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоя­тельства» (С. Л. Рубинштейн «Человек и мир», 1997).

Это подтверждают полученные данные. Особенности структуриро­вания ИИ показывают специфику внутренних условий индивидуальности в условиях различного социума — значимость познавательны)! особенностей в деятельности у городских школьников и, напротивj личностных — у сельских; более целостные, сформированные структуры индивидуальности у городских школьников, но более пластичные, менее жестко заданные — у сельских.

 

 

2.2. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА СПЕЦИФИКУ ВЗАИМОСВЯЗИ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологических качеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания была предметом исследования в трудах целого ряда отечествен­ных психологов. Ее изучали Л. Баркан, Л. И. Божович, М. И. Буянов. А. Бодалев, А. И. Захаров, И. С. Кон, С. В. Ковалев, А. Е. Личко, £. В. Макарова, Т. М. Мишина, В. Н. Мясищев, А. Н. Обозова, р. А. Смехов, В. Я. Титаренко, Э. Г Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др. Подходы к рассмотрению роли семьи в формировании личности ребенка связаны, в большинстве случаев, со следующими аспектами анализа:

■ структурой семьи (полная — неполная);

■ стилями воспитания (авторитарный, демократический и т. д.);

■ уровнем эмоциональных контактов каждого члена семьи с ребен­ком (негативные отношения, позитивные отношения);

■ психосоциальными особенностями составляющих семью лиц (лица с аддиктивным поведением, родители, страдающие алко­голизмом и наркоманией, акцентуированные личности и т. д.);

■ типами патогенного родительского поведения. Исследование указанных аспектов семейной ситуации составляет «объективную картину» жизни семьи, то есть картину, какой она пред­ставляется исследователю. Но на сегодняшний день не менее актуаль­ной и в практическом аспекте мало изученной является проблема ис­следования «внутренней картины семьи» в восприятии ее самими членами семьи.

Значимость такого подхода обусловлена уже тем, что «без ответа остаются пока многие важные вопросы: о сущности и структуре се­мейных представлений, путях их формирования, способах, какими они оказывают воздействие на жизнь семьи, видах их нарушений и причи­нах этого» (Э. Т. Эйдемиллер, 1990, с. 39).

В то же время новейшие исследования в изучении обыденного со­знания (В. Ф. Петренко, 1988, Е. В. Улыбина, 2001), «наивных пред­ставлений» (D. Clauss, 1981), «ситуационныхсценариев» (Б. М. Велич-ковский, 1982) и процессов каузальной атрибуции (Г. Келли, 1984) создают благоприятную основу для использования этих методов ана­лиза и в области исследования семейных представлений, их влиянии на формирование и развитие личности ребенка. Проведенные иссле­дования, в частности Б. М. Величковским (1982), показали ошибоч­ность широко распространенного мнения о том, что представления человека о той или иной ситуации формируется исключительно тогда, когда он с ней сталкивается. Напротив, уже имеющийся у человека к Моменту встречи с такой ситуацией «сценарий» ее развития во многом предопределяет то, что он увидит в ней и как ее воспримет.

В нашем исследовании мы поставили задачу — изучить особенности восприятия образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьях, а также установить индивидуально-психологические особенности подростков в зависимости от степени отверженности их родителями в этих семьях.

В исследовании приняло участие 30 семей. Были опрошены 15 подростков и их родители (в основном мамы) из благополучных семей и 15 подростков и их родителей из неблагополучных.

Как известно, в психологии понятие «неблагополучная семья» имеет несколько значений. Выделяют объективные и субъективные факторы семейного неблагополучия.

К объективным относят: состав семьи, наличие у родителей наркоманического, алкогольного, токсикоманического стереотипов поведения, семьи с разведенными родителями, негармоничные семьи. К субъективным — характер эмоциональных отношений в семье, преобладающие стили взаимодействия, коммуникативные и эмоциональные дистанции между членами семьи и т. д.

Объективные критерии семейного неблагополучия связаны с субъективным переживанием членами семьи негативных чувств по отношению друг к другу, с увеличением эмоциональной дистанции, с изменением стиля взаимоотношений между членами семьи.

При разделении семей на благополучные и неблагополучные мы использовали объективные критерии, а именно, принадлежность семей к категории негармоничных.

Ж. Н. Глозман (1981) выделяет следующие типы негармоничных семей:

■ распадающаяся семья;

■ неполная семья;

■ регидная псевдосолидарная семья;

■ распавшаяся семья.

Негармоничные семьи характеризуются преобладанием одного из типов патогенного родительского поведения.

В своей монографии А. А. Бодалев (1981) приводит следующую классификацию типов патогенного родительского поведения.

1. Тип А — оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

2. Тип В — ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;

3. Тип С — родители прибегают к угрозе покинуть семью или «разлюбить» ребенка в качестве дисциплинарных мер;

4. Тип Д — внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

5. Тип Е — отсутствие в окружении ребенка человека, способного по­нять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствую­щего или пренебрегающего своими обязанностями родителя. В нашем исследовании принимали участие испытуемые из непол­ных и распавшихся семей. Для этих типов негармоничных семей, по данным А. А. Бодалева (1981), характерно преобладание таких типов патогенного родительского поведения, как А, С, Е. То есть в этих се­мьях обнаруживается нарушение эмоциональных связей между члена­ми семьи, что может оказывать влияние на специфику восприятия ро­дителями образа собственного ребенка, а следовательно, создавать своеобразную установку при восприятии поведения подростка, его поступков, личностных особенностей.

Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных свя­зей в семье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в ис­следованиях, проведенных М. Земска (1986). По данным этих иссле­дований, чрезмерная эмоциональная дистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят к возникновению у ре­бенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним, состо­янию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате фор­мируются такие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость, девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность и робость.

Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отно­шению к детям, а также повышенная концентрация внимания на ре­бенке способствуют формированию таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностей ребенка над потребностями дру­гих, непослушание, отсутствие самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерные для этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспо­мощности, чрезмерном преувеличении собственной значимости, не­способности устанавливать прочные эмоциональные контакты и т. д.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятие ро­дителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагопо­лучных семьях значимо различается и зависит от степени отверженно­сти ребенка в данных семьях.

Для изучения представлений родителей о своих детях была исполь­зована методика, предложенная А. И. Баркан (1999). Родителям предъявлялись два списка личностных черт (94 характеристики), оди­наковых по содержанию. В первом списке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своих детей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить те особенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли те качества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные и отрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены.

Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества черт характера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух списках черт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт и особенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок родителями в семье» (1999, с. 395).

Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителями служило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных черт характера по сравнению с положительными.

 

Таблица 3.

Выраженность показателей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...