Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные корреляционного анализа для студентов с низким уровнем самоактуализации




Структура Интеграль ной индвидуаль ности АВ ЭГ АГ ПО ПЧ ЗА ДР АЛ ЭР Сэр ш СП Т СТ ЭМ СЭ
Время 0,08 0,19 -0,05 -0,16 0,30 -0,11 -0,26 -0,13 0,32 -0,23 0,17 0,05 -0,01 0,34 -0,17 -0,41
Поддержка -0,17 -0,19 -0,22 -0,29 0,07 -0,28 -0,11 0,28 0,03 0,16 0,24 0,09 0,24 0,25 -0,13 -0,17
Ценности -0,10 0,19 -0,02 -0,45 -0,18 -0,10 -0,16 0,15 0,31 0,47 0,53 0,54 0,51 0,26 -0,29 -0,19
Гибкость поведения -0,36 0,34 -0,10 -0,11 -0,09 -0,66 -0,48 -0,42 -0,09 0,11 0,12 0,22 -0,04 0,18 -0,36 -0,30
Сензитивность -,33 -0,14 -0,19 0,09 -0,16 -0,12 -0,01 -0,12 -0,11 -0,03 -0,29 -0,26 0,01 0,18 -0,07 0,11
Спонтаннос ть -0,03 0,14 -0,07 -0,33 0,08 -0,01 -0,12 0,04 -0,05 0,26 0,26 0,30 0,30 0,54 -0,18 -0,20
Самоуважение 0,17 -0,06 0,21 -0,25 -0,43 -0,11 0,13 0,38 0,38 0,33 0,53 0,05 0,47 -0,19 -0,11 -0,09
Самопринятие -0,32 -0,03 -0,12 -0,06 0,29 -0,13 0,27 0,20 -0,03 -0,07 0,19 -0,05 -0,02 -0,02 0,19 -0,27
Представление о человеке 0,20 -0,31 0,09 -0,16 0,17 0,24 -0,06 0,31 0,32 0,19 0,54 0,19 0,29 0,07 0,03 -0,01
Синергия -0,05 0,29 0,10 -0,02 -0,12 -0,09 -0,16 -0,08 0,20 0,05 0,33 0,39 0,12 0,27 -0,11 -0,17
Принятие агрессии 0,24 0,29 0,24 0,27 -0,35 -0,36 -0,47 -0,09 -0,17 -0,24 -0,17 0,07 0,20 0,10 0,22 0,18
Контактнос ть -0,49 0,12 -0,13 -0,00 -0,01 -0,62 -0,19 -0,25 -0,18 0,04 -0,11 0,24 0,04 0,14 0,00 -0,38
Познавательные потребности -0,17 -0,14 -0,21 -0,44 0,31 0,25 0,08 0,11 0,04 -0,06 0,02 -0,04 0,08 0,03 0,06 -0,07
Креативнос ть -0,34 0,14 0,17 -0,17 -0,00 -0,28 -0,34 -0,17 0,23 0,40 0,43 0,49 0,52 0,01 -0,08 -0,26

 

Примечание: ЭР— эргичность; СЭр— социальная эргичность; ПЛ— пластичность; СП— социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюб­ность; АЛ — альтруистичность; жирным шрифтом выделены значения показателей коэффициента корреляции при р < 0,05.

 

 

2. Отрицательные корреляции между шкалой гибкости поведения и шкалами зависимости (-0,66), дружелюбности (-0,48) и альтруис­тичности (-0,42).

Если у студентов с высоким уровнем самоактуализации на гибкость поведения как свойство личности влияет темперамент, то у студентов с низким уровнем самоактуализации на гибкость поведения воздей­ствует уровень метаиндивидуальности. Это говорит о том, что данные студенты ригидны при реализации своих ценностей; не способны бы­стро реагировать на изменения в ситуации, зависимы, не уверены в себе и своих возможностях, стремятся получить помощь от окружаю­щих. Они тревожатся по любому поводу, поэтому зависимы от чужого мнения. При этом они дружелюбны и любезны со всеми, ориентиро­ваны на принятие и социальное одобрение, стремятся всем помочь.

3. Положительная корреляция между шкалой спонтанности (лич­ностный уровень) и шкалой социального темпа (психодинамический уровень) (0,54).

4. Отрицательная корреляция между шкалой самоуважения и шка­лой подчиненности (-0,43). Положительные корреляции между шка­лой самоуважения и шкалами пластичности (0,53) и темпа (0,47).

Как говорилось выше, самоуважение студентов с низким уровнем самоактуализации зависит 6т свойств темперамента и метаиндивиду­альности. Это значит, что у студентов, не ценящих свои достоинства, выражено стремление к беспокойству, ощущение вины, униженности. Они покорны, пассивны, склонны уступать всем и во всем, всегда ста­вят себя на последнее место, осуждают себя, считают себя виноватыми во всех грехах.

5. Положительная корреляция между шкалой представления о при­роде человека (личностный уровень) и шкалой пластичности (показа­тель психодинамического уровня) (0,54). Студенты данной группы не воспринимают природу человека в целом как положительную, они ис­пытывают трудности в переключении с одного предмета деятельности на другой, предпочитают постепенный переход с одних способов мыш­ления на другие в процессе взаимодействия с предметной сферой.

6. Положительная корреляция между шкалой синергии и шкалой социальной эргичности (0,50).

7. Отрицательная корреляция между шкалой принятия агрессии и шкалой дружелюбия (-0,47).

8. Отрицательные корреляции между шкалой контактности и шка­лами авторитарности (-0,49) и зависимости (-0,62).

Иначе говоря, для студентов, не способных к быстрому установле­нию долгосрочных контактов с людьми, характерна доминантность, властность, стремление добиваться уважения к себе. При этом люди, которые лидируют во всех видах групповой деятельности, ожидают помощи от окружающих.

9. Отрицательная корреляция между шкалами познавательных по­требностей и шкалой подозрительности (-0,44).

При низкой степени стремления к приобретению знаний об окру­жающем мире студентам свойственна отчужденность по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительность, обидчивость, склон­ность к сомнению во всем.

10. Положительные корреляции между шкалой креативности и шкалами пластичности (0,43), социальной пластичности (0,49) и тем­па (0,52).

Лица, у которых творческие способности выражены слабо, испы­тывают трудности в переключении с одного предмета деятельности на другой. Они отличаются ригидностью, отсутствием стремления к раз­нообразию форм предметной деятельности, а также низкой скорос­тью моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятель­ности.

Таким образом, студентам с низким уровнем самоактуализации присущи следующие качества: подозрительность, обидчивость, склон­ность к сомнению во всем, покорность, слабоволие. Они не уверены в себе, тревожатся по любому поводу, зависят от других, дружелюбны и любезны со всеми, гиперответственны, стремятся помочь всем. Им свойственна низкая потребность в социальных контактах, пассивность, Невовлеченность в социальную деятельность. Они нуждаются во вре­мени при переключении с одного предмета деятельности на другой, с одних способов мышления — на другие в процессе взаимодействия с Предметной средой. В общении им трудно переключиться от общения с одним человеком к другому. При выполнении предметной деятельности они неторопливы и медлительны, предпочитают говорить спокойно, неторопливо. Можно сделать вывод о том, что различие корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации говорит о специфике структур целостной индивидуальности при разном уровне самоактуализации. В связи с этим, проблема поиска систематизирующих факторов в детерминации специфики интегральной индивидуальности на сегодняшний день актуальна как для теоретической, так и для прикладной психологии.

 

РАЗДЕЛ 4

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

Структура индивидуальности, рассматриваемая вне развития, выс­тупает, прежде всего, как описательная. Только в процессе развития обнаруживаются закономерность и необходимость этой структуры я движущие силы, ее порождающие.

В монографии В. С. Мерлина (1969) указывается, что простейший компонент индивидуальности — отдельное ее проявление большей или меньшей сложности. В качестве таких проявлений можно рассматри­вать индивидуальные особенности нейронных, электроэнцефалогра­фических реакций, вегетативных, моторных, речевых реакций и т. п. В диагностических испытаниях обнаруживается, что некоторые инди­видуальные проявления статистически связаны. Предполагается, что в основе статистических связей лежит какое-то общее индивидуаль­ное свойство. Поэтому систему статистически связанных индивиду­альных проявлений рассматривают как симптомокомплекс какого-либо индивидуального свойства.

Изучение онтогенеза должно показать, насколько правомерно это предположение. Существуют ли изначально такие устойчивые и по­стоянные симптомокомплексы индивидуальных проявлений, или они образуются в процессе развития? Существуют ли закономерные ста­дии развития этих симптомокомплексов?

Первый основной факт заключается в том, что те показатели одно­го и того же индивидуального свойства, которые коррелируют между собой в подростковом возрасте, не коррелируют в возрасте 6—7 и 10-11 лет (Э. И. Маствилискер, 1973). Например, в этих возрастах не кор­релируют друг с другом два показателя тревожности (по В. С. Мерлину и по ТАГ), два показателя ригидности при изучении гаптической и зри­тельной установок, два показателя интроверсии-экстраверсии. Среди свойств личности в дошкольном возрасте не коррелируют друг с дру­гом показатели тревожности ожиданий в общении со сверстниками, старшими и взрослыми (В. Р. Кисловская, 1970). В этом возрасте не коррелируют друг с другом и показатели социометрического статуса по методике Я. Л. Коломинского и по методике одномоментных сре­зов (А. А. Рояк, 1974). Представленные данные позволяют предпола­гать, что на ранних ступенях развития какие-либо устойчивые симп­томокомплексы индивидуальных проявлений, характеризующие индивидуальное свойство (начиная с психодинамического уровня), во­обще отсутствуют. Естественно, что там, где нет еще выраженных свойств, отсутствуют и их связи.

Индивидуальность ребенка вначале представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений, которые лишь в более поздних возрастах мы относим к разным иерар­хическим уровням. После того как возникают симптомокомплексы коррелирующих друг с другом проявлений одного и того же индивиду­ального свойства, состав этих симптомокомплексов изменяется с воз­растом. Например, в 6—7 и в 10—11 лет показатели широты класси­фикации и неструктурированных рисунков не коррелируют с экстраверсией-интроверсией и не входят в ее симптомокомплекс, тог­да как в подростковом возрасте входят в него. Аналогично и с показа­телем эмоциональной возбудимости по ТАГ: в 6—7 и в 10—11 лет он не входит в симптомокомплекс эмоциональной возбудимости, а в подро­стковом возрасте входит.

Так же обстоит дело и на физиологическом уровне — в дошкольном возрасте электроэнцефалографические показатели не коррелируют со многими реактивными показателями свойств нервной системы, с ко­торыми они коррелируют в старших возрастах. Такова ситуация и с показателями свойств личности, регистрируемыми по опроснику Р. Кеттелла. Если речь идет об индивидуальных свойствах наследствен­ного происхождения, то изменчивость симптомокомплексов их про­явлений можно объяснить по образцу соотношения генетического и фенотипического. Пока в нервной деятельности не сложилась устой­чивая биоэлектрическая ритмика, электроэнцефалографические про­явления не могут служить показателями свойств нервной системы. При недостаточном уровне развития второй сигнальной системы методика ТАГ не может быть надежным средством изучения экстраверсии-инт-роверсии. Но если индивидуальное свойство не имеет наследственно­го происхождения, картина его внутренних и внешних связей оказы­вается иной.

Тревожность ожиданий в общении — это особое прижизненно сфор­мированное, а не генетически обусловленное свойство, это именно тревожность по отношению к взрослым. В дошкольном возрасте от­ношения личности недостаточно обобщены. Они ближе к ситуатив­ным. Поэтому целый ряд таких индивидуальных проявлений, которые характерны для развитого отношения личности, не являются компо­нентами того же симптомокомплекса в более раннем возрасте.

Подводя итоги сказанному, можно выделить три аспекта онтогене­за индивидуальных свойств (В. С. Мерлин, 1996, с. 134).

1. В процессе развития складываются симптомокомплексы прояв­лений, характеризующих отдельные свойства личности. В этом отражается становление индивидуальных свойств. Изменение симптомо-комплексов в онтогенезе характеризует процесс развития индивиду­альных свойств.

2. Развитие идивидуальных свойств заключается в изменении ин­тенсивности и частоты их проявления. С возрастом до определенного периода увеличивается сила возбуждения и торможения, степень их уравновешенности, лабильность и подвижность нервной системы. То же относится и к возрастным изменениям свойств темперамента и лич­ности. До какого-то возраста усиливаются степень волевого контроля, эмоциональная уравновешенность, пластичность и другие свойства темперамента, осознание ответственности, прилежание, аккуратность и т. д.

3. Возрастное развитие индивидуальности заключается в возник­новении новых связей между индивидуальными свойствами. Напри­мер, у юноши возникает связь между учебными и профессиональны­ми интересами, интеллектуальными свойствами, отношениями личности.

Все эти три аспекта возрастного развития индивидуальности одно­временно характеризуют и обще возрастное развитие. Они типичны для всех детей определенного возраста. Однако внутри общевозрастных характеристик обнаруживается широкий спектр индивидуальных раз­личий. Это отчетливо проявляется в лонгитюдном исследовании (Е. А. Силина, 1977). Если сопоставить одних и тех же детей в подрос­тковом и раннем юношеском возрастах, то у каждого мы находим ти­пичные возрастные особенности свойств нервной системы и темпера­мента, выраженные в большей или меньшей степени. Но, анализируя всю выборку детей в разных возрастах, мы обнаруживаем высокую ран­говую корреляцию исследуемых свойств данной индивидуальности. От­носительное постоянство рангового места каждого из этих свойств го­ворит о его устойчивости, а изменение абсолютной величины каждого соответствующего показателя — о его возрастной изменчивости. Од­нако в результате индивидуальных различий в темпе возрастного раз­вития каждого из изученных свойств их индивидуальное постоянство и устойчивость лишь относительны. Ранговое место, которое занима­ет ученик по данному свойству в каждом возрасте, не является абсо­лютно постоянным.

Как видно из изложенного, одни и те же свойства могут характери­зовать и возрастную ступень развития, и индивидуальную особенность, поэтому возрастные свойства могут маскировать сходные с ними ин­дивидуальные свойства.

Таким образом, мы приходим к следующей характеристике онтоге­неза разноуровневых связей индивидуальных свойств по сравнению с одноуровневыми. Разноуровневые связи развиваются в сторону все большей много-много-значности, одноуровневые — в сторону все большей дифференциации относительно автономных и однозначно связанных между собой симптомокомплексов. Разноуровневые связи образуются в онтогенезе благодаря цепи опосредующих, промежуточ­ных звеньев, различных в зависимости от возраста. Основным и пер­вичным среди них является индивидуальный стиль жизнедеятельнос­ти и деятельности. Индивидуальный стиль, как отмечалось, не только воспитывается, но и выбирается самим субъектом. Поэтому развитие интегральной индивидуальности в наибольшей степени определяется выбором индивидуальных систем движений, операций и стратегий промежуточных целей.

Одноуровневые связи могут возникнуть в онтогенезе благодаря не­посредственной зависимости одних свойств от других. Развитие одно­уровневых связей детерминировано достаточно жестко. Развитие раз­ноуровневых связей более гибко, пластично, изменчиво. Различные варианты развития одной и той же интегральной индивидуальности, как мы полагаем, равновероятны. В онтогенезе оба типа детермина­ции все более дивергируют, их различия выражаются все более ясно и отчетливо. Лишь благодаря единству этих двух типов онтогенеза воз­можны саморазвитие и саморегуляция интегральной индивидуально­сти как большой системы.

Современные исследования возрастных особенностей становле­ния интегральной индивидуальности (В. В. Белоус, А. И. Щебетенко, 1995; В. В. Белоус, 2000; Т. В. Белых, 2001; Т. В. Копань, 1996; К. В. Макарова, 1991; А. А. Осипова, 1991 и др.) позволяют сделать вывод о том, что в процессе возрастного развития изменяется харак­тер одноуровневых и межуровневых связей в структуре индивидуаль­ности. «Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность кон­кретного возраста, межуровневые — условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуров­невых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла чело­века в целом» (В. В. Белоус, 2000).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном пособии предпринята попытка анализа современных под­ходов, определяющих основные принципы исследования индивиду­альности человека: комплексный подход к исследованию индиви­дуальности (Б. Г. Ананьев, 1969); субъектно-объектный подход к исследованию индивидуальности (А. В. Брушлинский, 1991); спе­циальная теория целостной индивидуальности (В. М. Русалов, 1988), теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1986), бази­рующаяся на методологии одного из вариантов системного подхода (Л. Берталанфи, П. К. Анохин и др.) и продуктивно развивающаяся в последние годы в концепции интегративной психологии развития В. В. Белоуса.

В данной работе акцент сделан на определении роли и места те­ории интегральной индивидуальности в системе междисциплинар­ного современного знания, на определении основных принципов и методов изучения индивидуальности с позиций интегративного под­хода. Руководствуясь основным методологическим принципом — принципом системности, а в экспериментально-методическом пла­не — общей теорией живых саморегулируемых и самоактуализиру­ющихся систем, В. С. Мерлин (1975, 1980, 1986) показал, что интег­ральная индивидуальность человека — частный случай саморазвивающейся и саморегулируемой живой системы. Она со­стоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уров­ней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития материи — биохимического, общесоматического, нейро-динамического, психодинамического, личностного, метаиндивиду-ального и уровня социально-исторических индивидуальных свойств. Между иерархическими уровнями интегральной индивидуальнос­ти существуют много-многозначные (полиморфные) связи, вскры­вающие непричинный — телеономный — тип детерминации (в от­личие от однозначных связей на одном и том же уровне, вскрывающих каузальный тип детерминации). В онтогенезе поли­морфные связи возникают равновероятно благодаря опосредующей функции цикла промежуточных переменных. Основной из них яв­ляется деятельность в конкретной ситуации и ее индивидуальный стиль. Посредством выбора опосредующей разноуровневые связи индивидуальных свойств деятельности и формирования индивиду ального стиля деятельности, выполняющего транзитивную, компенсаторную и системообразующую функции, становится возможным социальное, в том числе педагогическое управление развитием ин­тегральной индивидуальности.

Идеями интегратизма и системного развития индивидуальности пронизаны не только труды В. С. Мерлина, но и его учеников и после­дователей. В последнее время они получают все большую эксперимен­тальную поддержку (Г. П. Былим, 2000; Ш. М. Гойя, 1996; Н. Дрокина, 1996, Л. А. Ивашнева, 1998; С. А. Клемешов, 2000; Т. В. Копань, 1996, К. В. Макарова, 1992; Я. Михитарьянц, 1993, Л. В. Мищенко, 1993; А. Т. Найманов, 1991; Н. В. Орлинква, 1988; Ф. О. Семенова, 2001; ф. М. Шидакова, 1991, А. И. Щебетенко, 2001). В работах Б. А. Вят-кина (1986, 2000) идеи интегратизма получили свое развитие в кон­цепции индивидуальных стилей активности человека (Ю. Я. Горбунов, 1992; Е. И. Себирякова, 1996 и др.).

Авторов современных концепций индивидуальности объединяет мысль о том, что человек рассматривается как активный субъект пси­хической деятельности, хотя они и приходят к этому выводу по-разно­му (А. И. Щебетенко, 2001).

«Именно интегральная индивидуальность, — поясняет В. С. Мер­лин, — а не отдельные ее уровни определяют успешность человека в той или иной специальной деятельности. Все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, орга­низации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в ка­честве субъекта активности рассматривается вся интегральная инди­видуальность, а не отдельные ее уровни и когда должным образом учитывается много-многозначность разноуровневых связей индиви­дуальных свойств» (1996, с. 197).

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. № 5.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. —272 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 340 с.

4. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Меди­цина, 1968. — 548 с.

5. АсмоловА. Г. Психология личности: принципы общепсихологического ана­лиза. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.

6. Ахвердова О. А. Закономерности динамики психологических, личностных и психопатологических проявлений в структуре токсикоманического стереотипа девиантного поведения подростков // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 25. 2000. С. 81-90.

7. Ахвердова О. А., Боев И. В., Волоскова Н. Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Став­рополь: Изд-во СГУ, 2000. — 274 с.

8. Базылевич Т. Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1983. 144 с.

9. Базылевич Т. Ф. Системные исследования антиципации в структуре инди­видуальности // Вопросы психологии. 1988. № 4.

10. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия. М.; Воронеж, 2000.

11. Барабанщиков В. А., Ломов Б. Ф. Системный подход к исследованию пси­хики // Психологический журнал. 2002. № 4. С. 27-38.

12. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психо­логический журнал. 2003. Том 24. № 1. С. 29-47.

13. Баркан Л. Практическая психология для родителей. М., 1999.

14. Белорусов С. А. Самовосприятие и ценностная ориентация человека // Жур­нал практического психолога. 1998. № 5.

15. Белоус В. В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальнос­ти. Пятигорск. 1995. — 160 с.

16. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пя­тигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. — 136 с.

17. Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциаль­ной психологии // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 45-55.

18. Белоус В. В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1993. — 40 с.

19. Белоус В. В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 102-107.

20. Белоус В. В., Михитарьянц Е. Я. Влияние разноуровневых основ интеграль­ной индивидуальности на результативность совместной мыслительной деятель-

ности // Формирование профессиональной личности учителя. Пятигорск, 1992. — 12 с.

21. Белоус В. В., Найманов А. Г. Диагностический подход к распознаванию раз­личных иерархических уровней индивидуальности // Взаимосвязь формирования личности и коллектива. Рига, 1989. — 29 с.

22. Белоус В. В., Орлинкова Н. В. Проблема единства темперамента и деятель­ности в современной дифференциальной психофизиологии // Психология и психо­физиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1986. — С. 87-95.

23. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. —270 с.

24. Белых Т. В. Динамика структур интегральной индивидуальности в зависи­мости от выраженности мотивации достижения успеха // Интегративная антропо­логия. Когнитивная психология. Этнопсихология (Тезисы докладов III Междуна­родного конгресса). Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. — С. 18-25.

25. Боев И. В., Золотарев С. В. Психофизиологическая диагностика и диффе­ренциальная диагностика конституциально-типологического личностного конти­нуума подростков. Ставрополь: Ставропольская государственная медицинская ака­демия, 1999. — 55 с.

26. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб., 1996, — 380 с.

27. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психоло­гический журнал. 1991. № 6. 1992. № 1.

28. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная и нели­нейная система // Психологический журнал. 1999. № 5.

29. БудинайтеГ.Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные пред­почтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5.

30. Буякас Т. М, Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценнос­тей — культурных символов — в индивидуальном сознании // Вопросы психоло­гии. 1997. № 5.

31. Васина Е. А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Ав-тореф. канд. дис. СПб., 1993.

32. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действи­ем. М.: МГУ, 1991.— 144 с.

33. Василенко Л. Д. О взаимодействии ортогональных симптомокомплексов при характеристике типа темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. С. 233-243.

34. Гойя Ш. М. Влияние типа темперамента на динамические особенности речемыслительной деятельности школьников в спокойной и затрудненной ситуации " Теоретические и прикладные проблемы подготовки учителя иностранных язы­ков. Пятигорск, 1990. — 22 с.

35. Гойя Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной Деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях. Автореф. дис.... Канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1991. — 20 с.

36. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педа­гогика, 1980.— 152 с.

37. Гомелаури М. Л. Конфликт в подростковом возрасте и социальные ожида­ния // Психологические исследования. Тбилиси, 1966. С. 44-48.

38. Гордецова И. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших школьников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып. 2. С. 71-78.

39. Гоов В. В. Ведущие социогенные потребности в подростковом возрасте // Серия философии, психологии, экономики и прав. Тбилиси. 1978. № 1. С. 118-120.

40. Гоов В. В. Экспериментальное исследование возрастной динамики личностно-мотивационной сферы сельских школьников // Человек как интегральная сис­тема. Межвуз. сб. науч. трудов. Ростов-на-Дону, 1988. С. 106-120.

41. Гришин В. В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспита­тельном процессе. М: МГУ, 1990. — 64 с.

42. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и свойства нервной систе­мы. М.: Наука, 1970. — 271 с.

43. Демин М. В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. философия. 1974. № 2. С. 44-48.

44. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теорети­ческие проблемы. М., 1993. — 456 с.

45. Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблемы ценностей в философии. М., 1966. — 26 с.

46. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1956. — 61с.

47. Интегральная индивидуальность: структура и функция / Под ред. В. В. Бе­лоуса 1994. — 147 с.

48. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вят-кина. М., 1999.—327 с.

49. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педаго­гические аспекты / Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1988. — 104 с.

50. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. — 278 с.

51. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типо­логических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 277 с.

52. Козлова И. Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы пси­хологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М.: На­ука, 1976.

53. Козычева Э. П. О влиянии разноуровневых свойств индивидуальности на обучение иноязычной диалогической речи // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 1988. С. 58-65.

54. Коссов Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Академичес­кий проект, 2000. — 240 с.

55. Копань Т. В. Экспериментальное исследование специфики структур интег­ральной индивидуальности у городских и сельских старших школьников в завися-мости от мотивации достижения. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1996.— 21 с.

56. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индиви­дуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4.

57. Крапивская Л. В. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1983.

58. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. —

224 с.

59. Кулешева Л. Н. История отечественной психологии воспитания. Автореф. дис.... докт. психол. наук. СПб., 1999. — 43 с.

60. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. М.: Наука, 1995. — 271 с.

61. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психоло-гич. журнал. 2000. № 3.

62. Леонтьев Д. А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150-157.

63. ЛомовБ. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.

64. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М, 1991.

65. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.

66. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Наука, 1967.— 144 с.

67. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987. — 48 с.

68. Магомед-Эминов М. Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации //Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 3-25.

69. Макарова К. В. Зависимость структур интегральной индивидуальности подростка от социальных условий бытия // Формирование профессиональной лич­ности учителя. Пятигорск, 1992. С. 197-199.

70. Макарова К. В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1992. — 20 с.

71. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников: Сб. науч. ст. Вол­гоград: Перемена, 1991. — 16 с.

72. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Просвеще­ние, 1984. С. 85.

73. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психо­логию личности. М.: Просвещение, 1985. — 317 с.

74. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 425 с.

75. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. —478 с.

76. Нартова-Бочавер С. Два типа нравственной самоактуализации личности / 'Психологический журнал, 1993. Том 14. № 4. С. 24-31.

77. Мерлин В. С. Взаимосвязь социально-типичного и индивидуального в лич­ности // Вопросы психологии. 1967. № 4. С. 34-43.

78. Мерлин В. С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимо­связей «человек-общество» // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 3-12.

79. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. —253 с.

80. Мерлин В. С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности // Психологический журнал. 1980. № 1.

81. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова. Воронеж, 1996. — 448 с.

82. Мищенко Л. В. Динамика структур интегральной индивидуальности сту­дентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1993. — 21 с.

83. Найманов А. Т. Исследование взаимосвязи темперамента и личности по принципу интегральной характеристики индивидуальности // Теоретические и прикладные проблемы подготовки учителя иностранных языков. Пятигорск, 1990. —39 с.

84. Найманов А. Т. Экспериментальное исследование проблемы распознава­ния разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1991. — 20 с.

85. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.

86. Никитюк Б. А., Соловьева С. А., Черкасова Р. С. Влияние соматотипа и типа темперамента на индивидуальные различия в эффективности двигательной памяти // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 1988. С. 8-20.

87. Орлинкова Н. В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельно­сти. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Тбилиси. 1988. — 20 с.

88. Осипова А. И. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1991. — 200 с.

89. Павлов И. П. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — 616 с.

90. Павличенко Ю. В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1995.

91. Петровский А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 110 с.

92. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1969. — 339 с.

93. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе / Под ред. В. С. Мухиной М., 1987. — 151 с.

94. Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники / Под ред. Т. В. Зинченко, В. Г. Ромека. Ростов-на-Дону: Южно-Российский гуманитарный институт, 2000. — 287 с.

95. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М.: Наука, 1974.— 294 с.

96. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. — 208 с.

97. Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический жур­нал. Т 15. №3. 1994.

98. Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 175 с.

99. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности. М.: Педагогика, 1980. — 103 с.

100. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.

101. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Акад. наук СССР, 1957. — 328 с.

102. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических раз­личий. М: Наука, 1979. — 352 с.

103. Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента че­ловека. // Психологический журнал. 1989. № 1.

104. Русалов В. М. Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки. М., 1989. С. 168-179.

105.Русалов В. М. Некоторые основания специальной теории интегральной ин­дивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: тео­ретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988. С. 3-11.

106. Русалов В. М. Психология и психофизиология индивиду

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...